Средства педагогической деятельности часть 3

стадии контактного взаимодействия 1. Накопление согласия. Нельзя сразу переходить к предмету разговора, если вы подозреваете, что он не совсем приятный для собеседника. Возможно, он ожидает вашего осуждения, боится иронии, считает, что в результате разговора его ждут неприятности, а может, уверен, что вы его все равно не поймете, потому не нужно «лезть в душу». Следовательно, задача первого этапа — нейтрализовать настороженность, тревожность партнера, вести разведывательный поиск общих тем для разговора.
Новинки кино 2016—2017 года

Раздраженный, бестактный подросток может провоцировать вас на аналогичный стиль общения, однако ваша задача — подвести его к согласию хотя бы по незначительному поводу. Следует задавать вопросы, на которые ему придется давать только положительные ответы. На этой стадии стремятся добиться первичного созвучие, совпадения в выводах и рассуждениях. О достижениях этого созвучия свидетельствует сокращение пауз, появление собственных высказываний партнера, его определенная расслабленность, снижение самоконтроля. Теперь можно переходить к следующей стадии. 2. Поиск интересов, совпадают. На этой стадии важно накопить все, что указывает на сходство позиций. Взрослый вроде становится на один уровень с подростком, доказывает ему, что они могут найти общий язык. Важно показать готовность к уступкам: подросток должен понять, что взрослый может и хочет пойти ему навстречу, если он докажет свою правоту. Поэтому следует проявить интерес к увлечениям подростка и одновременно продемонстрировать свою компетентность в проблемах, волнующих его, готовность вести обсуждение «на равных». Свидетельством прохождения этой стадии является рассказ подростка о своих предпочтениях, положительный эмоциональный настрой. 3. Взаимное принятие для обсуждения личных качеств и принципов. К этому этапу общения уже приобрело положительного оттенка, теперь можно начать поиск прочной и основательнее основы для углубления отношений. Здесь взрослому очень важно вести себя так, чтобы подросток понял независимо от фактического положения дел (предыдущих поступков, недавней вины) в нем видят положительные качества, принимают его как личность. На этом этапе ни в коем случае нельзя вступать в спор, если подросток приписывать себе несуществующие достоинства (например, трус утверждает, что он смелый). Задача взаимодействия на этом этапе — подвести собеседника к выводу, что у них есть не только общие интересы, но и единые взгляды на круг жизненных проблем, определенное сходство характеров. 4. Выявление качеств, создающих угрозу для взаимодействия. На этой стадии настороженность подростка уменьшается настолько, что он уже без всяких опасений может поделиться своими тревогами, согласиться с мнением оппонента о наличии у него негативных качеств. Чаще всего на этом этапе его якобы «прорывает», он прибегает к самокритике, правда не всегда в прямой форме («А вот у меня есть один знакомый, так он ...»). Его интересует реакция взрослого, но он не осмеливается откровенно спросить, как тот к нему относиться, если узнает о его недостаток. Здесь взрослый должен показать понимание, не бояться даже непредвиденных «откровений», выразить сочувствие и веру в то, что «тот знакомый» сможет преодолеть проблему, найти выход. 5. Переход к реализации отправной цели, которая была намечена перед разговором. Теперь обе стороны испытывают достаточное доверие друг к другу, нет необходимости в психологической защите, очерчен круг взаимных интересов и сфер взаимопонимания. Можно откровенно говорить собеседнику о том, что ему следует изменить в своем поведении, отношении или характере. 6. Согласованность взаимодействия. Теперь и только теперь можно начать принципиальный разговор о проблемах. Негативные установки уже нейтрализованы, взаимного доверия достигнуто, появилась реальная возможность говорить без опасения быть непонятым, воспринимать аргументы партнера беспристрастно, без накопления личностных конфликтов и психологических барьеров. Как видим, каждая стадия контакта требует особых приемов, а те, что были полезными в первую очередь, в дальнейшем могут даже мешать общению. Такая относительность эффективности используемых средств вообще присуща педагогической деятельности. Здесь не может быть никаких универсальных рецептов, приемов, с их помощью можно решить любую проблему. В целом характер овладения учителем таким структурным элементом, как средства педагогической деятельности, можно представить в виде отдельных уровней. 1. Диапазон средств, которыми овладевает учитель, направленный на выстраивание собственных психологических защит, охрану себя от негативных внешних воздействий. Это может быть весьма сложная система приемов, но все они функционируют якобы в одной плоскости — решая задачу обеспечения нормальной жизнедеятельности самого учителя. 2. Учитель обращает особое внимание на овладение типичными приемами педагогической деятельности, увлекается поисками новых «рецептов» решения педагогических проблем, пытается их адаптировать и реализовать в своей деятельности. Эти приемы направлены на повышение непосредственной результативности педагогической деятельности, ее внешних показателей (успеваемости или дисциплины). 3. Учитель не просто стихийно нарабатывает или заимствует эффективные приемы работы, он строит собственную систему средств, которая соответствует его индивидуальным возможностям и личностным качествам. Эта система достаточно гибкая, вариативная, дает возможность учитывать все аспекты деятельности и конкретные педагогические ситуации, то есть отказ от средства, не оправдал себя, не является для учителя проблемой. Литература:

  1. Исайчева Н. Д. Школа глазами учеников // Вопр. психологии. &Mdash; 1990 — № 4.
  2. Миллер Г. М. Этика, развитие, мораль // Перспективы. &Mdash; М., 1989.
  3. Ямбург Е. А. Воспитание историей. &Mdash; М., 1989.
  4. Грановская P . M ., Крыжанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. &Mdash; СПб., 1994.
  5. Бетти Лу Ливер. Обучение всего класса. &Mdash; М., 1995.
  6. Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе. &Mdash; М., 1989.
  7. Берне Р. Развитие «Я — концепция» и воспитание. &Mdash; М., 1986.
  8. Кон И. С. Открытие Я. — М., 1978.
  9. Сталин В. В. Самосознание личности. &Mdash; М., 1983.
  10. Святовец В. Ф. Алгоритмы воспитания. &Mdash; М., 1989.
  11. Шибутани Т. Социальная психология. &Mdash; М., 1969.
  12. Берн Э. Игры, в Которые играют люди. Люди, Которые играют в игры. &Mdash; СПб., 1992.
  13. Харрис Т. Я хороший, ты хороший . &Mdash; М., 1993.
  14. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. &Mdash; М., 1991.
  15. Кон И. С. Психология ранней юности. &Mdash; М., 1989.
  16. Скотт Дж. Г. Конфликты: пути их преодоления. &Mdash; К., 1991
  17. Воробьев Г. Г. Школа будущего начинается сегодня. — М .: Просвещение, 1991.
  18. Черноушек М. Психология жизненной среды. — М .: Мысль, 1989.