Е. боринг — инсайт гения; zeitgeist и научное творчество в развитии экспериментальной психологии

Реферат На тему: Е. Боринг : инсайт гения; Zeitgeist и научное творчество в развитии экспериментальной психологии. Спекулятивный дух историко-психологического исследования получил еще большие потери в попытке осветить историю экспериментальной психологии, осуществленной Е. Борингом. Его труд вышел в мира 1950 года, обновленное издание — в 1957 году с посвящением Е. Титченеру. НЕ спекулятивный, а теоретический дух этой книги оказался довольно высоким. На протяжении всего своего исследования Боринг придерживается принципа, сформулированного Гете, а именно Zeitgeist — нахождения духу времени, который выражает общую идеологию эпохи, направления научных и философских поисков и именно вдохновение исследователей, их поисковую мотивацию. В связи с этим работа Боринга может считаться классической разработкой специальной истории психологии. Книга содержит огромный эмпирический материал, внутренне связан с генеральным направлением экспериментальных исследований. Одна из главных задач в толковании истории психологии Боринг видит в проверке главных понятий общей психологии, выходящие за пределы использования психологии преимущественно в обучении, терапии и в ответах на индустриальные запросы. В общей экспериментальной психологии Боринг выделяет три плодотворные фазы: 1) исследование проблем ощущений и перцепции, начало которых относится еще к середине XIX века; 2) экспериментальную психологию обучения; 3) проблему мотивации относительно высших психических функций с учетом области бессознательного. Истинная проблема человеческого интеллекта, личности, природы человеческой психики в целом оставалась еще в тусклых замыслах. Постепенно растет число психологов-исследователей.
системы контроля доступа Киев
Американская психологическая ассоциация в 1910 году насчитывала до 225 членов, на середину XX века — около шести тысяч. Прикладная, в частности клиническая, психология осуществила значительный прогресс. При этом Боринг указывает на «временные фрустрации», когда научное вдохновение опережало материальные возможности науки. В то же время он отмечает, что психология никогда не имела успеха, когда опиралась на философию. Вследствие методологических баталий она стала независимой от своей праматери — не только на почве лабораторном, а также в теоретическом смысле. Сначала отмечается количественный рост достижений, а не глубина инсайта. Боринг утверждает, что в 20-х годах в психологии, как и в других науках, не было крупных фигур. В. Вундт уступает Гельмгольцу или Дарвину. Но по середине XX века такое мнение уже нуждается в пересмотре. Вместе с тем Гельмгольц и Дарвин, не будучи членами немецкого или английского психологических обществ, заняли величественное место в истории психологии. Боринг присоединяет к ним В. Джемса и 3. Фрейда. Дарвин и Фрейд, по сравнению с Гельмгольцем и Джемсом, осуществили величайшую революцию в психологическом думании. Большой человек в психологии — предмет чрезвычайно интересный. Вскоре появится солидный труд Р. Вотсона «Большие психологи», в которой реализуется этот завет Боринга. Еще в 20-х годах он мечтал о создании теории великого человека в научном прогрессе. Он ставит вопрос: есть великие люди причиной прогресса, или они больше проявляются его симптомом. Ни то, ни другое, утверждает Боринг: они его агенты, деятели, факторы. Таким образом, выдвинуто значительную проблему — исторического формирования фигуры психолога, обладающего творческим механизмом поиска, в дальнейшем А. Кестпер (1965) назвал «бисоциациею». Боринг нарушил важный вопрос о творчестве в области психологии. Изменения в науке случаются тогда, когда они совпадают в своем движении именно с Zeitgeist. Идеи часто погибают, когда время выступает против них. Великого человека, в частности в психологии, Боринг рассматривает как одну из причин прогресса. Она выступает также симптомом времени, поскольку его причины ее причинами. Великий человек не может иметь успеха без аудитории, ведь хочет рассказать о своей мудрость в соответствующих наставления данной эпохи, чтобы быть признанной. Боринг учитывает в своих рассуждениях исторические антиципации: именно определенное время, а не какие-то магические силы, порождает большое человека. Инсайт гения мыслится Боринга не как продукт Божьей активности, а как натуральный феномен. Решающая мнение великого человека объясняется ни как причина, ни как симптом, а как событие в пространственно-временном поле истории. Если развитие мысли имеет перспективу на ближайшие сто лет, тогда имя человека, имеющего «собственный мозг», способен на инсайты, может быть признано большим. Рассмотрением этих вопросов Боринг продолжил большую работу, которую начал несравненный Т. Рибо в своих трудах «Современная английская психология» и «Современная немецкая психология». Он подал широкую картину становления творческого гения, в частности в области психологи. И в этом заключается его заслуга в развитии ее истории. Литература.

  1. Абаньяно Н. Введение в экзистенциализм. Санкт-Петербург, 1998.
  2. Абаньяно Н. Мудрость философии и проблемы нашей жизни. Санкт-Петербург, 1998.
  3. Вебер М. Избранное. Образ общества. Москва, 1994.
  4. Вгтдепъбанд В. О Сократ // Лики культуры: Альманах. Москва, 1995. Т.1.
  5. Гуссерль Э. Картезианские размышления. Москва, 1998.
  6. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994.
  7. Зиммель Г. Истина и личность // Лики культуры: Альманах. Москва, 1995. Т. 1.
  8. Ортега-и-Гассет X. дегуманизацией искусства. Москва. 1990
  9. Ортега-и-Гассет X. Избранные труды. Москва. 1997.
  10. Риккерт Г. Введение в трансцендентальную философию. Киев, 1904.
  11. Риккерт Г. Философия истории. Санкт-Петербург, 1908
  12. Риккерт Г. О системе ценностей // Логос. 1914. Вып.1. Т.1.
  13. Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. Москва, 1991.