Психологические основы использования информационных технологий в вузовском учебном процессе часть 2

Многие зарубежных педагогов предпочитают идеи так называемого «перемежая» обучение, которое сочетает традиционные и новые приемы и средства, при этом большинство исследователей склонны считать компьютеры средством расширения возможностей человека, хотя и не отрицают того, что роль последней существенно изменится. Исследования, проведенные в США педагогическими лабораториями на средства Фонда Форда, утверждают, что в скором будущем электроника и телевидения позволят «одному профессору проводить лекции для больших аудиторий». В «новом педагогическом мире» почти не нужны будут педагоги (особенно в вузах). Новые технические средства обучения словно делают устаревшей ту точку зрения, что лучшее образование достигается малыми группами и с помощью высококвалифицированных учителей. По данным ООН, человек запоминает лишь 10% прочитанного, 20% — услышанного, 30% — увиденного. Если человек слышит и видит, уровень запоминания повышается до 50%, а если слышит, видит, а затем обсуждает, то и до 70%. Использование аудиовизуальных средств к тому же сокращает на 40% необходим для учебы время и на 20% увеличивает объем усвоенной информации. Используется в последнее время и новая технология, позволяющая преодолеть «тиранию расстояний». Вице-президент австралийского университета профессор Ф. Джевонс в связи говорит: «В век микрокомпьютеризации печатных материалов недостаточно». Поэтому сделаны шаги в новом направлении. Началось осуществление программы подготовки компьютерных специалистов с помощью «дистанционного обучения» (с использованием персональных компьютеров студентов). Они могут быть задействованы как «индивидуальные рабочие станции», а также подключаться к центральной ЭВМ. Электронная почта поддерживает постоянную связь. Теперь дело за тем, чтобы создать такую эффективную систему обучения, которая бы отвечала возможностям этой технологии. Аналогичная система обучения существует в США. Здесь она получила название «Электронный университет». Уже много лет компания «Нэшнл Едьюкейшн корп» эксплуатирует систему образования «Еднет» («Сети образования»).
тарифы на электроэнергию
Бум, который развернулся в последние годы вокруг «информационной технологии», способствовал прогрессу «педагогической технологии». Появилась возможность под ее эгидой соединить телевизор с компьютером, так сказать, запрячь эту «пару гнедых» в телегу образования. Вывод педагогов и студентов удивительно единодушный: объединение телевидения и компьютеров позволит расширить учебную аудиторию, повысив уровень его знаний. Все большее количество колледжей и университетов предлагают американской аудитории «электронно-телевизионные виды обучения». В частности, Г. Паск видит будущего преподавателя или как персонального наставника, который должен присоединяться к обучению только в случае необходимости, обнаруженной машиной, или как психиатра, который вступает в игру там, где "... с учеником произойдет что-нибудь «патологическое». Интересное обоснование подобного подхода предлагается британскими исследователями Л. Кенди и Е. Едмондзом в применении его при изучении родного языка. Исходя из традиционной английской системы обучения, согласно которой к каждому классу приписано два преподавателя (учитель, который ведет групповые занятия, и наставник, который присоединяется к тем, у кого возникают трудности), Л. Кенди и Е. Едмондз отдают компьютеру роль наставника, что, на их взгляд, должно обеспечить необходимую степень индивидуализации обучения. О попытке противопоставить машину преподавателю, вызвавшей некоторое разочарование учеников в ряде учебных заведений США, пишет Н. П. Иванов, по мнению которого, ЭВМ эффективна лишь в тех случаях, если она дополняет традиционно составлены формы и методы обучения принципиально новыми, а не просто копирует их. В целом, не следует допускать, чтобы введение новых методов превращалось «в самоцель». Они должны вписываться в общую систему методов и форм работы с учащимися. Выводы, которые делают исследователи в тех странах, где накоплен огромный опыт компьютеризации, прежде всего в развитых странах, заключаются в том, что реальные достижения в этой области не дают оснований считать, что применение ЭВМ кардинально изменит традиционную систему обучения на лучшую. Нельзя просто вводить компьютер в привычный учебный процесс и надеяться, что он сделает революцию в образовании. Нужно менять саму концепцию учебного процесса, проектировать принципиально иную технологию обучения, в которой компьютер органично вписался бы как новый, мощное средство. В зарубежной литературе отмечается, что средства внедрения компьютера базируются на концепции образования, основной целью которой является накопление знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения профессиональных функций в условиях индустриального производства. В настоящее время общество находится на этапе перехода к информационным технологиям производства и старая концепция образования уже не соответствует его требованиям. Электронное среду в большей степени способно формировать такие характеристики, как склонность к экспериментированию, гибкость, связность, структурность. Эти характеристики способствуют созданию условий творческого учебного познания. Создаются возможности воспринимать по-новому факты, которые кажутся очевидными, находить средства сочетание далеких, на первый взгляд, вещей, установить оригинальные связи между новой и старой информации. На практике вопросы взаимодействия будущего пользователя, как правило, решается стихийно, в лучшем случае на основании опыта авторов системотехнического обеспечения, а чаще всего — исходя из случайных тактических соображений. Более того, проект деятельности пользователя не входит в пакет документов на автоматизированную систему и не является законченным психологическим исследованием различных концепций информатизации образования. И все-таки с анализа статей, посвященных психолого-педагогическим основам образования по новым информационным технологиям, возникает, что есть такие основные проектно системотехнические и эргономические моменты: — системно-психологическая характеристика ученика (студента) -пользователей ; — логико-психологическое описание класса решаемых задач с помощью ЭВМ; — перечень программных стандартных поддержек основных процедур развязку указанных задач; — описание структуры компьютеризированной деятельности ученика (студента), в состав которых входят цель, действия, процедуры, средства реализации и стратегия реализации информационных технологий. 3. Информационно-коммуникационные технологии обучения в педагогической деятельности педагога Введение ЭВМ в конкретный предмет педагогического вуза ставит перед специалистами следующие вопросы: 1. Как нужно применять ЭВМ, принципы, подходы, особенности ее внедрения в учебный процесс? 2. Которое требуется при этом аппаратное обеспечение: соответствует требованиям педагогических принципов современная техника? 3. Будет воплощение ЭВМ катализатором познавательной деятельности и как это будет влиять на учебный предмет? 4. Студент, будущий специалист, который должен воплощать в жизнь новые информационные технологии обучения, должен быть убежденным в преимуществах, которые дает применение ЭВМ. Цель общей подготовки — дать учителям заранее представление о месте и роли компьютеров в школе, раскрыть психолого-педагогические особенности использования ЭВМ для решения различных дидактических и воспитательных задач. В процессе этой подготовки педагоги знакомятся с новой областью науки — «Педагогической информатикой». Последняя смежная с психолого-педагогическими дисциплинами, информатикой и вычислительной техникой (психология раскрывает законы умственного развития человека, педагогика разрабатывает на ее основе принципы и методы учебно-воспитательного процесса как ведущего фактора умственного развития ребенка, информатика формулирует эти законы, принципы, методы в виде программ , которые реализуются средствами ЭВМ).