Педагогическая деятельность с разных точек зрения

Реферат на тему «Педагогическая деятельность с разных точек зрения.» Начнем рассмотрение по определению педагогической деятельности. Обратимся к мнению преподавателей педагогического института, которые принимают участие в подготовке будущих учителей. Приведем отдельные высказывания, которые часто встречаются в дискуссиях о том, что является ядром, базовой частью подготовки. "Педагогическая деятельность — это прежде передачи детям определенных знаний. Главное, с чем должна идти к детям учитель, — знание предмета, который он преподает, эрудиция, владение информацией. Поэтому центром подготовки будущих учителей должно стать именно профилирующий предмет, и следует давать студентам как можно больше соответствующего материала. Что больше знаний будет в них, то лучше они будут подготовлены ". Это высказывание, безусловно, принадлежит преподавателям кафедр профильных дисциплин. Однако с ним не всегда соглашаются методисты: "Разве можно всерьез говорить о прямой перенос полученных в институте знаний на школьную действительность? Мы согласны с тем, что главное для учителя — его уровень подготовки по предмету преподавания. Но в то же время большая часть специальных знаний учителю непосредственно не нужна, она закладывает основы его собственной эрудиции. А профессиональная компетентность — это владение методами адаптации научного материала до уровня понимания учащихся, приемами преподавания этого материала уже как дидактической единицы. Именно на этом практическом аспекте и должны сосредоточить внимание преподаватели, ориентируя студентов прежде всего на овладение методикой преподавания «. Преподаватели педагогики возразят:» Нет, мы категорически против такого узкого толкования сущности педагогической деятельности. Ведь ребенка влияет не один какой-то предмет, она овладевает одновременно многими учебными дисциплинами. Более того, не учитывается воспитательный момент, то, что помимо процесса обучения идет и процесс воспитания, формирования личности. Только педагогика рассматривает влияние целостной педагогической системы ребенка, может разработать единые для всех участников педагогического процесса принципы и приемы взаимодействия, раскрыть методологические и теоретические основы этого процесса, определить оптимальные формы педагогического воздействия. Выполняя педагогические рекомендации, учитель никогда не допустит ошибок. Поэтому именно педагогика является базовой дисциплиной в педагогическом учебном заведении «. С этим в корне не согласны психологи:» Вспомним, что является центром педагогической деятельности: ведь это не отдельный учебный предмет, не знание в целом, абстрактный об объект педагогического воздействия, а конкретный ребенок, который всегда является уникальной и неповторимой. У нее, возможно, множество своих жизненных проблем, внутренние и внешние конфликты, оптимален структура познавательных процессов, не всегда положительное отношение к обучению, могут отсутствовать навыки социальной жизни. Поэтому прежде чем ребенка чего учить, необходимо серьезно заняться определением ЕЕ психологических проблем. В конце концов, школа имеет только создавать максимально возможные условия для саморазвития и самовоспитания школьников, стимулировать развитие их способностей. Каждый учитель — это прежде всего психолог, который помогает ребенку разобраться в сложностях настоящее, средствами своего предмета готовит ее к вступлению в жизнь общества ". А вот что мог бы сказать, например, философ-политолог (хотя, казалось бы, его предмет никак не может претендовать на центральную позицию в педагогической деятельности, а выполняет функцию формирования самого учителя как члена общества, вне его профессиональных задач): "Все ваши стремления решить любую проблему на уровне отдельных меж — личностных взаимодействий обречены на поражение , если не построено общество, которое может мудро использовать уровень интеллекта и профессиональное мастерство каждого отдельного человека. Брак в обществе соответствующих приоритетов (образованности, творчества, воспитанности, гуманизма) полностью блокировать все стремления учителя сформировать соответствующие качества у своих учеников. Есть общие вопросы, которые должен уяснить для себя каждый человек. К чему она больше склоняется: к пропаганде и активного внедрения культа власти, силы — или к творческой, защищенной от насилия, свободной личности, формируется через саморазвитие; к анти духовности, само удовлетворенности, стагнации — или постоянным динамическим изменениям, самосовершенствования, овладение мировыми духовными и культурными достижениями; к уклонению от личной ответственности и безынициативности — или к активной общественной позиции; в удобно упрощенной, непротиворечивой картины мира с элементарными представлениями о природе, обществе, человеке — или в сложной, многомерной, постоянно реконструированной философской концепции бытия; к политическому утопизма — или к осознанному самоопределению? Только через педагогов, которые затем сформируют соответствующую сознание у учащихся, мы можем прийти к соответствующему общества. Поэтому именно философия и ее составляющая — политология — должны стать центральным элементом подготовки будущего учителя ". Аналогичные мысли можно услышать и от преподавателей других дисциплин: физического воспитания (" Школе нужны волевые, здоровые учителя. Те же, кто не может дисциплинировать даже себя, непрестанно болеет, не может выполнить функции показа детям образцов гармонии физического и нравственного здоровья "), иностранному языку (" Учитель должен нести всемирную духовную культуру, формировать у ребенка планетарное сознание "), педагогической мастерства («Другие дисциплины только рассказывают, как учитель должен действовать, и только на наших занятиях студент познает свои возможности, отрабатывает механизмы их внедрения в конкретных педагогических ситуациях») и др. Кому-то может показаться, что эта дискуссия не имеет существенного значения для процесса профессиональной подготовки. Ведь разные взгляды не должны мешать выполнять учебные программы. Однако достаточно вспомнить, что в настоящее время учебные заведения имеют право значительно варьировать содержание учебного процесса, чтобы понять: субъективизм отдельных преподавателей, кафедральный эгоцентризм могут привести к значительным отклонениям в содержании и смысловых акцентах подготовки будущих учителей на разных факультетах, в различных учебных заведениях, в количества часов, отведенных на ту или иную дисциплину. Чаще всего представление преподавателей о сущности педагогической профессии ограничиваются проекцией, налагаемого на педагогическую деятельность их собственным предметом и личностной позицией. Именно такие «предметоцентрични» установки нередко определяют и содержание программ, «спускаются сверху» распоряжениями министерств и ведомств. В таком случае психологи говорят: любая программа (или другая печатная продукция — книги, научные разработки и т. п.) является формой инобытия ее создателей, несет на себе отпечаток их индивидуальных и профессиональных особенностей. Общество настойчиво стремится исправить эти локальные искажения, декларируя более высокие ценности. Так, целью образовательной программы США было провозглашено воспитание личности, обладающей сложившуюся гражданскую позицию и способна обеспечить социальный прогресс. Приоритетной целью образования в Германии является воспитание гуманистической, способной к жизни в обществе личности, человека-гражданина, соответствует стандарту цивилизованного человека. Идеалом образовательных и воспитательных систем Франции, Японии, Швеции и других стран является человек, способный в условиях рыночной экономики хранить и воспроизводить общечеловеческие ценности, трудиться творчески. Аналогичные приоритеты заложены и в Национальной доктрине развития образования Украины, принятой 2002