Предпосылки разработки нечетких оценок уровня профессиональной подготовки и эффективности деятельности пилотов часть 2

, где — тангаж, который был задан. Однако такие ограничения «мягко» фиксированными, так как их преувеличения не рассматривается как нарушение: «любой выход за границы ограничений должно быть быстро, но не резко исправлен». Например, «максимальное допустимое» отклонение по высоте — 250 футов (76.2) м По итогам проверки выставляется общая оценка: «сдал» — ставится, когда кандидат в каждое упражнение получил оценку не ниже «Е»; «составил частично» — ставится, когда кандидат в каждое упражнение получил одну оценку не ниже «F». Ему предоставляется возможность пересдать это испытание; «не сдал» — ставится, когда кандидат в каждое упражнение получил две и более оценок «F». Необходима проверка уровня ЧП в полном объеме после обучению. В гражданской авиации (ГА) СНГ используются критерии оценок уровня ЧП ЛС, которые могут иметь нечеткий характер вследствие неопределенности, касающейся состояния ПС и внешней среды. Кроме того, характеристики управляющих действий и особенности ВС могут быть заданы в виде нечетких описаний (табл. 3). Таким образом, оценка уровня ПП зависит не только от мастерства пилота, но и от состояния ВС, внешней среды и ограничений, заданных в неявной (качественной, расплывчато) форме. Рассмотрим соответствующий комплексный показатель БП (1) где — показатель состояния окружающей среды; — показатель состояния ПС; — показатель состояния пилота. В результате приведенного представляется приемлемым и необходимым давать качественную оценку ЧП пилота, формулируя минимальные требования к нему профессиональным языком. Эти минимальные требования могут быть представлены как нечеткая поверхность, определяющая уровень ЧП пилота. В качестве примера качественного описания внешней среды могут быть рассмотрены характеристики интенсивности турбулентности атмосферы и значений сдвиги ветра, которые длительный срок используются в ЦА (табл. 4,5). Известный подход, позволяющий квалифицировать пилотов по уровню ЧП на качественном уровне (табл. 6), который не нашел широкого распространения из-за отсутствия соответствующих количественных показателей.
Kontorsstädning I Nynäshamn
Рис. 1. Поверхность минимальных профессиональных требований к пилотам Таблица 4 Классификация интенсивности турбулентности

Интенсивность турбулентности (болтанка) по шкалам, что Диапазоны перегрузок и их прироста Скорость единичного порыва
используются рекомендованные ICAO
Слабая  — 1-5
Умеренная Слабая 5-10
Сильная Умеренная 10-15
Штормовая Сильная Более 15
Таблица 5 Классификационные значение сдвиги ветра (ICAO)

Интенсивность сдвиги ветра Вертикальный сдвиг ветра на высоте 30 м Горизонтальное сдвиги ветра на расстоянии 600 м Скорость восходящего потока Влияние сдвиги ветра на управление ПС
Слабое 0 ... 2 м / с 0 ... 2 м / с 0 ... 2 м / с Незначительное
Умеренное 2 ... 4 м / с 2 ... 4 м / с 2 ... 4 м / с Существенное
Сильная 4 ... 6 м / с 4 ... 6 м / с 4 ... 6 м / с Существенные сложности
Очень сильная > 6 м / с > 6 м / с > 6 м / с Опасное
Таблица 6 Шкала оценок профессиональных способностей (квалификации) пилотов (используемой для оценок военных летчиков в СССР)

Оценки Содержание оценок
9 Блестящие летные способности. Выдающийся летчик. Лучший летчик подразделения.
8 Очень высокие летные способности. Талантливый летчик, гораздо выделяется среди других, даже более опытных. Один из лучших летчиков подразделения.
7 Высокие летные способности. Отличный летчик. Скорее своих друзей по возрасту (летном опыта) овладевает летной мастерством. Один из лучших летчиков подразделения.
6 Хорошие летные способности. Перспективный летчик. Один из лучших в технике пилотирования в своей группе.
5 Хорошие летные способности. Обычный хороший летчик, ничем особенным не отличается.
4 Средние летные способности. Перерывы в полетах, осложнения ситуации, новые задачи отзываются на успешности деятельности несколько больше, чем у других.
3 Летные способности низкие. Летные навыки недостаточно прочные. Требует больше внимания, чем большинство летчиков того же возраста.
2 Летные способности очень низкие. Овладевает летной подготовке медленнее других летчиков своей группы.
1 Летные способности отсутствуют или недостаточны. В полетах допускает много ошибок. Лучше выбрать другую профессию.