Ответственность как основа воспитания свободной личности часть 2

4. Ответственность «за» и ответственность «перед» являются также важными видами ответственности, обусловленные лексическим значением самого слова. Слово «ответственность» (Verantwortung) имеет в немецком языке два взаимосвязанных значения (то же самое происходит и в украинском языке): ответственность «за» то или кого-то и ответственность «перед» кем-то. Первое предполагает ответственность человека за свои поступки, за последствия своей деятельности, ответственность за кого-то, ради чего. Второе значение — ответственность перед кем: другими людьми, обществом, Богом. Для Г. Йонаса ответственность «за» более важным по сравнению с ответственностью «перед». Архетипом такой ответственности является ответственность за ребенка, не может отстаивать и защищать свои права. Беспомощная ребенок является архетипом сущего, где пересекаются бытия и принадлежность: ребенок должен быть. Поэтому Г. Йонас обращается к ответственности, которая вызвана не формальным законом, а чувством ответственности. Наряду с этими существуют еще два типа ответственности — родительская и политическая (государственная), которые заслуживают особого рассмотрения и анализа. Родительская ответственность выступает первоисточником всех проявлений ответственности. С одной стороны, оба вида предшествуют всем другим известным проявлениям ответственности, с другой стороны, они сочетают между собой все возможные виды и проявления ответственности. Те качества и особенности, присущие этим видам, наиболее ярко отражают суть само понятие «ответственность». Существуют три основных элемента, которые, по мнению Г. Йонаса, не только раскрывают содержание, общность и различие родительской и политической ответственности, но и обобщают совместное относительно существования счастья человеческого существа «всеохватность», «непрерывность», «будущее». Рассматривать эти элементы следует именно в таком порядке, потому что каждый следующий элемент является логическим продолжением предыдущего. Всеобъемлющая обязанностей проявляется через оба вида ответственности родительскую и политическую, которые распространяются на все бытие их объектов и охватывают все интересы и потребности от будничных до самых высоких. Так, родители несут ответственность за ребенка, являющегося предметом всей ответственности. Сначала это ответственность за физическое развитие ребенка. Потом уже они занимаются духовным развитием всех способностей ребенка и его воспитанием. Под воспитанием понимаются способности, поведение, взаимоотношения с окружающей средой, характер и знания, развитию которых нужно способствовать и в определенной степени, в частности на начальном этапе, контролировать их для того, чтобы воспитывать в ребенке желание учиться, получать новую информацию и удовольствие от обучения. Родительская ответственность является всеобъемлющей, ее содержание это бытие ребенка как целого (als Ganzes) и забота о его благе. Ответственность в том смысле, в котором она здесь рассматривается, имеет целью возможно счастье ребенка. Речь идет не только о бытии, но и о лучшей бытия. В этом заключается общность родительской и политической ответственности. Интересен тот факт, что в древности обладателя страны называли «Царь-батюшка». Государственный деятель, политик, президент государства, правительство во время своего правления подчиняются одной общей цели: всеобъемлющей ответственности за благо своего народа, то есть забота об общем общественное благо. Особое внимание Г. Йонас обращает на воспитание. Вследствие всеобъемлющей своего предмета переплетаются и дополняют друг друга самых приватных и найсуспильниша сферы бытия. Через воспитание ребенок входит в общество, мир других людей, знакомится с новой средой, то есть ее жизнь уже выходит за рамки семейных отношений. Сначала индивид усваивает язык, затем общественные ценности, нормы, правила поведения и таким образом становится членом большего сообщества. Сфера частной жизни уже начинает охватывать и общественное. Иначе говоря, «гражданин» является целью воспитания, он не формируется только усилиями государства, являясь частью родительской ответственности. Этот факт имеет обратную сторону. Государство должно отвечать и заботиться о воспитании детей, а родители воспитывают их для государства. Государство оказывает влияние на формирование своих граждан через различные учреждения и заведения, находящиеся под ее компетенцией и наблюдением. Таким образом осуществляется политика в сфере воспитания. Кроме того, государственные учреждения могут контролировать процесс воспитания и при необходимости вмешиваться в него, например, когда надо защитить детей от родителей, принудить их к выполнению родительских обязанностей или лишить родительских прав, предоставить особую помощь, если родители не в состоянии это сделать . Все больше и больше родительская ответственность переносится на государственную. Происходит трансформация и переход одного вида ответственности в другой. Важным элементом, характерным для родительской и политической ответственности, Г. Йонас считает непрерывность, которая является логическим следствием, продолжением всеобъемлющей. Поскольку жизнь предмета ответственности не прекращается, ни родители, ни правительство не имеют права давать себе в этом деле отдых. Очень важным в этом ракурсе является требование обеспечения непрерывности существования. Всеохватность и непрерывность ответственности очень тесно переплетаются друг с другом. В таком случае политическая ответственность имеет более расширенный временное пространство, которое выходит далеко в прошлое и охватывает будущее. Ответственность имеет дело с будущим. Каждый день люди беспокоятся о том, каким будет следующий день, что надо сделать. Но когда речь идет об ответственности и будущее, то уже решающее значение приобретают совсем другие измерения. Будущее всего сущего становится общим предметом всех отдельных действий ответственности, которые всегда занимаются именно ближним. Это сфера будущего предсказания, другое непредсказуемо вследствие многих причин, среди которых основными являются неизвестные объективные обстоятельства, спонтанность и свобода жизни. Итак, «принцип ответственности», провозглашенный Г. Йонасом основным нравственным императивом будущего, должен быть положен в основу этики будущего и стать для каждого его собственной философией жизни. Основная идея такой философии заключается в ответственности перед будущими поколениями за последствия своей деятельности для сохранения жизни, природы и бытия. Достичь такого уровня ответственности, когда последствия каждого поступка иметь в сознании проекцию на будущее, представляется возможным из-за воспитания, прежде всего, самоответственности и требовательности к себе. В свою очередь это будет влиять на сознательный выбор поведения и, как следствие, на мировосприятие и мировоззрение. ЛИТЕРАТУРА 1. Виндельбанд В. О свободе воли. — М .: АСТ, 2000. — 208 с. 2. Йонас Г. Принцип ответственности. В поисках этики для технологической цивилизации. — К .: Либра, 2001. — 400 с. 3. Нравственные проблемы развития личности / Под ред. А. И.Титаренко. — М .: Изд-во МГУ, 1982. — 143 с. 4. Фромм Э. Психоанализ и этика. М .: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. 568 с.