Особенности восприятия студентами музыкальных радио — и телепередач

Особенности восприятия студентами музыкальных радио — и телепередач Значительное количество социологических исследований, направленных на изучение особенностей общения молодежи с музыкальной массовой информации, показывают высокий престиж, имеющих радио и телевидения в среде молодежи. Практически у всех студентов есть точки местной радиотрансляционной сети, радиоприемники, телевизоры. На вопрос о слушании и просмотр ими музыкальных передач, как правило, исследователи получают положительные ответы, подтверждающий заинтересованность опрошенных информационными программами. Однако данные о наличии у представителей молодежной аудитории источников радио — и телепередач не могут быть достаточными аргументами в анализе особенностей их восприятия. Ведь прослушивания и просмотр музыкальных программ не всегда имеют характер активного информационного общения. Некоторые передачи или их фрагменты воспринимаются целенаправленно и внимательно, другие субъект почти «не замечает» в широком информационном ряду. В этом случае действенность массовой информации оказывается иллюзорной, а иногда и противоположным заданным целям. При одновременном, нередко параллельного звучания разноплановых музыкальных передач, рассчитанных на удовлетворение разнообразных интересов субъектов и имеют разную функциональную нагрузку, особое значение приобретает подготовка молодежи к осознанному выбору программ, определенного способа их слушания и просмотра, зависит от "интеллигентности, культуры, отзывчивости и психологического настроя человека» Авторы научных работ дифференцируют информационное общение в основном на два типа: активное и пассивное восприятие. По этому признаку в первую группу относим студентов, для которых типично четко выраженный интерес к музыке во всем ее разнообразии, высокое качество вкусовых предпочтений, планирования прослушивания и просмотра музыкальных передач.
apple сервисный центр москва официальный
Вторая группа — это студенты, которым не хватает настоящего интереса к музыке, их контакты с массовой информации носят ситуативный, незапланированный характер, в них наблюдается ориентация только на развлекательные музыкальные программы. Численность именно последней группы молодежи свидетельствует о необходимости совершенствования педагогической работы в направлении формирования у юношей и девушек музыкальной культуры. Существенной проблемой подготовки студентов к восприятию музыкальных передач является развитие у них целенаправленного внимания. Как указывалась, доступность звучания музыки нередко вызывает «обесценивания» музыкальной информации, порождает привычку к непрерывному звукового фона. Вследствие этого возвышенная атмосфера восприятия музыки унижается до уровня потребления, происходит без каких-либо духовных усилий субъекта, как звуковой фон для других видов деятельности. Например, А. Моль различает три возможных способа слушания радиопередач. Первый — это выборочное прослушивание программы или ее отдельной части, приближается к идеальному варианту. Слушания в этом случае почти полное, то есть внимание радиослушателей полностью поглощена музыкой. Второй — фоновое или „ антуражные "прослушивания. Радио создает только музыкальный фон, который никак обогащает духовную культуру субъекта восприятия. Третий — „ ищущее «прослушивания, в котором реципиент крутит ручку настройки, чтобы „ поймать что-нибудь», способно привлечь его внимание. При этом поведение слушателя обусловлена исключительно принципом удовольствия. Поскольку есть возможность «слушать музыку, не слушая ее», в процессе информационного общения молодежи преобладают фоновые и коминатни (О. Г.Костюк) формы музыкального восприятия, когда реципиент «пунктирно» осознает то, что тихо звучит из транзисторов. Типичность и распространенность этого явления оцениваются в литературе неодинаково. Так, многие ученые видят здесь негативные тенденции в развитии музыкальной культуры, а определенные преимущества радио среди других средств массовой информации, которыми обусловлена популярность радиопередач. По словам Л. Мерлени, радио «не отвлекает» нас от других занятий, как это делает телевидение. Его можно слушать, занимаючись делами «. О. Г.Костюк придерживается мнения, что использование музыки как сенсорного агента через технические средства ее звучание бало бы ошибочно считать» отклонением от нормы ", потому что музыка, которая воспринимается комитатно , сохраняет определенное эмоционально — эстетически значение для слушателя. перемежаясь с нашими простыми действиями, отмечает Ж. Капен, музыка заставляет реципиентов участвовать уколетивному переживании, поднимает их в чувство социальной принадлежности. Поэтому можно уверенно сказать, что культура не обогащается от того, что разноплановые вещи сочетаются и любая их иерархия отсутствует. В. П.Матонис отмечает роль фоновой музыки в активизации физической и умственной деятельности молодежи, эмоционального состояния личности. По комитатного слушания, то автор обращает внимание на важность правильного выбора произведений, которые звучат. Используя музыку как попутный элемент, не следует обращаться к большим жанров (сонаты, симфонии, квартеты и т. д.), так как они будут восприниматься субъектом фрагментарно, что не даст ему возможность глубоко понять содержание музыки. Учитывая возможности применения фонового и комитатного восприятия в педагогических целях, следует иметь в виду, что информационное общение не может ограничиваться только такими его формами, поскольку перенасыщение радиопередач музыкой прикладного характера сводит на нет воспитательный потенциал многих из них, порождает установку на пассивное отношение к музыкальной информации. В бесконечной эксплуатации того, что доступно и составляет непременный атрибут культуры, оказывается серьезная девальвация музыкальных ценностей, а непрерывное слушания несовместимо с собственно музыкальным восприятием. В связи с этим возникает проблема определения оптимального количества звучание музыки в радиопередачах. Многие из авторов отмечают нецелесообразность слишком частых прослушиваниям музыкальных произведений, восприятие которых достигает точки, после которой эстетическое удовольствие от музыки уменьшается. Поэтому человек, прослушала в течение дня шесть раз симфонию, вряд ли пориватиметься прослушать ее седьмой раз. Изучение масс восприятия музыкальных радиопередач тесно связано с вопросами качества звучания. Известно, что механическая передача звуков, электрические преобразования, особенно в современных малогабаритных транзисторах, приводят к изменению тембра, выравнивание динамики, безплотности звучания и других факторов, которые в значительной степени мешают пониманию образного содержания произведения. Большое количество радиоприемников дают возможность только слышать и узнавать музыку, а не слушать и наслаждаться ее звучанием. Технические недостатки аудиопередач дали основания Т. Адорно утверждать, что радио является неадекватным средством музыкальной информации. Модификации, которые зазанае симфония, которая звучит по радио, нередко касаются самой сути музыки. В этих случаях радиостанция знакомит слушателей с чем вполне отличным от предложения композитора. Поэтому в научных трудах говорится о необходимости совершенствования звуковых устройств, упроавдження таких технических изобретений, которые бы позволили модулировать глубины звука, улучшать его качество. Признано, что наибольшей эффективности воспроизводства изящных оттенков музыкального звучания, его чистоты, прозрачности, стереофоничности достигают передачи на ультракоротких волнах. Диапазон частотной модуляции, который обычно используется для прослушивания музыки, является перспективным каналом развития сенсорной культуры музыкального восприятия молодежи. Учитывая это стоит напомнить о важности решения такой педагогической проблемы, как укомплектование учебных заведений соответствующей аппаратурой, ее распространение в музыкальном быту млоди.