Вокально-исполнительская надежность специалистов в контексте теорий информационно-эмоционального стресса

Вокально-исполнительская надежность специалистов в контексте теорий информационно-эмоционального стресса Вокальное творчество, в которой воплощен многовековой жизненный опыт народа, его мудрость, красота, взгляды на различные явления природы, традиционно является обязательным компонентом обучения и воспитания подрастающих поколений . Выдающиеся мыслители и просветители разных времен развития украинского общества придавали большое значение пения в передаче потомкам культурных, нравственных, этических и эстетических ценностей (Лысенко, Сковорода, К. Стеценко, Сухомлинский и другие). Именно поэтому в период возрождения национальной духовности достаточно остро стоит проблема формирования вокально-исполнительской надежности у будущих специалистов. Этот феномен учеными музыкальной дидактики трактуется не как врожденная, а приобретенная интегральная свойство исполнителей, обеспечивает безошибочное воспроизведение произведений любых условиях (Л. Котова, Ю. Цагарелли, Д. Юник и другие). К основным признакам исполнительской надежности музыкантов инструменталистов отнесены: стабильность безошибочного воспроизведения усвоенного музыкального материала на репетиционных проигрываний музыкальных произведений или публичных выступлений; безотказность работы эмоциональной, слуховой, интеллектуальной и моторной сфер личности в обычных и эмоциогенным условиях в течение необходимого времени; непрерывное выполнение регулятивных функций музыкально-исполнительской деятельности; наличие такой силы мотивации, отражает желание и внутреннее волевое стремление по успешности выполнения поставленных задач; внезапную мобилизацию резервных сил организма на создание эмоциональной устойчивости как накануне выступления, так и во время игры перед отборной аудиторией.

Вместе с тем, в теории и методике вокальной подготовки специалистов вовсе отсутствует информация о исполнительской надежности певцов. Осуществленные исследования проводились только в плоскости инструментальной подготовки музыкантов, но и здесь остались без внимания ученых вопрос зависимости надежности выступления исполнителей от влияния на них информационного и эмоционального стресса. Это обстоятельство требует тщательного изучения состояния данной проблемы в теории и методике вокальной подготовки специалистов, поскольку анализ вышеупомянутых признаков исследуемого феномена показывает, что исполнительская надежность ставится в прямую зависимость от эмоциональной сферы личности. Благодаря этой сфере регулируется адаптационная поведение субъектов, от которой зависит успешность их деятельности. Пение на эстраде не всегда бывает качественным. Довольно часто вокалисты забывают слова, «хрипят» (теряют голос), впадают в физическую недвижимость (ступор) и др. Идеомоторная функция эмоций предотвращает результаты действий в воображении певцов и провоцирует «себя на него». В процессе вокального выступления координируется универсальный язык эмоций, поскольку эмоциональное содержание является самостоятельной характеристикой пения. Она достигается зависимостью характера голосового звука от функционального состояния организма личности, переживает ту или иную эмоцию. Задействовать все вокальные резервы организма и «включить» соответствующие фонации звукоутворюючои системы можно лишь при условии активизации скрытых эмоциональных механизмов, которые обеспечивают мгновенную неосознанную и автоматически отлаженную работу всего количества отдельных компонентов голосообразующие аппарата: дыхание, гортани, резонаторов. Конечно, выступления вокалистов перед отборной аудиторией своим напряжением приравниваются к экстремальным ситуациям, так как могут вызвать острую форму выражения высокого уровня интенсивности эмоций, которая психологической наукой отождествляется с состоянием аффекта. Аффект (от латинского affectus — душевное волнение) — это «... стремительный и бурный эмоциональный процесс взрывного характера, который может предоставить не покоренной сознательному волевому контролю разрядку в действии». По мнению Р. Немова, аффект является результатом действия или поступка, отражает личностное эмоциональную окраску в аспекте оценки содеянного. По его убеждению, аффекта присущи такие психологические особенности, как: бурная внешнего проявления эмоционального волнения; относительная кратковременность прохождения эмоциональной реакции; безотчетность и резкая видображенисть бифузного характера эмоционального состояния личности. В теории и методике обучения музыки острую форму выражения высокого уровня интенсивности эмоций довольно часто связывают с действием психологического стресса (М. Азавашвили, З. Аникеева, В. Антонюк, И. Герсамия, Н. Гребенюк и другие). Зато в трудах ряда ученых доказано положительное и отрицательное влияние такого стресса на деятельность субъектов (Л. Аболин, О. Дашкевич, Т. Землякова, Е. Носенко, И. Пацявичус, И. Переверзева, Селье и т. д.). По их исследованиям, самая высокая результативность работы достигается не при отсутствии стресса или его минимальной интенсивности, а в оптимальной зоне, которая является индивидуальной. Поведение субъектов в стрессовых условиях значительно зависит от типа нервной системы, силы и слабости их нервных процессов. Такое соотношение и определяет форму прохождения стресса — евстрес или дистресс. Евстрес оказывает положительное, мобилизующий влияние на жизнедеятельность организма, а дистресс, наоборот, — отрицательный, тормозящий (А. Тимченко). Различают два вида психологического стресса: информационный и эмоциональный. Информационный стресс возникает в ситуации интеллектуальных перегрузок при следующих условиях: непосильность решения задач; ограниченность временным лимитом при принятии важных решений; наличие высокой степени ответственности за последствия принимаемых решений (Л. Китаев-Смык). Низкое качество знаний, умений или навыков создает «дефицит» информации, который также способствует появлению информационного стресса. В конце ХХ — начале XXI веков психологическая наука пополнилась экспериментальными данными о том, что стереотипные навыки в оптимальной зоне стрессовых ситуаций выполняются еще быстрее и автоматизировано, чем слабо натренированы. Воспроизведение последних на тех же условиях находится под угрозой и требует контроля со стороны активной произвольного внимания. Специалистам высокого уровня знаний, умений и навыков присущий стенический влияние эмоций на их личность во время действия оптимальной силы стрессовой ситуации, среднего — волнение и тревога, а низкого — чрезмерная эмоциональное напряжение (М. Дьяченко). Для музыкальной дидактики понятие «информационный стресс» является новым и почти не изученным. Впрочем, догадки об информационном стресс и его влияние на процесс деятельности исполнителей прослеживаются в литературных источниках по теории и методики обучения музыке, где надежность в концертном выступлении связывается с качеством подготовки к нему (Е. Алексеева, Л. Баренбойм, И. Герсамия, Й. Гофман, Н. Гребенюк, И. Левидов, Ю. Цагарелли, Г. Ципин т. п.). По убеждению указанных авторов, на сцену необходимо исходить только из «чистой» совестью, которая бывает в случаях уверенности исполнителей в высоком качестве усвоения материала и при наличии того, что во время работы над ним все услышано, продумано, преодолен технические трудности. Именно недостаточной профессиональной готовности к выступлению В. Касимов рассматривал как один из факторов дезорганизации сценической деятельности музыкантов-исполнителей. Максимально приблизились к этой проблеме Л. Котова и Д. Юник. Изучая вопрос исполнительской надежности музыкантов инструменталистов, они рассматривали сложность решения задач как один из факторов влияния на исследуемый феномен и пришли к выводу, что: 1) чем большее количество разрозненных элементов имеет исполнительское действие, тем сложнее становится задача; 2) точность распознавания едва заметной разницы, даже одного составного элемента такого действия вызывает больше усилий исполнителей для ее воспроизведения; 3) временной лимит усложняет задачу координации исполнительных действий или ее элементов; 4) косвенные, абстрактные и сложные мыслительные операции затрудняют задачу.

Источник: СтройСми .