Психологические основы формирования правовой культуры студентов часть 4

Опыт, накопленный европейской системой гражданского образования, для нас интересен прежде всего своим принципиальным содержанием, поскольку в нем в концентрированном виде представлены цели образования и пути их достижения . Главные цели гражданского образования были обозначены на международном конгрессе ЮНЕСКО 1978, а именно: — давать знания о правах человека одновременно в национальном и международном масштабе; — развивать знания лицами, с помощью которых права человека могут становиться политической и социальной действительностью; — давать знания о неразрывной связи прав человека и прогресса, мира и разоружения; — подчеркивать связь нового международного, социального и культурного порядка с возможностью для всех народов пользоваться их правами человека. Перечисленные цели гражданского образования можно определить как стремление гуманизации международного и национального порядка к гармоничному развитию личности. Общее-гуманистический характер гражданского образования определяет ее основные принципы: непрерывность, междисциплинарность, связь образования с практической деятельностью, интеркультурнисть. Непрерывность свидетельствует о том, что гражданское образование должно быть много этапным процессом, охватывающим все важные периоды формирования человеческой личности. В ходе высшего и профессионального образования не только совершенствуется приобретения специальных знаний и навыков, но и осуществляется процесс формирования гражданских качеств человека. На этом этапе распространяются и углубляются знания о правах человека, происходит познание их философских, культурных, политико-правовых и социально-экономических основ, определяется гражданская позиция человека, его общественно-политические ориентации. Междисциплинарность гражданского образования ориентирует на необходимость использовать потенциал как учебных предметов, так и преподавателей, ведущих занятия.
Корпусная мебель на заказ
Каждая дисциплина, которая включает в себя исторический и теоретический опыт, который вошел в современное понимание прав человека и демократии, может быть использована для целей гражданского образования. Соответственно, каждый учитель, который понимает значение гражданского образования, и имеет необходимые знания и навыки для того, может включиться в процесс преподавания. На практике принцип междисциплинарности реализуется таким, например образом. В школьных программах, рекомендованных министерством образования Франции, предполагается, что при изучении определенных тем по истории следует обращать внимание студентов на явления, связанные с современным пониманием прав человека и демократии. Существуют аналогичные рекомендации по изучению тем по географии, определенных произведений на уроках литературы; при изучении иностранного языка предлагается использовать тексты международных документов по правам человека. Принцип междисциплинарности в преподавании граждановедения, принятый в европейской системе образования, подчеркивает общегражданский смысл этого предмета. Это ничуть не умаляет значение преподавания прав человека как составной части юридического образования. Напротив, в Европе придается большое значение изучению прав человека всеми, кто связан с законодательной, исполнительной и судебной властями (депутатами всех уровней, рабочими правоохранительных органов и пенитенциарной системы, сотрудниками пограничных и таможенных служб, судьями и адвокатами) современного правового государства. Преподавание граждановедения включает собственно в себя юридическое образование, но преследует более широкую цель: сформировать прочные правовые убеждения граждан в качестве основы правовой демократической культуры. Принцип связи гражданского образования с практической деятельностью является выражением неразрывной единства знаний-убеждений-поступков человека. Уроки демократии и прав человека не будут иметь смысла и эффективности, если их ведут авторитарными методами или в условиях пренебрежительного отношения к человеческим правам и достоинству учеников. В соответствии с принципом единства гражданского образования с практической деятельностью Совет Европы рекомендует поощрять участие в высших школ в работе неправительственных организаций, имеющих опыт успешной борьбы за права и достоинство человека, а также — обучать учащихся самостоятельному сбору информации о права человека в современном мире с различных источников, ее анализу и оценке, выработке сбалансированных и справедливых суждений. Студенты должны знать о существующих национальных, региональных и универсальные механизмы защиты прав человека. Этот принцип отражает деятельно-практический характер гражданского образования, направленной на развитие демократии и гуманизации межчеловеческих отношений, общества и государства. Принцип интеркультурности гражданского образования, с одной стороны, выражает универсальность прав человека, которые, как подчеркивает Всеобщая декларация прав человека, принадлежащих каждому „ независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения ", а, с другой стороны, отражает поле культурный (многие культурный) характер современного общества. Поле культурность современного общества — главный фактор, определяющий необходимость введения принципа интеркультурности в образование. Литература

  1. Конституция Украины К., 1996
  2. Постановление Кабинета министров Украины о программе правового образования населения Украины № 336, М., 1995
  3. Быстрицкий И. М. Психолого-педагогические аспекты перспективных систем и технологий обучения: взгляд в будущее. Одесса, 1994. — 196 с.
  4. Бойков. Правовая культура и вопросы правового воспитания. М., 1974. — 220 с.
  5. Головченко. Правовая культура и демократизация (методические рекомендации в помощь лектору). К., 1990. — 20 с.
  6. Джуринский А. Н. Развитие образования в современном мире. М., 2004. — 240 с.
  7. Еникеев М. И. Юридическая психология. М., 2001. — 349 с.
  8. Зюбин. Психолого-педагогический аспект правового воспитания учащихся профтехучилищ и работы с трудными подростками. Л., 1976 — 64с.
  9. Иванчук В. Формирование гражданской культуры учащейся и студенческой молодежи в процессе обучения // Путь образования. — 2000. — № 2
  10. Карамушко Л. Н. Психология взрослого человека. Нежин, 2004. — 113 с.
  11. Кирчук. Психолого-педагогическая диагностика развития учащихся и коллектива школы. К., 1998. — 106 с.
  12. Магдик А. Правовое воспитание школьников: теория, опыт, проблемы. — Постметодика. — 1999 г. № 2/4
  13. Матвиенко П. животворной источники патриотизма // Пост методика. — 2000 — № 1
  14. Рагозин М. Гражданское воспитание: методология и организация в свете европейского опыта // Путь образования. — 1999.
  15. Шапар В. Психологический толковый словарь. Х., 2004 — 640 с.