Психологические идеи в теоретической и художественном творчестве и. франко

Реферат на тему: Психологические идеи в теоретической и художественном творчестве И. Франко В многогранной наследии Франко значительное место занимают психологические идеи, которые были тесно связанные с его разносторонней деятельностью и представляли собой неотъемлемую часть его научного мировоззрения, литературоведческих и педагогических взглядов. Франко как мыслитель, ученый и писатель обнаружил довольно большую осведомленность во многих вопросах философско-психологического характера, общей психологии и особенно психологии художественного творчества. Он основательно изучал новейшие течения в психологии, критически их переделывал, решая те или иные психологические вопросы. Иван Франко понимал, что без знания психологии человека невозможно создать яркие образы (типы людей). Поэтому он придавал большое значение научным психологическим знанием, они помогали ему в художественном творчестве и литературной критике, а также в общественной деятельности. Во психологией Франко понимал науку о человеческой душе, которая рассматривает все духовные функции человека, но не формально, как логика, а учитывая их содержание, причины, процесс и результат. По мнению Франка, психика, сознание человека развивались постепенно. Об этом говорится в статье «Мысли об эволюции в истории человечества». Анализируя первые «завязки общественной жизни», Франко пришел к выводу, что наибольшую пользу для жизни «в стадах и общинах» принесло «выработки беседы». «Беседа» дала толчок к развитию мышления, памяти и вообще высоких духовных способностей человека, которые и предоставили ей окончательное преимущество над природой в борьбе за существование.

Для Франко чрезвычайно важным вопросом психологии стал вопрос о личности, о «человеке в целом», ее характер и другие психологические свойства, вопрос об условиях формирования личности, создания различных типов людей, которые приходится писателю изображать в своих произведениях . Понятие личности было весомым Франко также как вопрос, связанный с воспитанием детей. В своих художественных произведениях («Грицева школьная наука», «Отец-юморист», «Карандаш» и др.) Франко проявил себя прекрасным знатоком психологии детства и юношества, дал глубокий анализ тех условий, при которых формируются личность, тот или иной тип ребенка, его характер, способности и тому подобное. Человек Франко понимал прежде всего как социальное существо, характер которой зависит от условий общественного бытия, в которых он живет, воспитывается и работает как член общества. Каждый человек является прежде ребенком определенного времени, определенного народа, воспитанным на определенных понятиях и взглядах, от воздействий которых еще никому в мире не удалось освободиться. Франко отмечал, что для него самого, как писателя, было приятной вещью «рисовать те специальные логики и психологии» разных людей, несмотря на окружение, в котором человек воспитывается, формирует свою личность, реагируя на общественные влияния, побуждающих человека «к такому, а не другого делания». Особенно ярко Франко удалось отразить свои взгляды на роль социального окружения и воспитания в формировании основных черт личности в рассказах о детях. Он показал, что при благоприятных условиях воспитания развиваются лучшие черты характера и способности ребенка, а если отсутствуют такие условия, то и прекрасные природные задатки, будучи «не применяемые и потрясены, онемеют и захиреют в завязку». В рассказе «Schonschreiben» Франко мастерски раскрывает психологию детского коллектива, что, пройдя уже определенную школу дрессировки страхом и наказанием, стал «дисциплинированным». Дети потеряли любые товарищеские чувства и вместе с учителем участвовали в насмешках над потерпевшим другом, хотя каждый из них дрожал и боялся. Психологически правдиво объясняет это поведение класса Франко, говоря, что так уж сила тиранского давления, достаточно тирану улыбнуться, и все, кто находится под его гнетом, смеяться несмотря на то, что смеются над своей судьбой. И. Франко в рассказе «Борис Граб» и неоконченной повести «Не спросив броду» показывает формирование личности одаренного ученика, который благодаря настойчивой работе над собой и с помощью своего любимого учителя достиг значительных успехов в науке, в выработке положительных черт характера, в воспитании интереса к физическому труду и тому подобное. Писатель так характеризует основные черты этого юношу: "Одаренный необычными способностями, огромной памятью, быстрым и честным умом, он с теми врожденными дарами объединил большую бдительность и трудолюбие, восхищение к порядку и точности и произведенное гимнастикой и физическим трудом здоровье и сильную телосложение. Свое время умел он распределить так, что на всякие, на любой науку находил время и время "1. Освещая проблему воспитания личности, И. Франко касался многих вопросов, имеющих важное теоретическое и практическое значение для педагогической психологии, для воспитательной работы вообще среди широкой общественности. Ученый отстаивал «разумное воспитание», которое давало бы гармоничное развитие всех духовных и физических сил человека, прививало бы ей передовые взгляды. Глубокое понимание психологии человека позволило Франко ярко изображать в своих художественных произведениях разные типы людей с учетом окружения, которое влияет на формирование того или иного типа. Рассматривая вопрос о природе психики, Франко считал, что душа (психика) и тело (материя) образуют единство, две стороны единой природы человека, психика, сознание является продуктом, функцией мозга. Настоящая наука, по Франко, должен отбросить двойственность в природе, а базироваться на единстве (монизме), то есть должен признать, что материя и сила — одна суть, что дух и тело — одна суть.