Проблема личности педагога и его формирования в современной психологии (концепция я-идеальный преподаватель)

Проблема личности педагога и его формирования в современной психологии ('концепция я-идеальный преподаватель "). Введение Некоторые картины оценивают в миллионы долларов. Фактически, они бесценны. Почему? Потому что они уникальны. Как Вселенная, так и каждый человек единственная в своем роде. Когда гены и хромосомы объединились, чтобы создать новое биологическое единицу, то «ксерокс не сработал», то есть повторение определенной личности никогда не будет, потому что каждый человек уникален. Каждый обладает неограниченным потенциалом, поэтому перед какой либо человеком открыты неограниченные возможности Если я признаю себя уникальным человеком и принимаю себя таким, какой я есть, это поможет принимать и другие. По нашему мнению, выше изложена идея, в полной мере раскрывает суть личности педагога. Ибо невозможно найти одинаковых, в любом смысле, преподавателей. Мы не будем говорить о талантах или неудачников педагогической деятельности, абсолютно каждый преподаватель является уникальным, хотя бы потому, что с искренним сердцем ответил на зов души — служить людям. Разве может быть что-то более величественное? Но специфика педагогического служения требует от личности чтобы либо подготовки, в первую очередь психологической. Под психологической подготовкой, мы понимаем, сознательное восприятие чрезвычайно распространенной идеи — «станешь тем, кем веришь, что будешь».Итак, главное — вера в себя и вера у студентов (учащихся, детей), обогащенная неиссякаемым оптимизмом. Интересно, что проблема личности педагога одна из наиболее активно обработанных в современной отрасли психологической науки. Но и на сегодняшнее время известные ученые работают углубляя уже изучены аспекты проблемы педагогической личности. В данной работе обращаем внимание на важные и интересные, а также крайне необходимы требования для идеальной «Я — концепции» преподавателя. Мы рассмотрим следующие вопросы: — положительная «Я — концепция»; — Инициирование профессиональной рефлексии педагога; — Самоактуализация преподавателя; — Саморазвитие преподавателя; — Типичные особенности педагогического взаимодействия; — Педагогические фобии и мании. Предлагаем рассмотреть эмпирические показатели структуры «Я концепции преподавателя» Составляющие Положительная «Я-концепцияКогнитивна составляющая (образ-Я) Высокая когнитивная сложность и дифференцийованисть. Профессионально ролевая идентификация („Я — преподаватель“, „Я — хороший преподаватель“).Наличие особистиних компонентов (уважение к студентам, принятия, понимания и любви). Внутренняя целостность и согласованность между модальностями „образа — Я“. Относительная устойчивость, стабильность представлений о себе как преподавателя. Преимущество моральных суждений среди оценочных суждений о себе, их понятийный уровень. Общая положительное мнение о себе. Эмоционально — ценностная составляющая (отношение-Я) Высокая (адекватная) самооценка педагогических способностей и профессиональных качеств, последствий своей деятельности. Аутосимпатия, высокий уровень самоуважения. Ожидание положительного отношения к себе со стороны авторитетных людей. Эмоциональная устойчивость, низкий уровень личностной и ситуативной тревожности. Повед. составляющая (поступок-Я) Высокая активизация поступка самобачення, профессионально педагогическое самоиспытание. Способность к волевому действию по преодолению недостатков собственного «я». Доминирование интернальных тенденций локуса контроля. Укрепление „Я концепции“ — задача высшей психолого-педагогической идеологии (И. Бех).Положительная „Я-концепция“ является одной из личностно-психологических предпосылок педагогического мастерства преподавателя. Именно для того, чтобы достичь положительного «Я-концепции» (когда отсутствует первое обязательно возникает ее противоположность — негативная концепция) предлагаем рассмотреть необходимый элемент — профессиональная педагогическая рефлексия. Структура любой теоретической модели профессиональной деятельности невозможна без такого компонента как профессиональная рефлексия, В успешного преподавателя этот процесс проходит перманентное, достигая разной степени глубины, в зависимости от индивидуально — личностных характеристик, личной зрелости, практического опыта, общей культуры, профессиональной эрудиции. Системный или интегративный путь исследования личности позволяет увидеть сложные, неоднозначные, прежде всего, «много-многозначные связи» (С. В.Мерлин) между индивидуальными, психофизиологическими, личностными свойствами. Возможно предположить, что связь между определенными свойствами имеет причинно-следственный характер. Да, возможно, качество рефлексии определяется, прежде всего, рядом когнитивных характеристик (когнитивная сложность, стиль, контекстонезалежнисть) и такими личностными недостатками как уровень общей интернальности, тревожность, сензитивность, своеобразие ценностно-мотивационной сферы. Профессиональная рефлексия состоит: — во-первых, осознание и понимание всей структуры системы собственных отношений и взаимоотношений со всеми субъектами образовательного процесса; — Во-вторых, осознание особенностей взаимоотношений всех субъектов образовательного процесса: — в-третьих, осознание степени своей профессиональной компетентности, учитывая уровень знаний, а также коммуникативных, методических и общепедагогических умений и навыков. В целом профессиональная рефлексия является психологическим механизмом, благодаря которому педагог постоянно определяет уровень несогласованности между классной мыслью что к эффективному и успешному преподавателя вообще. Профессиональная рефлексия — это вывод на когнитивный уровень, объективация субъективных переживаний, связанных с профессиональной деятельностью. Адекватное, насколько это возможно, осознание уровню и характеру разницы между идеальными образами и реальной ситуацией «я-в-профессии», является постоянно действующим стимулом для совершенствования, личностного и профессионального роста педагога, в чем и видится значение профессиональной рефлексии. Эффективным преподавателям, как кажется, вообще свойственный состояние рефлексии, постоянное фиксирование на сопоставление идеального и избранного образа действия в нынешней ситуации. Значительной составляющей успешности педагога также самоактуализация преподавателя. Чтобы достичь профессионального результата, преподавателю приходится прилагать значительные усилия для поддержания дисциплины, контроля за слушателями. Кроме того, он постоянно должен поддерживать свой имидж «всезнайки», выступать в роли «судьи», «контролера», иногда — «диктатора». Такая позиция может быть нетипичной, нехарактерной для определенного человека, но она «поколеблет» ее и делает, на первый взгляд, неуязвимой. Поведение, которое заключается в неусвидомленвй попытке контролировать ситуацию, подчинять себе волю слушателей для достижения собственных целей, называется манипулятивной и очень вредит как самому преподавателю, так и развитию слушателей. Предлагаем ряд причин, которые приводят к манипуляции: 1. Согласно Ф. Перотзу, человек находится в вечном конфликте между «опорой на себя и на окружающую среду». Поэтому возникает проблема доверия к себе и другим. Многих из нас еще в детстве приучили постоянно проверять контролировать себя, а это и есть недоверие. Она заставляет людей искать поддержки авторитетов. Недоверие преподавателя блокирует студенческий стремление к творчеству и самовираження.2 По Е. Фроммом сущность человека — любовь. Мы путаем и заменяем любовь властью над человеком, стараясь исправлять инших.3 Экзистенциальная проблема — страх одиночества (чаще всего страдают преподаватели) .4 Страх оказаться в затруднительном становищи.5 А. Еллис выделяет потребность получать одобрение от всех и каждого. Преподаватель, который пытается всем угодить своим слушателям, является примером такого манипулирования. На самом деле, всем угодить невозможно. Взаимное уважение и желание понять друг друга — вот лучший способ взаимодействия преподавателя со слушателями. Каждый человек в какой-то степени — манипулятор. Однако в гуманистической психологии существует представление о наличии противоположного манипуляторства положительного потенциала, который Маслоу назвал самоактуализацией. Образцы здоровой личности — самоактуализуючи люди, испытывающие сильную потребность в деятельности, творчестве, а также ответственные, открытые, справедливые. Самоактуализуючи люди руководством к действию всего человечества, и по мнению Маслоу, их ценности должны быть положены в основу научной этики. Учитывая это в деятельности преподавателя самоактуализация имеет большое значение как для самореализации, так и для эффективного воспитания и обучения слушателей. Маслоу характеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может стать. Человек, который находится на этом уровне, достигает полного применения своих талантов, способностей и потенциала личности. То есть, надо только достичь вершины своего потенциала. Рассмотрим характеристику самоактуализуючих людей, разработанную Маслоу. Эффективнее восприятие реальности. Они видят действительность такой, какой она есть на самом деле. С високообьективним восприятием связано то, что такие люди толерантны! к противоречиям и неопределенности, чем большинство. Принятие себя, других. Принимают на себя и других такими, какие есть. В них нет невыносимой нужды поучать. Они могут терпеть слабости других и не бояться их силы. Непосредственность "простота , их внутреннюю жизнь чужое условности. Центрированность на проблеме. Они сконцентрированы на каком задании, призвании или любимой работы. Независимость. Самоактуализуючи люди стараются иметь собственный взгляд на ситуацию, а не полагаться на мнение других. Они сами для себя является активной силой, которая сопротивляется попыткам общества заставить их придерживаться социальных условностей. Свежесть восприятия. Самоактуализуючи люди обладают способностями оценивать по достоинству обычные события в жизни, при этом ощущая новизну, удовольствие. Они почти не жалуются на скучную, не интересно жизни. Вершинные переживания. Наличие моментов сильного волнения или высокого напряжения, а также моменты расслабления, блаженства и покоя. Общественный интерес. У этих людей есть искреннее желание помочь своим близким, знакомым, улучшить себя. Это проявляется в чувствах сострадания, симпатии и любви ко всему человечеству. Глубокие межличностные отношения. Демократический характер. У них нет предубеждений, и поэтому они уважают других людей независимо от того, к какому классу, религии и т. д. те принадлежат. Креативность. Все самоактуализуючи обладают способностью к творчеству в различных видах деятельности. Сопротивление окультуриванию. Они находятся в гармонии со своей культурой, оберегая время определенную внутреннюю независимость от нее. Они обладают автономностью и уверенностью в себе, и поэтому их мышление и поведение не подвергаются социальному и культурному влиянию. Маслоу предположил, что все люди нуждаются во внутреннем совершенствовании и ищут его. Исследование ученого привели к выводу, что стремление реализовать наши потенциалы естественное и необходимое. И все же только некоторые — как правило, одаренные — люди достигают его (менее 1% всего населения).Во многом это обусловлено тем, что люди не видят своего потенциала, не знают о его существовании, не понимают пользы самосовершенствования. Много существует причин для неудачи заранее: страх собственных способностей, социальное и культурное среду, потребность безопасности. Таким образом, закономерности личностного роста дают преподавателю возможность альтернативного выбора между самоактуализацией и манипуляцией. Любой будущий преподаватель предвидя свое профессиональное будущее пытается подготовиться к нему как можно усерднее. Одним из видов самоподготовки является восприятие привычки непрерывного саморазвития. Причем чем раньше личность осознает необходимость саморазвития, тем успешнее будет профессиональная деятельность. Одна из главных целей современного образования заключается в том, чтобы вызвать у будущего преподавателя заинтересованность и потребность в самозминенни. Профессиональное развитие неотъемлемый от личностного — в основе одного и второго содержится принцип саморазвития, обусловливает способность человека превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. В изучении развития личности будущего педагога выделяют следующие направления: — содержательный (разработка концептуальных и технологических моделей профессионального развития личности); — Институциональный (организация среды развития); — Технологический (формы, методы и средства профессиональной подготовки); К важному фактору развития интегральных характеристик личности профессионалу отнесем осознание им необходимости изменены, преобразования собственного внутреннего мира и поиск новых возможностей также осуществления в работе, то есть необходимость в повышении уровня профессионального самосознания. По С. Л. Рубинштейном, самосознание — это, прежде всего, определение собственного образа жизни, осознание своих потенциальных возможностей, перспектив личностного и профессионального роста, побуждает к постоянному экспериментированию, то есть к творческому поиску, решению вопросов социальной и профессионального развития: делать выбор — чувствовать свободу, с одной стороны, и быть ответственным за все, что происходит и произойдет, — с другой стороны. Таким образом, идея саморазвития является актуальной как для будущего преподавателя, так и для опытного специалиста. Педагогическое взаимодействие, которую организует преподаватель на занятии, обусловлена его психологическим типом. Методика «Наблюдение и анализ взаимодействия» педагога и слушателей на занятии "позволяет определить доминирующие параметры и психологические особенности педагогического взаимодействия в отдельных типов преподавателей. Одной из актуальных проблем педагогической психологии является формирование профессиональной педагогической деятельности как разновидности трудовой деятельности человека. При этом любые попытки выделения существенных особенностей, которые влияют на педагогическую деятельность, приводят к необходимости типологизации этих особенностей. Полученные таким образом психологические типы преподавателей находят свое «отражение» в типовых технологиях и методиках обучения. Важным элементом в организации эффективного обучения является особенности педагогического взаимодействия. Соответственно, типизация характеристик педагогического взаимодействия как составная часть задачи моделирования психологических типов преподавателей позволит целенаправленно осуществлять подготовку преподавателей, формировать у них умение осознанно и компетентная строить взаимодействие в учебном процессе При создании психологической типизации преподавателя целесообразно в качестве ее основы принять соотношение индивид них особенностей педагога и характеристик его деятельности, тогда содержанием психологического типа будут типичные особенности субъекта педагогической деятельности. Одним из примеров такого подхода в формировании психологических типов преподавателей может служить модель, построенная с использованием понятия установки, где структурные компоненты служат ориентирами в выделении компонентов психологических типов преподавателей. Соответственно в качестве базы психологической типологии принимаются: потребительский профиль личности, психологическое пространство восприятия, система ДЕЙСТВИЯ, обеспечивая реализацию профессиональной педагогической деятельности. Результатом этой процедуры является описание здобуткового, доминирующего, уравновешенного. аффилиативный типов преподавателей. В качестве параметров анализа взаимодействия в данной методике выделялись: 1. постановка цели педагогом; 2. постановка цели слушателями (направленность); 3. влияние педагога на сознание слушателей; 4. влияние педагога на подсознательное слушателей; 5. влияние слушателей на сознание педагога; 6. влияние слушателей на подсознательное педагога; 7. создание установки педагогом на взаимодействие; 8. характер общения; 9. парциальная оценка. Было установлено, что для преподавателей здобуткового типа ведущими параметрами являются: постановка цели педагогом, постановка цели слушателями, влияние педагога на сознание слушателей. Эти преподаватели часто обращаются к структурного аспекта (четкое подражания логической структуры занятия, ориентация на структурные компоненты педагогической деятельности, то есть постановка цели, задачи занятия). При этом преподаватель может достигать высокой познавательной активности слушателей на занятии, апеллировать к их сознания и на этом строить взаимодействие. Организуя педагогическое взаимодействие, преподаватель, как правило, сосредоточен на прохождении необходимого материала за определенный промежуток времени. Такой преподаватель максимально объективирован (монологи, формализация). Эмпатического направления в деятельности преподавателя не найдено. Для преподавателей доминирующего типа главными параметрами являются: влияние педагога на подсознательное слушателей, парциальная оценка, влияние слушателей на подсознательное преподавателя. Иерархия аспектов педагогического взаимодействия представлена-аффективное, структурный, лингвистический. Преподаватели этого типа опираются на аффективные проявил организации взаимодействия со слушателями. Педагог прямо влияет на эмоциональную сферу, мотивирует слушателей. Широко применяется «вешания ярлыков». Все это применяется для жестокого санкционирования деятельности слушателей на занятии. Учебный материал слабо структурирован. Таким образом, находим волевой прессинг преподавателя. Эти преподаватели ориентированы на доминирование в реализации собственных желаний. Педагогическое воздействие преподавателя доминирующего типа направлено не в организации деятельности, а на дисциплинирования слушателей. Ведущий параметр педагогического взаимодействия преподавателя уравновешенного типа — парциальная оценка, влияние слушателей на сознание преподавателя, влияние слушателей на подсознательное преподавателя. Упор на структурный аспект выражается в дифференциации цели педагогического взаимодействия так, что имеет место совокупность мелких целей, которые должен достичь каждый слушатель. Преподаватель структурирует материал таким образом, что простая задача является частью более сложной. Слушатели получают мотивацию в процессе обучения, чему способствуют определенные цели в разделы занятия, а также доброжелательное отношение преподавателя. Таким образом, для преподавателя уравновешенного типа характерна такое взаимодействие, при котором существенным является ориентация как на объективные показатели обучения, так и на доминирование. Общение происходит в вопрос — ответ системе информационного характера. Наиболее выдающимися параметрами педагогического взаимодействия преподавателя аффилиативный типа являются: постановка цели педагогом, постановка цели слушателями, влияние слушателей на сознание преподавателя, установка взаимодействия. Приоритетным для этих преподавателей является обращение к аффективной стороны во взаимодействии, тогда лингвистический и структурный аспекты. Преподаватель достигает на занятии определенной эмоциональной атмосферы. Эти преподаватели среди других типов наиболее способны к совместной деятельности со слушателями. Диалог — главная форма общения. Большую роль в таком взаимодействии играет отношение слушателей к преподавателю. Они задают много вопросов, предлагают задачи и тому подобное. Установка на взаимодействие определяется социальными ситуациями потребностей и преподавателя и слушателей. Таким образом, мы пытались охарактеризовать психологические типы преподавателей с учетом специфики организации педагогического взаимодействия. С этой целью и является разработанная методика «Наблюдение и анализ педагогического взаимодействия педагога и слушателей на занятии» Предлагаем обратить внимание еще на один очень важный аспект успешной педагогической деятельности — педагогические фобии и мании. "Фобия «и» мания «- классические сроки психиатры». Они используются для определения психических расстройств. Хотя эти понятия употребляются и в общем смысле. Мания определяется как «патологическая жажда, страсть к чему -», «вторая часть сложных слов, определяет любовь, страсть, болезненная интерес к тому, что выражено первой частью слова».Фобия — как «составная часть сложных слов, указывающая на страх чего — не будь». Именно в этом смысле и базируется теория педагогических фобий и маний. Очень редко можно услышать о мании и фобии преподавателей. Хотя именно личность преподавателя зачастую, в отличие от слушателя, отягощенная этими «приложениями» профессиональной педагогической деятельности. Такие мероприятия как своевременная диагностика и коррекция могут повысить эффективность педагогической деятельности. Общее свойство педагогических фобий и маний — их ограничительная функция по отношению к педагогической деятельности. Фобии приводят к избеганию ситуаций, связанных с негативными переживаниями. Педагогическую фобию можно определить как страх педагогических объектов, действий, приводящих к возникновению определенных ситуаций, ограничению профессиональной деятельности. Педагогическую манию следует понимать как чрезмерное предпочтения преподавателя какой либо идеей при игнорировании других, также ограничивает педагогическую деятельность. Причины возникновения фобий разные, но как правило, это определенного рода психологическая защита человека. Страх может перейти в фобию, если это удовлетворяет личность. Преподаватель имея фобию, освобождается от осложнений своей деятельности, в результате которых он волнуется. Причем страх перед чем-то одним сочетается с пристрастием к противоположному. Поэтому большинство педагогических фобий и маний можно описать в виде диад. В психиатрии существует около 400-т видов фобий. Педагогические фобии также разнообразны. Поскольку фобии и мании проявляются в педагогической деятельности, то логичной будет типология их по функциям деятельности преподавателя. За основу такой классификации возьмем функции педагогической деятельности, выделены Н. В.Кузьминою: коммуникативная, организаторская, конструктивная, гностицизма. Преподавателю важно не столько описание и систематизация педагогических фобий и маний, сколько способы их преодоления. В психологической литературе в качестве таких называют когнитивную терапию (работа с вызывающими волнения мыслями) и поведенческая терапия (отработка социальных навыков, умений пребывания в ситуациях, вызывающих страх). Второй метод имеет преимущество над первым его еще называют «погружения в фобическим ситуацию» (сам преподаватель или психолог создают условия вынужденной деятельности в ситуации, которую избегают). Этот метод используют и для избавления педагогических маний. Начнем с коммуникативной функции педагогической деятельности, поскольку именно в процессе педагогического общения проявляется большинство педагогических фобий и маний. Фобия ошибок и неудач ~ идеаломания: сам преподаватель избегает ситуации, в которых он должен признать или исправить собственную ошибку. Эта фобия является следствием идеаломании — предъявления к себе завышенных требований, направление быть во всем идеалом, не иметь недостатков. Победить эту диаду можно в ситуациях, когда преподаватель использует ошибку — в положительных целях. Фобия несостоятельности — мания величия. Если у преподавателя заниженная самооценка, он не уверен в своих силах, возникает фобия несостоятельности — страх ситуаций, в которых раскрывается несостоятельность "любой — либо аспекте профессиональной деятельности (плохая дисциплина). Помощью может быть образ преподавателя вальдорфской системы. Фобия критики — мания судить. Если преподаватель избегает ситуаций открытой оценки собственных неверных действий, не позволяет открыто выражать мысли претензии к нему, он фобию критики. Эта фобия описана в работах: В. Браун, Г. Швець среди отрицательных качеств Я — концепции преподавателя выделяют отрицание разговоров и дискуссий относительно собственного преподавания. Здесь можно выделить фобию оценки собственных профессиональных действий. Страх критики может повысить желание критиковать других, и тогда возникает мания судить, преувеличение собственной оценочной функции. Фобия конфликтов — вчинкомания. Если преподаватель уверен, что конфликт в образовательном процессе имеет только негативную характеристику, он может испытывать страх конфликтов, преподаватель считает себя неготовым к решению сложной ситуации, преподаватель лишает себя производительных конфликтов. Эта фобия очень тесно связана с вчинкоманиею. Выход — «Погружение в конфликтную ситуацию» и получения умения продуктивного использования конфликта. Фобия ответственности — обвинения мания. Когда преподаватель отказывается от общих поручений, кураторства, воспитательной работы, открытых занятий, введение инноваций и др. При этом педагог перекладывает свои обязательства на других. Фобия юмора — мания строгости: преподаватель избегает шуток над собой, боится решать конфликты с помощью юмора, не использует веселое настроение студентов как стимул в учебе, потому что считает, что такое веселье снижают его авторитет, жаль обучению, или считает, что не обладает чувством юмора. Фобия юмора совмещенная с манией строгости, когда преподаватель пытается выглядеть строгим, строго относится к слушателям, создавая искусственную стену между собой. Помогает неформальное общение. Фобия одаренных слушателей. &Mdash; еталономания. Некоторые преподаватели, чаще те, которые не являются творческими личностями, опасаются нестандартное размышляя, талантливых, потому что чувствуют их совершенство. Часто не знают как общаться с такими и даже как себя вести. Возникает фобия одаренных слушателей, при этом преподаватель преувеличивает роль образца, эталона в учебном процессе, проявляется еталономания. Выход — творческий подход, факультативы. Фобия воспитания — обучение мания. Преподаватели, как правило, главным считают — обучать, а воспитание переводится на другие плечи. Преподаватель боится воспитывать, потому что это не его работа или он не готов. Нужно найти воспитательные моменты предмета, темы, задания. Фобия непонятности: преподаватель боится, что его не поймут. При этом он пытается приблизиться к уровню слушателей: сознательно снижает уровень объяснения материала, использует студенческий жаргон, фамильярно общается. Поможет обратная связь — педагог выясняет как его воспринимают. Мания преследования: преподаватель постоянно чувствует себя преследуемым, оскорбленным, несчастным: все, что происходит на занятии — зло лично для него со стороны слушателей. Помогут открытые беседы с коллегами и студентами. Перейдем к маний и фобий, связанных с организаторской деятельностью. Фобия индивидуальной работы со студентами — колективомавия. Преподаватель предпочитает к коллективной работе, игнорируя преимущества индивидуальной. Иногда это касается отсутствия готовности использовать индивидуальные формы работы. Результатом фобии может быть колективомания — избыточность коллективных форм работ. Иногда преподаватель вообще не выделяет личности из коллектива. ПОМОЖЕТ откровенная беседа со студентами. Фобия обратной связи. Некоторые преподаватели представляют образовательный процесс со своей главной ролью, аудитория вообще не учитывается. При таких условиях учитель не способен установить обратную связь со студентами, не объясняет причины и осложнений и не корректирует на этой основе свою деятельность. Для исправления ситуации используют вынужден обратная связь. Фобия активности слушателей. Все преподаватели ведут пропаганду активной личности, хотя и не знают, как это осуществить. Преподаватель может бояться проявлений активности, так как считает, что не сможет эффективно управлять ею, или это нарушит непоколебимую систему проведения занятия. Помощью могут быть ситуации взаимообучения, само — и взаимоконтроля слушателей. Фобия самостоятельности студентов — заборономания: преподаватель боится самостоятельности студентов (написание курсовых работ без консультаций), так самостоятельными личностями труднее управлять. Фобия отдыха. Среди преподавателей много «трудоголиков», которые считают, что педагогическая профессия требует все силы время, таким образом, это не оставляет шансов для личной жизни. Эта ситуация приводит к страху отдыха. Поскольку отдых воспринимается как пустая «трата» времени. Поможет совмещенный отдых со студентами (лагеря, походы и др.).Если взять конструктивную функцию деятельности педагога, то возможны следующие фобии и мании. Фобия метода, технологии — преподаватель боится применять новые методические разработки и непевен в собственных силах. Фобия инноваций — преподаватель избегает нововведений. Поможет обмен опытом применения инноваций. Обратимся к фобиям и маний гностической функции деятельности педагога. Фобия теоретических знаний — мания собственного опыта: преподаватель не читает научно — педагогическую литературу, поскольку не ее пригодной для практики. Фобия неправильного понимания смысла инновационной технологии — преподаватель не использует новые технологии, опасаясь неверного понимания того или иного нововведения. Итак, проблема личности педагога — одна из самых актуальных в современной психологии. В данной работе мы сосредоточили внимание на тех аспектах педагогической деятельности. "Которые формируются намного раньше начинается сама деятельность. По нашему мнению, главным фактором успешности педагогической деятельности является корректная психологическая подготовка личности и разумная уверенность в собственных силах. Психологическая подготовка — есть отработкой тех навыков и умений, которые будут применены в будущей профессиональной деятельности. Таким образом, важно сосредоточиться на принятии позитивной Я концепции как единственно возможной для развития личности. Успешная личность — это такая, которая постоянно анализирует все совершающий опыт, следовательно умение рефлексировать без сомнения необходимо. Надеемся также, что теория самоактуализации: способности к самосознанию, самоотдачи , самовосприятия и самореализации также направляет на успешное взаимосвязь со слушателями. Известно, что для любой профессии важно постоянное повышение собственной квалификации в условиях современной «поликонкурентности», особенно это касается педагогов, поэтому невозможно представить себе успешного преподавателя без постоянного процесса саморазвития, совершенствования, роста. Безусловно важным является осознание психологических типов преподавателей: достигающий, доминирующий, уравновешенный и аффилиативный или иной типологии, по верной ориентации или переориентации будущего преподавателя. Последнее, на что мы обращаем внимание психологические осложнения: наваждения "и фобии педагогической деятельности. Рассмотрев виды этих недостатков предлагаем варианты избавления. Итак, мы предлагаем обратить внимание именно на вышеуказанные аспекты педагогической деятельности, но, главное, «станешь таким преподавателем, которым веришь, что будешь»