Особенности политической идентичности старшеклассников часть 2

Анализ и интерпретация эмпирических данных позволили выявить и определить степень выраженности основных тенденций политической идентичности старшеклассников. Рассмотрим результаты подробнее, за каждой тенденцией отдельно. Склонность к политической идентификации отчетливо оказалась по шкале культурной идентификации. Так, у 35% старшеклассников эта тенденция выражена ярко (сильно). Им присуще чувство уважения к национальным обычаям, традициям, культурному наследию, творчества украинских поэтов, писателей, композиторов. Кроме этого, они испытывают привязанность к государственной территории. Для них важно владеть украинским языком и общаться на нем. В то же время вызывает беспокойство, что достаточно большая часть опрошенных (24,9%) имело отождествляет себя с культурными ценностями общества. Интересным оказался распределение ответов по вовлеченности в политическую жизнь страны. 31% опрошенных продемонстрировал вербальную настрой, желание быть включенным в общественно-политическое пространство. Эти респонденты готовы стать участниками молодежных движений, общественных организаций, поддерживать определенные политические партии, делить их идеи. Такие девушки и юноши интересуются политикой, следят за событиями общественно-политической и экономической жизни.
Antwerpen Diamonds

Они верят, что могут влиять на ход политических событий. Стоит отметить, что показатель включенности в политическую жизнь негативно коррелирует со шкалой мобилизационной активности. Это дает основания предположить, что активность учащейся молодежи в общественно-политической сфере является относительно независимым от влияния политических сил. Их участие не оговаривается внешними факторами, а являются результатом самоопределения. Заметим, что, по результатам исследований М. Дмитриевой, показатели когнитивного развития политической активности могут быть достаточно высокими, а поведенческие (действенные) практически нулевыми. Поэтому реальная политическая вовлеченность юношества может быть значительно ниже, чем задекларированная в ходе нашего исследования. В то же время 31% респондентов не желает участвовать в деятельности тех или иных политических движений, общественных и молодежных организаций. Эти старшеклассники не проявляют интереса к политике, не анализируют политических событий. Они придерживаются мнения, что от них лично ничего не зависит. Поэтому эта часть опрошенных продемонстрировала неготовность к политическому участию. Констатировано также достаточно высокую настроенность (почти 27% респондентов) на осуществление собственного политического выбора. Эта часть школьников имеет личную точку зрения, свои убеждения. Они стремятся быть как субъектами своей жизни, так и собственного политического выбора. Воночас 13,2% старшеклассников проявили склонность подчиняться и делегировать, переводить функцию политического выбора на других. Они бы предпочли, чтобы кто-то другой (государство, лидер, учителя, родители) решал за них, что и как нужно делать и брал на себя ответственность за то, что происходит в общественной жизни. Несколько меньшей оказалась готовность старшеклассников идентифицироваться с ценностями европейской демократии. Только 16,8% определенно отождествляют себя с ними, тогда как 21,3% опрошенных — слабо. Пожалуй, такие данные могут косвенно свидетельствовать, что эти ценности в украинском обществе для молодежи скорее декларативными, а не реально существующими. Анализ данных, полученных по результатам всеукраинского опроса, позволил выявить следующее. По критерию выраженности склонности к политической идентификации испытуемые делятся на три основные группы: с высокой степенью выраженности, средним и низким. Доля тех, кто обнаружил устойчивое стремление и готовность к политической идентификации, составляет лишь 9,7%, тогда как тех, кто проявил „ уход ", нежелание идентифицироваться — 66%. Остальные респонденты (24,2%) составляет группу так называемых середняков: они не проявляют ярко выраженных тенденций политической идентификации. Выводы По результатам исследования выделены три основные группы учащейся молодежи по критерию выраженности политической идентификации: с высоким уровнем политической идентификации (почти 1/10 часть опрошенных), средним (примерно ¼ часть респондентов) и низким уровнем (почти ¾ старшеклассников). Итак, самой многочисленной является группа, в которой уровень политической идентичности низкий. Это свидетельствует, что политическая идентичность современных старшеклассников сформирована недостаточно, а потому актуализируется необходимость ее развития — целенаправленного, с привлечением всех средств и форм гражданской, политической образования. Литература 1. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. — 1978. — № 2, № 4. 2. Антоненко В. В. Особенности становления патриотических установок старшеклассников // Сборник научных трудов Института психологии им. Г. С. Костюка АПН Украины / Под ред. Максименко С. Д. — К., 2003. — Т. V. — Ч. 5. — С. 13. 3. Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. — М .: ПЕР СЭ, 2002. — 368 с. 4. Карковский Р. Формирование политического сознания личности через призму психологических основ гражданства // Сборник научных трудов Института психологии им. Г. С. Костюка АПН Украины / Под ред. Максименко С. Д. — К., 2003. — Т. V. — Ч. 5. — C. 149. 5. Дмитриева Н. В. Место политического ценностного уровня в структуре индивидуального сознания современной молодежи // Сборник научных трудов Института психологии им. Г. С. Костюка АПН Украины / Под ред. Максименко С. Д. — К., 2003. — Т. V. — Ч. 5. — С. 124. 6. Скнарь А. Особенности политической идентичности старшеклассников // Социальная психология. — 2004. — № 5 (7). — C.90-94 7