Психологические основы художественного восприятия часть 5

В процессе восприятия художественного произведения происходит его интерпретация. Каждая деталь произведения приобретает для реципиента особенного, символическое значение, помогает осознать смысл изображенного, поэтому рассматривается более внимательно, дифференцированно, чем в жизненных ситуациях. С точки зрения психологии, художественная деталь выполняет функцию стимула (раздражителя), что влияет на наше сознание, актуализирует предыдущий жизненный и художественный опыт, вызывает определенный ассоциативный ряд, пробуждает чувства, оценивается, интерпретируется. Важным фактором восприятия являются условия, при которых происходит общение реципиента с произведением, а через него — с автором. Картина и скульптура лучше воспринимается в музее или в картинной галерее в окружении других произведений искусства, где она лучше вписывается в интерьер, является неотъемлемой частью гармоничного целого. Художественный фильм лучше посмотреть в кинотеатре, где все предназначено для того, где ни реклама, ни лишние разговоры, ни семейные события — ничто не мешает процессу восприятия. Восприятие художественного произведения (как и восприятие вещи, события, явления) в значительной степени зависит от воспринимающего лица: его личностных качеств, подготовленности к такому восприятию, характера эстетического опыта, круга интересов, установки и тому подобное. Наша установка на восприятие опосредованная всей нашей культурой.
магазин женской одежды оптом
В ней содержится ожидание эмоций, предсказания определенного рода впечатлений, наслаждения от встречи с прекрасным. Специальные помещения для восприятия произведений искусства (музеи, театры) создают условия для возникновения такой установки. В случае отсутствия ожидаемых эмоций человек испытывает недовольство, разочарование. Эмоции, которые мы получаем в процессе эстетического восприятия, кардинально отличаются от эмоций, которые рождаются в обычных жизненных обстоятельствах. Такие эмоции «переживаются в особом контексте сознания». П. М.Якобсон отмечает, что «печаль, возмущение, грусть, которые возникают при восприятии произведения искусства, окрашиваются иначе, чем тогда, когда они возникают в контексте реальных человеческих отношений». Но эстетические чувства могут появиться только при таких условиях, когда человек отдается впечатлению от созерцания произведений искусства, готова «сопереживать» с тем, что там изображено. Эстетические чувства имеют специфические качества. Во-первых, они возникают только в контексте художественного восприятия, имеют определенные особенности их переживания. Человек осознает, что только «сопереживает», а не является участником событий. Эстетические эмоции не подавляют человека, как, скажем, реальный ужас, а переживаются с элементом известной отчужденности. Во-вторых, несмотря на всю разнообразие эстетических эмоций, на их разный смысл и силу, в них всегда присутствует эстетическая радость, эстетическое удовольствие. Осознание человеком обусловленности своих переживаний контекстом восприятия не исключает возможного влияния этих эмоций на человека. Говорят о «заражаемость» эстетических переживаний, их очищающее действие. Под влиянием эстетических чувств человек способен почувствовать душевное очищение от мелких себялюбивых стремлений и чувств — катарсис, "И в этой очищающему действию от разных переживаний, возникших от восприятия произведения искусства, — пишет П. М.Якобсон, — заключается особая радость, радость необычного познания, появляется в процессе художественного восприятия ". Таким образом, "в процесс переживания по поводу воспринятого включается весь человек с присущими ей оценкам, идеалами, нравственными убеждениями, представлением о своем назначении. И все это оживляется (актуализируется) в процессе художественного восприятия, рождает живое отношение к воспринятого ". Вместе с тем это отношение тоже может в свою очередь измениться под влиянием полученного впечатления от созерцания красоты искусства. Выготский доказывает социальную обусловленность эстетических чувств. «Сами чувства, которые вызывает художественное произведение, суть чувства, социальное обусловлены». Подтверждение своего мнения психолог находит в Бухарина: «Один из крупнейших знатоков Египта, Эрман, утверждает, что в египетском живописи человеческое тело изображается в разных формах в зависимости от социальных рангов: натуралистически — в простых смертных, стилизовано — в начальственных». Выготский объясняет: «Здесь форма (стилизация человеческой фигуры) совершенно явно несет функцию сообщения социального чувства, которое в предмете, изображаемого отсутствует и предоставляется ему искусством». Конкретный процесс восприятия произведения искусства у всех людей имеет индивидуальный характер, отличается как по уровню эмоциональной восприимчивости, так и характером содержания представлений, возникающих в процессе восприятия одного и того же произведения искусства. Это зависит от многих факторов: эмоционального опыта человека, интересов, эстетического вкуса, присущего человеку типа восприятия, уровню эмоционального развития человека, физического и психологического состояния в момент восприятия, условий, при которых протекает этот процесс, установки на восприятие, способности человека к полноценному восприятию произведений искусства. Известно, что человек только в определенном возрасте способна воспринимать произведения искусства как таковые. В раннем возрасте ребенок не имеет представления о предмете искусства. Развитие восприятия предметов искусства происходит в процессе роста ребенка ряд этапов. В преддошкольном возрасте ребенок воспринимает произведение искусства не как изображение, а как реальность. Дошкольник младшей группы осознает, что картина является изображение, но проявляет к ней действенное отношение: касается, гладит и тому подобное. Дети этой возрастной категории получают яркие впечатления от картинок, но для них это всего лишь чувственные качества вещей, а не произведение искусства. Дальнейшее развитие культуры художественного восприятия связано с освоением языка искусства, получением специфических знаний, накопления опыта общения с художественными произведениями, формированием художественного вкуса, пробуждением интереса к художественному познанию. Размышляя над возможностями развития художественного восприятия, П. М.Якобсон отмечает: "Для роста художественного восприятия ... важно возникновения умение подумать о нем, оценить его и соответствующим образом отнестись к тем или иным эпизодов, частей, элементов художественного произведения, но не менее важно не потерять при этом способности непосредственно отдаться впечатлению от произведения, способности отнестись к нему целостно ". Итак, восприятие произведения искусства (художественное восприятие) имеет свои особенности, связанные с условным характером искусства и установкой на получение положительных эмоций от общения с произведением искусства. Оно напрямую зависит от культуры реципиента, его эстетического опыта, личностных качеств и установок; условий восприятия и качеств самого художественного произведения. Выводы 1. Восприятие — сложный психофизиологический процесс, обеспечивающий ориентацию человека в окружающем мире. Физиологической основой перцепции являются органы чувств, которые обеспечивают отображение непосредственно действующих на них объектов внешнего мира в сознании реципиента. Продуктом этого процесса является перцептивные образы, образующих внутреннюю картину мира.