Психологические основы ролевой реабилитации

Психологические основы ролевой реабилитации Понятие реабилитации по своему смыслу и происхождению означает восстановление утраченной способности, возвращение определенного качества после того, как она по каким-то причинам неблагоприятным изменениям. Ролевая реабилитация — это реабилитация средствами ролевых методов практической психологии. В обычном понимании реабилитация — это прерогатива психокоррекции или психотерапии. Реабилитационная педагогика должна сочетать в себе психотерапевтические функции с традиционными целями и задачами обучения и воспитания, то есть не только формировать, развивать, но и устранять те препятствия, которые возникают на пути нормального развития личности. личностно-ролевой подход не нов для педагогики. Однако, несмотря на то, что ролевая игра считается одним из важных методов обучения (особенно, когда речь идет о выработке профессиональных навыков), еще слишком рано говорить о исчерпывающее использование игровых методов в педагогике. Традиции применения игры (в частности ролевой) в психотерапии гораздо более солидные, и можно говорить о ролевой психотерапию как отдельную отрасль практики психологической помощи личности (Гройсман, 1979). По нашему мнению методы ролевой игры очень подходящими для сочетания терапевтического и педагогического подходов и создания концепции ролевой реабилитации. Одна из важнейших функций психологической роли это ее связь с образом «Я».
Алюминиевые двери
Важнейшие роли человека входят в структуру его личности, а следовательно от их функционирования зависит личностное благополучие. С другой стороны, из-за роли возможное влияние на личностные механизмы для психотерапии, психореабилитации и воспитания Я-концепции, ведь последняя существенным образом зависит от психологических ролей человека, в первую очередь — от ролевых ожиданий окружающих (см. Бернс, 1986). Роль это не только одна из функций личности, но и модель возможного «Я» человека. Роли могут быть реальные и мнимые, внешние и внутренние. Самые разнообразные формы представления человека о себе могут существовать в ролевой форме, то есть воплощаться в конкретные ролевые образы, которые не обязательно соответствуют реальным функциям личности, а могут быть связаны с идеалами, стремлениями, потребностями личности. Чаще всего ролевая реабилитация необходима тогда, когда имеет место потеря или нарушение ролевых функций человека. Деформация или разрушение психологической роли приводит к ролевой дезадаптации и требует психокоррекции, направленной на восстановление нормальных ролевых функций. Лучше всего это можно сделать в ситуации искусственной роли, в игровой ситуации. Во-первых, как считает Г. Л.Лендрет, «игра — естественная речь ребенка, она является средой для ее самовыражения, в которой он чувствует себя наиболее комфортно» (Лэндрет, 1994, с. 53). Во-вторых, в игре ребенок не боится ошибиться, потому что эта ошибка не такая роковая как в реальной жизни. Игровая роль это «черновик» жизненной роли и можно отработать ее механизмы без серьезных последствий для жизни человека и взаимоотношений с другими. Ролевая игра является действенным средством реабилитации ребенка в случае, когда и получила психическую травму, переживает кризисный период, или имеет другие эмоциональные психологические проблемы. Выполнение роли осуществляется на двух уровнях: поведенческом и чувственном. В процессе выполнения роли у ребенка возникает ролевое переживание, которое сочетает интеллектуальные, моральные и другие чувства, связанные с ролевым образом. Ролевое переживание может служить средством реабилитационного воздействия как форма эмоционального отреагирования и как форма компенсации дисгармоний собственной личности в творческом процессе. Важным аспектом ролевой реабилитации связь жизненных ролей человека с жизненным миром личности. Жизненный мир человека определенным соотношением внешнего мира, в котором живет человек, и внутреннего мира ее переживаний, образов, отношений (Титаренко, 1991). При жизненного кризиса жизненный мир человека подвергается деформации, а иногда (в особо серьезных случаях) почти полного разрушения): потери связей, изменения отношений, исчезновение привычных ориентиров и тому подобное. Очевидно, реабилитационная помощь должна направляться на восстановление жизненного мира, точнее его внутренней подструктуры. Внешняя подструктура жизненного мира находится за пределами компетенции психотерапии, но даже в случае его разрушения (например, у переселенцев из Чернобыльской зоны, или беженцев из зон военных конфликтов) эти потери можно частично компенсировать изменениями во внутреннем мире. Человек является социальным существом, поэтому важное место в ее мире принадлежит значимым другим людям, с которыми он общается. Потеря одного из близких (смерть, разлука) это потеря части жизненного мира, также нуждается психореабилитации. Чем может помочь в этом случае ролевая игра? В игровой форме можно смоделировать любую ситуацию из реальной жизни человека, и не просто смоделировать, а пережить все необходимые чувства, как это делается, например, в психодраме (см. Барц, 1997; Киппер, 1993; Лейтц, 1994). Таким образом восстанавливаются утраченные образы, переживания, отношения. Человек компенсирует дефицит реальных жизненных переживаний ролевыми переживаниями, которые имеют значительный терапевтический эффект. Ролевое переживание возникает не только в процессе ролевой игры или психодраматического действия. Близкий к ролевого переживания состояние возникает во многих видах творческой деятельности человека, сопровождающейся ролевой децентрации или частичным перевоплощением в образы творчества. Ребенок не просто рисует, она представляет себя на месте того персонажа, которого изображает. Подобные чувства возникают не только в активной творчества, но и при пассивном восприятии творческого материала — чтение, просмотр киночы мультфильма, слушания музыки и тому подобное. Именно поэтому, например, ребенок так любит слушать или читать любимые сказки, переживая себя не месте героев и погружаясь в сказочный мир, на время становится заменой ее реального жизненного мира. Здесь можно наблюдать потребность ребенка в ролевом переживании, а не просто познавательную потребность, ведь часто ребенок знает любимую сказку или фильм почти наизусть и ничего нового в познавательном плане уже не получает. Творчество как средство психотерапии и психореабилитации широко применяется в таких терапевтических методах, как арттерапия, терапия творческим самовыражением (см Бурно, 1989). Описанные закономерности является на наш взгляд наиболее важными именно для основных принципов реабилитационной педагогики. Творческую деятельность, творческое самовыражение и ролевую игру можно очень гармонично вплести в любую учебно-воспитательную программу. Мало того, педагогические программы обязательно должны все это богатейший арсенал. Для того чтобы достичь психореабилитации нужно только осуществить по настоящему индивидуальный подход, будет заключаться в учете личностных психологических проблем ребенка или подростка. А это возможно при сотрудничестве педагога не только с опытным методистом и психологом, хорошо знают индивидуальные особенности и способности ребенка, но и с психотерапевтом.