Дифференциация социально-психологических основ страха взрослого человека

Дифференциация социально-психологических основ страха взрослого человека Страх невыносимо отрицательное, тяжелое переживание знакомо почти каждому человеку, чрезвычайно сильное неприятное ощущение, что может заставить человека изменить привычную жизнь. Американские психологи утверждают, что 15% населения США подвержено фобиям. В нашей стране еще недостаточно исследовано этот вопрос, чтобы с уверенностью говорить обо всем населении, что уже само по себе усиливает актуальность данной проблемы Актуально проблема социально-психологических основ страха взрослой личности на разных этапах онтогенеза, в частности в зрелом возрасте. В научном мире еще не сложилось единого мнения по определению возрастных границ зрелого возраста, попытка отдельных авторов по — разному подавать периодизацию зрелого возраста для мужчин и для женщин. Поэтому учитывая имеющиеся в мировой психологической науке различные периодизации возраста зрелости мы склонны относить зрелость к отрезку жизни от 16 до 60 лет (Р. Гаулд, Д. Левинсон, Д. Вейлант), основываясь на том, что каждую фазу зрелости завершает нормативная кризис развития (18, 30, 40,50,60рокив) календарных границы которой могут варьировать в зависимости от течения периода, индивидуальных особенностей личности и характера жизни в целом. Изучению проблемы страха еще не уделила достаточного внимания психология зрелого возраста (акмеопсихология). В частности, социально — психологические основы страха личности зрелого возраста нуждаются эмпирического изучения, а именно: виды страха личности приобретенные во время ее взрослой жизни, определения и дифференциация закономерностей и психических механизмов страхов личности на разных этапах онтогенеза; теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание, формы, виды, детерминанты, механизмы как психологические основы страхов, определить оптимальные условия сочетания коррекции и профилактики страхов в контексте акмеопсихологии для становления психологической культуры личности и психологической компетенции в условиях современного общества самостоятельного независимого государства. Поиск путей выявления психологических основ страха и повышения эффективности его преодоления личностями на разных этапах онтогенеза, привел к необходимости глубокого и систематического изучения проблемы страхов у лиц активного трудоспособного возраста с целью улучшения творческой самореализации личности.
Ремонт стиральных машин
С одной стороны, страхи охраняют от возможных несчастий, но с другой — они ограничивают свободу, не дают личности достичь тех вершин в которых она способна, а отчасти даже блокируют возможность попробовать сделать это. Отмечаем, что так как новый социально-исторический этап развития мировой научной мысли изменил статус национальной науки, определив ее, в частности в нашей стране как „ Украинский психологию ", психологи должны проанализировать психогенный наследство современного общества, и в частности, в отношении страха. Механизмы страха взрослого человека почти века эксплуатировались тоталитарной властью и, к сожалению, эксплуатируются во многих странах и по сей день. Над психикой взрослого человека со времен окончания НЭПа велись непрерывные эксперименты по внушению страха, параллельно с заверениями, что настоящий советскому человеку не свойственный страх, а только присуща бесстрашие, как достойная ее черта. Единственное чего советский человек не должна была бояться, так это доносить на своих близких, родных, соседей и просто не знакомых людей, у которых она (опять же из страха за свою жизнь!) должна прежде всего видеть «врагов народа». Миллионы советских людей все это пережили прямо или косвенно, опыт многолетних негативных переживаний вошел в общественное сознание, поэтому есть общая генетическая память, прежде всего в подсознании, которая, как выяснилось, больше руководит личностью чем сознание. Размышляя о широте влияния сознательного и бессознательного в нашей психике, представьте айсберг и поймите, что надводная видимая часть его — это наша психика управляемая сознанием, а все, что под водой, невидимая часть, которая значительно больше и не доступна взору, то наша психика, управляемое бессознательным и подсознательным (т. е. генетическим опытом предыдущих поколений, и генетической памятью). Страх в психике взрослых советских граждан долго и верно служил параноидной руководству и продолжает служить и сейчас ограниченным, а не добросовестным, агрессивным руководителям любого уровня, и уже теперь служит свою черную службу по инерции. Запущенный в наше общественное сознание страх, специально внушаемый почти целый век, активно стимулированный голодоморами «22-го», «33-го», «47-го» лет и репрессиями от 37-го до 54-го годов, умолчанию судьбы 60000000 представителей различных наций и национальностей замученных в ГУЛАГе. Через влияния на механизм страха прежде всего взрослого человека можно лишить социального здоровья в наиболее длительный период онтогенеза — зрелость, где личность реализует репродуктивную функцию и активно включается в трудовую деятельность, что особенно значимо для общества. Основываясь на психологических основах страхов, биологической и социальной роли периода зрелости, профилактика и коррекция страха в условиях независимого общества отвечать требованиям современности, когда содержание, формы и методы психологической помощи будут дифференцированы и идентифицированы с возрастными закономерностями протекания страха , ориентированные на формирование психологической компетентности и психологической культуры и психогигиены личности, которая направляется на реализацию задач современной психологии. Страх достаточно скрытный и коварный враг: он действует тогда, когда человек меньше защищена и часто не осознается личностью. По выражению Бернарда Шоу: «В этом мире всегда есть опасность для тех, кто боится». Исследование страхов взрослых будет способствовать обеспечению формирования психологически — компетентной личности, способной к творческому саморазвитию в условиях динамических изменений социокультурной среды. Психологическая компетентность в вопросах профилактики страхов и психогигиены рассматривается как структура, которая проявляется в многофункциональной деятельности, характеризуется системностью, относительной целостностью, гибкостью, мобильностью, зависит от потребностей практической деятельности человека, от историко-общественных условий, социально-психологических и культурных характеристик данного общества. Задача дальнейших исследований в работе над проблемой выработать концептуальный подход, модель проявления страхов личности на разных этапах онтогенеза, в частности на различных фазах зрелого возраста; выявить и разработать психодиагностические методы исследования страха у взрослого человека; предложить модель психологической компетенции личности как основ психогигиены страхов, разработать модель системы психологической их коррекции в контексте акмеопсихологии и экспериментально проверить влияние реабилитационных мероприятий на процесс личностного роста человека. Учитывая требования современного динамичного общества считаем необходимым еще раз обратиться к разработке теоретических и методических основ изучения страхов в зрелом возрасте; проанализировать и систематизировать теоретические научные подходы к исследованию страхов; в частности необходимо открыть историко-общественные основы детерминант страха в национальном менталитете личности зрелого возраста; подвергнуть глубокому психологическому анализу психогенный наследство современного общества относительно страха; охарактеризовать социально — психологические основы насаждение, внушения, культивирование страха, использование властью механизмов страха для воздействия на человеческую самосознание запечатлено в социальный опыт предыдущих поколений на территории современного постсоветского пространства. Необходимо изучить социально — психологические основы страха лиц зрелого возраста: закономерности, генетические корни, особенности проявлений, механизмы (внутренние, латентные и другие) необходимо создать концептуальную схему течения страхов локальную, целостную для каждой фазы возраста зрелости; дальнейшего развития должны приобрести глубинные научные исследования генезиса проявления страха. Практическая значимость исследования направлена на разработку методических основ диагностики страха зрелого возраста и конкретных критериев и уровней для каждой фазы зрелости (от 16 до 60 лет), в выявлении и разработке психодиагностических средств для взрослого человека; дальнейшего развития вступят принципы профилактики и коррекции страха. В реальной обследовании значительного массива лиц возраста каждой из фаз зрелости; будет усовершенствована психологические средства коррекции и профилактики на разных фазах зрелого возраста, приобретает остроту и необходимости исследования психологических основ страха: закономерности, особенности переживания и преодоления, механизмы (внутренние, внешние, латентные, скрытые, пролонгированные), интеграция эмоций. Концептуальная модель течения страхов нами строится схематично, как локальная, целостная и в частности для каждой фазы возраста зрелости психологические механизмы, принципы трансформации. В концептуальной схеме конкретизируются принципы, как научные положения для дальнейшей профилактики и коррекции, охарактеризуется ужасно детерминанта психогенных заболеваний на разных возрастных этапах; изучается влияние страха на самосознание на личностный и профессиональный онтогенез периода зрелости. Изучаются возрастные кризисы как одна из возможных детерминант зарождения новых видов страха личностей зрелого возраста. Для того, чтобы понять эту нестабильность стоит понять природу страхов, их специфику и функции. Здоровый человек не тот, кто ничего не боится, а тот который не боится бояться. Литература

  1. 1. Роксолана Гнатюк В плену фобий // ПАН Украины. Огляд. -2 (21) . — 2004. -С.28-29
  2. 2. О. Осадько Страх как проявление личностных самоограничений // Психолог. -7 (103) . — 2004. -С.25-30