Принципы гештальтпсихологии. в. келера (1887—1967) к. коффка (1886—1941)

Реферат На тему: Принципы гештальтпсихологии. В. Келера (1887 — 1967) К. Коффка (1886 — 1941) Философские позиции гештальтпсихологии ярче возникают в решении ее представителями вопросам об отношении психики к физическому миру, а также вопрос о связи психических явлений с мозгом. Наиболее реальным признается феноменальный мир, который будто отделяет человека от физического мира, с которым человек не может непосредственно взаимодействовать.
http://pravda.com.ua/

Вольфганг Келер — немецко-американский психолог, один из лидеров гештальтпсихологии — утверждал, что человек не имеет прямого доступа к физического мира, так феноменальный мир удерживает весь этот материал, который прямо ему дан. Таким образом, исследование физической сферы за всех обстоятельствах будет состоять из определений, которые мы делаем на основе наблюдений за определенными перцепт или на основе других опытов. Однако это будет процедура конструкции. В работе «Психологические проблемы» Келер пишет, что человек никогда не будет в состоянии утверждать непосредственно о физическое явление как таковое, представления об этом явлении всегда строится на основе опытов, которые уже имели место раньше. Келер считает, что ни одна наука не имеет отношения непосредственно с объективной реальностью — физическим миром. Мир физики становится тождественным мира психологии. Следует вспомнить по этому поводу высказывания Есть, Μ Α Χ Α , Который в работе «Анализ ощущений и отношение физического к психическому» писал, что «большая пропасть между физическим и психологическим исследованиям существует только для обычного стереотипного мышления». Келер продолжает эту мысль так: «наблюдаемое и наблюдения относятся к одной и той же системы». То есть человек может наблюдать лишь свои восприятия и представления, а не физический мир. Келер оперирует понятиями «наглядная вещь», «наглядный предмет», «стимул», но ими он обозначает не реально существующий объект, а восприятия и представления. Именно в этом смысле следует толковать выражение о том, что наглядные вещи и процессы являются первыми «объективными» данными, о которых мы можем знать и навсегда остаются единственно объективными. Это положение означает, что единственной реальностью для человека является его восприятия. Но почему тогда, задают вопросы гештальтпсихологи, наш мир, непосредственно существует в форме наших восприятий, кажется нам таким, что существует вне нас? Можно ли в рамках гештальттеория определять существование отношений субъекта и объекта? На этот вопрос, вслед за Махом, дается утвердительный ответ. Можно утверждать, что существует «Я» и объект, противостоящий ему, но это деление объекта и субъекта является чисто феноменальным, что объясняется физической деятельностью мозга: раздражение от «Я» образуют в мозге специфический гештальт, что находится в другом месте, чем гештальт, возникающая под воздействием окружающей среды. Это существование двух различных и существующих в различных местах физиологических гештальтов и переживается нами как отношение субъекта к отличному от него объективного мира, является, в действительности, иллюзией. Значение «объективного» в феноменальном поле, пишет Келер, не имеет никакого прямой связи с физическим существованием вне физического организма. Существование физического мира Келер пытается доказать с помощью метода «феноменологической редукции» Гуссерля. Этот метод заключается в следующем: для того, чтобы познать сущность, вещей, необходимо углубиться в самосозерцания, отвергая все мысли о предмете, имеющие реальное содержание. Под предметом понимается не реально существующая вещь, но «объект» сознания человека. Рассматривая его «мысленным взором», необходимо отбрасывать мысли о том, существует ли он в мире фактов или нет, случался он ранее. Запрещается выдвигать гипотезы относительно него и т. п. После того, как все однородные мысли вынесены за скобки, сознание должно быть направлено на коэффициент сознания, остался. В результате такой процедуры, считается, становится возможным постижение сущности вещей. Сущностное созерцание, утверждал Гуссерль, не имеет ничего общего с «опытом» в смысле восприятия, припоминания или других подобных актов, а также с эмпирическим обобщением. Келер отмечает необходимость отличать феноменологический метод Гуссерля от интроспекции, однако пытается доказать существование трансцендентального мира собственно интроспективным путем. В качестве переживания «трансцендентности» он приводит следующее самонаблюдения. Человек часто, зная чье имя не может его вспомнить. Она абсолютно уверена, что знает его, но оно »не проявляется в феноменальной сфере, оно лежит вне ее". Человек переживает отношение к нему, но не именно это имя, которое, соответственно, принадлежит к трансфеноменального, физического мира. Развивая идею психофизического параллелизма, Келер утверждает, что психические явления и физические процессы в мозге являются изоморфными. Восприятие предмета определенной формы или восприятия последовательности событий во времени — любой подобный вид восприятия коррелирует с такими же процессами в коре больших полушарий головного мозга. Когда говорят о зависимости «перцепт» (то есть образов восприятия) от организма, от процессов в мозге, то под организмом и процессами в мозге понимаются реальный физический организм и реальные физические процессы, которые представляют собой «трансфеноменальну» сущность. Человек может осознавать свой организм и иметь его в виде «перцепт». Невозможно, однако, осознавать процессы в мозге. Действительно, ограничиваясь миром психических явлений, в сфере созерцательного отношения к миру невозможно доказать существование мира, независимого от сознания человека. Начинать анализ нужно с практического взаимодействия живого существа с окружающей средой, поскольку психические явления возникают и существуют только в этой живой взаимодействия человека со средой. Устранение практической деятельности человека и ограничение ее в мире своей психики делают невозможным выход за пределы этого круга. Или подобный феноменальный мир к физическому миру? Дают нам восприятие более или менее правильное представление о мире? На этот вопрос представители гештальтпсихологии отвечают следующим образом. Если феноменальный мир рассматривать как совокупность отдельных ощущений, то он мало похож на физического мира. Можно лишь утверждать определенное соответствие структурных свойств этих двух миров. Именно такое сходство гештальтпсихологи называют изоморфизмом. Как утверждает Келер, "наиболее существенные черты экспериментальных или перцептуальных контекстов являются теми же, что и черты их физических дубликатов. В отношении этих черт перцептуальном и физические структуры являются изоморфными «. Келер, исследуя проблему восприятия в работе» Физические генитальной в покое и стационарном стали «(1920), описал экспериментальное выделены факторы, способствующие восприятию» фигур "и гештальтов 1) близость отдельных элементов друг к другу; 2) сходство элементов по различным характеристикам — цветом, формой, движением в одном направлении; 3) размещение элементов в направлении «хорошей фигуры» — замкнутой, простой, симметричной; 4) навыки группировки, созданные в прошлом опыте. Именно эти факторы выступили исходным пунктом для развития физикалистской теории работы мозга, которая отвечала им. Теория деятельности мозга, развитая Келером, представляет собой антинейронну теорию. Кора больших полушарий рассматривается как однородная электролитическая жидкая масса, анатомическая структура которой якобы не имеет никакого отношения к психической деятельности. Динамика физических процессов в мозге регулируется и направляется не внешним миром, влияние которого рассматриваются лишь как повод или толчок для деятельности мозга, а своим собственным законам — законами физических систем, утверждает Келер.