Психологические основы формирования правовой культуры студентов часть 2

из-за не разработанности в педагогической науке проблема гражданского воспитания не занял надлежащего места в содержании образования педагогических учебных заведений. Поэтому неудивительно, что, учитывая практического решения поставленной проблемы в профессиональной подготовке учителей и преподавателей высших учебных заведений имеются заметные пробелы, которые не могут не повлиять на качество их учебно-воспитательной работы. Об острой необходимости ее существенного улучшения свидетельствуют результаты уровня гражданской культуры учащейся и студенческой молодежи. Основная задача преподавателя, заинтересованного в совершенствовании гражданского воспитания студентов, сводится к осмыслению тех ценностей, которыми должен обладать молодой человек, чтобы достичь статуса социально-зрелой личности, гражданина. Такое осмысление имеет двойное значение. Во-первых, оно помогает педагогу определить существенные признаки гражданской зрелости, способы ее учение и критерии оценки и, во-вторых, позволяет подобрать оптимальные варианты адекватных педагогических средств ее формирования и развития. Изучение педагогической литературы показывает, что для конечных результатов гражданского воспитания молодежи используются разные понятия, а именно: „ гражданская ценность «, „ гражданская зрелость», „ гражданственность «, „ правовая культура» и др. Среди педагогов популярными стали социально-психологические подходы к раскрытию сущности гражданственности. Анализ литературных источников показывает, что большинство педагогов-исследователей сходятся во мнении о существенных существенных признаков гражданственности.
аренда шатров и тентов в Севастополе, Симферополе, Крыму
Так, в одном из справочных педагогических изданий отмечается, что во гражданственностью понимают „ осознание каждым гражданином своих прав и обязанностей по отношению к государству, обществу ". В другом произведении авторы отмечают, что „ гражданственность можно интерпретировать и как разновидность базовой социальной установки, суть которой заключается в готовности личности сознательно принимать и ответственно, добросовестно (а не по принуждению) выполнять законы и требования своего государства ". Гражданственность человека как сложное психологическое образование является усвоена им доля социально-культурного опыта, который можно назвать гражданской культурой. Ценности, составляющие гражданскую культуру, принадлежат ко всем основным сферам личности: нужно-мотивационной, когнитивной, интеллектуальной, эмоционально-волевой и поведенчески-деятельностной. Признаками проявления каждого компонента есть не что иное, как идеально представлены результаты решения определенных задач гражданского воспитания. По ним определяют сами воспитательные задачи. Так, потребность человека в знаниях проблем государственного масштаба, интерес к ним, захват ими являются результатом решения задачи по воспитанию у нее гражданской направленности, то есть формирования и развития интенционный компонента гражданской культуры. Гражданская направленность — это нацеленность человека на проблемы государственной и общественной жизни. Она проявляется в стремлении человека глубже познать свою родину, постичь ее политические, экономические, научные, образовательные и культурные достижения и проблемы, жизнь национальными интересами государства, гражданином которого он является, постоянно соотносить их с личными потребностями, интересами, а при наличии разногласий или противоречий компромиссно преодолевать их. Гражданская направленность является выразителем высших духовных потребностей человека, его воли, стремлений, интересов, увлечений и тому подобное. Гражданская эрудиция проявляется в его осведомленности в таких областях знаний, как обществоведение, государствоведение, украинское народоведение, краеведение, а также правоведение, география и история Украины, всемирная история и тому подобное. Эффективным педагогическим средством формирования и развития этого компонента является изучение соответствующих учебных предметов (Конституции Украины, основ государства и права, истории Украины и т. д.), овладение которыми обеспечивает гражданско значимые знания. Гражданское сознание — это осознание человеком своей принадлежности к определенной государственно-гражданской общности, конституционно закрепленных за ней прав и обязанностей, умеренное отношение к событиям общественно-политического характера (например до выборов, определения тех или иных исторических событий и т. п.), а также уважительное отношение к государственному языку, символики и тому подобное. Это и осознание собой как выразителя национальных интересов своего государства, гордость и переживание за увенчанные славой и трагические страницы ее истории. В операционно-процессуальном аспекте гражданское мышление ничем не отличается от любого другого его вида (политического, экономического, технического, математического и др.). Оно реализуется через такие операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация и др. В содержательном аспекте гражданское мышление характеризуется тем, что предполагает оперирование категориями и понятиями, которые используются в процессе анализа явлений общественной, государственной и общественной жизни. В значительной части оно „ совпадает "с политическим и экономическим мышлением. Гражданские чувства — это чувства любви к родной земле, своему народу, его языку, искусства, культуры, обычаев, традиций и др .; чувство ответственности за судьбу государства, за ее будущее, чувство долга, в соблюдении правовых и морально-этических норм во всех аспектах жизнедеятельности человека. Они составляют тот эмоциональный фон, на котором вызревают и проявляются гражданская воля и решимость человека. Гражданская поведение характеризует позицию человека о возможных альтернативных решений проблем общественно-политического характера и проявляется в ее трудовой и общественно-полезной деятельности, характеризуется высоким уровнем активности. Приведенные характеристики свидетельствуют о целостной системе задач гражданского воспитания студенческой молодежи. Основательное его знания прежде всего нужно преподавателю, потому что он отбирает соответствующие дидактические материалы, методы, приемы, формы обучения и тому подобное. Воспитание человека в любом аспекте дает желаемые результаты, когда оно органично сочетается с процессом его самовоспитания, то есть когда воспитательные влияния преподавателя „ усиливают «собственные самовоспитуемой стремление студента и, образно говоря, вызывают „ педагогический резонанс».