Психологическая характеристика физических упражнений часть 2

Установлено, если перед выполнением упражнений ученики не получили конкретной задачи запомнить движения, то они плохо запоминают весь комплекс; полнота и точность созданных представлений будут на низком гальки. Все это качественно меняется, когда перед учащимися поставить задачу активно запомнить исполняемый комплекс упражнений. Изучая акробатические упражнения, учащиеся знакомятся с особенностями вращательных движений при перемещении тела в пространстве. При самостоятельном выполнении акробатических упражнений возникают внутренние препятствия, обычно проявляются в виде страха и опасениях. Все это свидетельствует о сложности психологической структуры этих упражнений. Овладение акробатическими упражнениями значительно расширяет двигательный опыт специального направления и способствует формированию положительных качеств личности школьника. Особую группу в школьной программе составляют упражнения по спортивной гимнастике — простые вольные упражнения и ряд упражнений на гимнастических приборах. Психологической основой вольных упражнений является сознательное управление как отдельными частями тела, так и их сочетаниями в зависимости от композиционных задач. Это возможно при повышенной активности всех психических процессов и, прежде всего, восприятие пространства. Упражнения по художественной гимнастике предназначены преимущественно для эстетического воспитания учащихся. Значительное место в школьной программе отводится подвижным играм для учащихся младшего и спортивным играм для среднего школьного возраста и старшеклассников.
Алмазное сверление в Краснодаре
Игры воспитывают коллективизм, взаимопомощь, сплоченность, уважение и корректность, способствуют развитию интеллектуальных способностей детей. В процессе игры у школьников формируются интересы к физическому труду, расширяется двигательный опыт. Наиболее насыщенным видом двигательной активности школьников есть спортивные игры. Двигательные действия в играх характеризуются следующими особенностями: 1) большое разнообразие осуществляемых игроками движений в виде ходьбы, бега, прыжков, ударов; 2) высокая интенсивность двигательных действий каждого игрока; 3) коллективность действий, подчиненных интересам команды; 4) большое разнообразие двигательных действий игроков. Кроме того, игровые моменты во всех спортивных играх вызывают различные эмоциональные ситуации. Спортивные игры требуют широкого диапазона двигательных навыков, дает возможность изменять структуру движений в зависимости от конкретных условий игры. Регулярные занятия спортивными играми положительно влияют на развитие многих психологических качеств спортсмена, например, его внимания, оперативного мышления. Зрительные восприятия имеют большое значение для обеспечения быстрого и правильного ориентирования спортсменов в игровой обстановке. Точно оценить расстояние между игроками, мячом и пределами площадки можно лишь при высоком уровне восприятия пространства. В процессе занятий спортивными играми интенсивно развивается глубинный зрение, значительно увеличивается объем поля зрения. Благодаря этому спортсмен может очень точно оценивать расстояние и замечать достаточно большое количество объектов во время игры. Установлено, что глубинный зрение и объем поля зрения могут снижаться, если регулярно не проводятся тренировки, и наоборот. Под влиянием систематических занятий значительно возрастает скорость восприятия, что является основой формирования специализированных зрительно-двигательных восприятий, которые в первую очередь выступают в виде «чувство мяча». Это дает возможность игрокам легко, свободно, непринужденно и результативно выполнять все игровые элементы с мячом. Под влиянием регулярных занятий спортивными играми совершенствуются такие качества внимания, как интенсивность, объем и переключение, чем достигается полное сосредоточение внимания спортсмена на игре. Занятия спортивными играми, насыщенность их самыми разнообразными тактическими действиями положительно влияют на развитие тактического мышления игроков. Процессы мышления достигают максимальной скорости, оно приобретает действенного характера, становится очень гибким и подвижным. Важным разделом школьной программы является легкоатлетические упражнения. Из этих упражнений используются ходьба, бег, прыжки и метания. Большинство этих двигательных действий усваивается с раннего детства, но есть группа двигательных действий, усвоение которых возможно лишь в процессе специально организованных занятий. К ним следует отнести метания диска и молота, толкание ядра, прыжки с шестом и другие двигательные упражнения. Надо иметь в виду, что двигательные навыки в легкой атлетике с самого начала учебно-тренировочной работы в основном совершенствуются, потому что большинство специфических легкоатлетических упражнений является уже известными двигательными актами (ходьба, бег, прыжки), взятыми из повседневной жизни человека. Улучшение спортивных результатов требует не только высокого мастерства в выполнении специфических упражнений, но и повышение функциональных возможностей организма школьников и выработки у них силы, выносливости, скорости и ловкости. В то же время важным условием повышения результатов в легкой атлетике является формирование новых двигательных структур, обеспечивающих эффективное преодоление дистанции в ходьбе и беге, высоты в прыжках и тому подобное. Создание новых двигательных структур предполагает наличие богатого опыта и связано с развитием творческого воображения легкоатлетов. Решение этой задачи требует от спортсменов соответствующей интеллектуальной и волевой активности. Интеллектуальная активность легкоатлетов на этом этапе формирования двигательных навыков способствует повышению эффективности познавательных психических процессов (ощущение, восприятие, мышление), с помощью которых полно и глубоко усваивается техника выполнения легкоатлетических упражнений. Волевая активность позволяет легкоатлетам эффективно преодолевать как внешние, так и внутренние трудности и на этой основе добиваться лучших результатов. Подготовка к успешному преодолению внешних и специфических трудностей (высота барьера, планки, вес и форма прибора) и внутренних в виде «мертвой точки» является одной из важнейших особенностей процесса формирования двигательных навыков в легкой атлетике. На определенном этапе овладения навыками появляются специализированные восприятия в виде «ощущение планки», «ощущение прибора» и др. Это проявляется в том, что во время выполнения упражнений легкоатлет дифференцированно воспринимает как свои движения, так и препятствия, которые преодолевает. В легкой атлетике специализированные восприятия производятся на основе высокой степени развития двигательной чувствительности и точного Различение пространственных отношений. Эти восприятия позволяют легкоатлетам активно и оптимально приспосабливаться к конкретным условиям выполнения упражнений.