Педагогическая деятельность с разных точек зрения (научный реферат) часть 4

Именно такое вдохновенное общения учителя с учащимися является настоящим уроком жизни — уроком, на котором раскрывается красота звучания родного языка, усваиваются нравственные ценности, воспитывается эмоциональная культура, формируется гармоничное мировосприятие. Особые требования к уроку литературы порождают и качественно отличные от других видов педагогической деятельности требования к свойствам, которыми должен обладать учитель соответствующего профиля. Обратимся снова к результатам исследования Г. А. Маметдиновои.
переводчик в Шанхае

Она давала значительном количестве лиц, выступавших в роли экспертов, одно и то же задание: составить перечень качеств, что, по их мнению, присущи учителю литературы. Приведем полученные данные, дифференцируя их в три группы в соответствии с составом экспертов (среди них были учителя школ, учащиеся и литераторы). Эксперты первой группы определили: любовь к предмету, глубокое его знания, увлеченность им, владение методом науки, знание материала наизусть, любовь к устному народному творчеству „ знание новинок в своей науке, стремление привить ученикам любовь к языку и литературы, владение литературным языком, выразительное речи, литературное произношение, хорошая дикция, интерес к литературному творчеству, талант писателя, способность к стихосложению, способность анализировать художественный текст, понимать внутренний мир ученика, его психологию, устанавливать духовную связь с учениками, интерес к внутреннему миру человека, способность сопереживать, способность к легкому освоению гуманитарными науками, любовь к искусству, высокий интеллектуальный уровень, эрудиция, широкий кругозор, начитанность, способность через знание закономерностей художественного воздействия формировать личность и особенности художественного восприятия школьников, учить учеников правильно воспринимать художественное произведение, воплощать художественные идеалы в жизнь, связывать учебный материал с жизнью, убедить ученика в том, что литература помогает лучше познать мир, самого себя, увидеть прекрасное в жизни, эмоциональность, артистичность , высокая культура, тонкий лиризм, чувство юмора, хорошая память, скорость мышления, организаторские способности, доброта, открытость, высокая нравственность, гуманизм. Другие, не менее компетентные эксперты, указали, что профессия учителя литературы накладывает на человека определенный отпечаток, сказывается на ее характере. Это очень мягкая, добрый человек, и по роду своей деятельности она не может быть другой. ей присущи романтичность, время бурный восторг тем, что в других не вызывает таких эмоций. Литератор может из многих разрозненных фактов составить характер человека. С ним можно поговорить обо всем, что тебя интересует, волнует. Учитель литературы — совершеннее и уязвима натура, чем другие учителя. На уроках литературы царит доверие. Он способен захватить весь класс единым порывом, ему присущи возвышенность и романтичность. Еще одна группа экспертов в качеств учителя литературы причислила: активное положительное отношение к литературе, склонность заниматься ею, успешность в работе, литературное творчество, художественное воображение, эмоциональность, эстетическую чувствительность, чувство слова, стиля, жанра, способность формировать теоретико-литературные понятия, устанавливать в тексте ассоциативные связи, целостное, образное художественное восприятие, способность показать позицию автора и многоплановость художественного текста, переключаться с эпохи на эпоху, подбирать по настоящему сильные, высокохудожественные произведения, максимально учитывать характер произведений, то настроение , те впечатления, которые они вызывают. Кому эксперты относятся соответствующие перечни? Ошибиться трудно. Учителя главную роль отводят работе с текстом, поэтому все качества, способствующие этому, расширяют возможности учителя в трансформации, изменениях, передачи этого текста, выходят на первое место. Школьники больше ориентированы на непосредственное взаимодействие с учителем как человеком, способным понять и помочь решить жизненно важные вопросы. Литераторы писатели основное внимание обращают на авторский замысел, ориентирование в контексте произведения. Для полноты картины обратимся к мнению известного психолога в области изучения математических способностей В. А.Крутецкий. Он причисляет к профессиональным способностей учителя математики такие — широкий математический кругозор, постоянное стремление совершенствовать свои знания по математике, умения и навыки, быть постоянно в курсе всего нового, что появляется в научной , научно-популярной литературе по различным отраслям математических знаний; — абстрактное мышление — способность мысленно отвлекаться от конкретного содержания изучаемого, к тем его общих свойств, предусмотренных изучить. Компонентами абстрактного мышления является аналитическое, логическое и пространственно-схематическое мышление; — математический стиль мышления — способность четко и точно выражать математические мысли, строить свои доводы, широко используя при этом математическую символику. Математический стиль мышления проявляется в лаконизме, целенаправленном стремлении всегда находить кратчайший логический путь решения задачи, а также в четкой расчлененности процесса рассуждения; — пространственное воображение — способность пространственно представлять, в мыслях строить пространственные образы или схематические конструкции изучаемых, и выполнять над ними операции, соответствующие тем, которые должны быть проведены над самими объектами. Развитие этого компонента открывает возможности для развития творческого математического мышления развязыванием различных геометрических задач; — математическая интуиция — способность быстро определить направление поиска пути, ведущего к оптимального решения задачи, а также понимание учителем уровня владения учеником материалом специальных знаний; — математическая память — память на математические отношения, схемы, формулы, рассуждения, доказательства и методы решения задач, готовность быстро, свободно и легко пользоваться математической информацией, хранящейся в памяти, способность к быстрому и правильного воспроизведения «очищенных» от деталей, конкретных значений и смысла отношений, составляющих основу способа решения той или задачи, общих методов подхода к решению задачи, обобщенных и свернутый структур (Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. — М., 1968. — С. 31).

Малый и средний бизнес в цифрах - http://allbank.com.ua/ Бизнес форум для малого и среднего бизнеса.