Социальная ситуация развития студента

Социально-психологическом адаптация — это также усвоение молодым человеком норм студенческой жизни, включение его в систему межличностных отношений группы, о чем уже йла речь. Процесс адаптации может происходить по-разному, причем большое значение здесь имеет уже имеющийся жизненный опыт. Скажем, лица, имеющие трудовой стаж, легче адаптируются к условиям студенческой жизни и быта, а вчерашние школьники — в академической работы. Определенную роль на прохождение процесса адаптации производит тот факт, что первокурсник, как правило, в полной мере еще не зрелой личностью. Так, в вышеупомянутом исследовании Научитель Е. треть первокурсников почувствовала сложности, когда осуществляла ранжирование собственной системы ценностей. Противоречивость же ценностных ориентаций часто приводит к непоследовательности поведения. В общем, адаптацию студентов к жизни высшей школы следует рассматривать как комплексную проблему, различая в ней отдельные уровни и звенья, каждая из которых имеет свои специфические механизмы, во многом обусловлены уровнем развития студенческой группы, как коллектива. Заключение Итак, нами рассмотрено с разной полнотой ряд аспектов, определяющих и характеризующих становление молодой личности в условиях высшей школы. Конечно, каждый период человеческой жизни в каждой социаллльний группе по-своему важен и значим, имеет свою специфику и особенности. Неповторимость социальной ситуации развития студента определяет сочетание ряда факторов. Это, во-первых, особенности возрастной группы, к которой принадлежит подавляющее большинство студенчества, и которую психологи определяют как период поздней юности, во-вторых — специфика социального статуса и социальных ролей, которые студент получает в жизни вуза, и, наконец, собственно особенности учебного процесса (хотя в реферате, учитывая его объем и тематику, мы на них подробно не останавливались). Своеобразие процессов онтогенеза заключается в том, что именно в студенческом возрасте организм человека проходит сенситивный период в развитии целого ряда важных функций, обусловливает сравнительную легкость овладения новыми навыками, умениями, в частности профессиональными, вхождения в профессиональную деятельность. Водочас это важный этап формирования направленности личности, ее мотивационной сферы. С вхождением в самостоятельную жизнь связанные особливве восприятия времени, особенности развития потребностей молодого человека. Новая гамму отношений вызывает у студентов вхождения в новый колективгрупы, курса, систему и график жизни высшей школы в целом. Процесс адаптации происходит по-разному в зависимости от особенностей предшествующего развития студента, его опыта и индивидуальных характеристик организма (темперамента, восприятия и др.). Некоторые не выдерживают адаптации, а для кого-то она почти и не заметно. В то же время с адаптацией студенты входят в специфическое социальная среда высшей школы. Опять же, на развитие социально-психологических особенностей ее слушателей влияют как непосредственно особенности коллективов, в которых они становятся, так и развитие личности молодого человека в этих условиях, в частности ее профессиональное направление, развитие познавательной сферы и сферы, связанной с интимно личностным общением. Важным фактором развития выступают отношения внутри групп. Основными тенденциями развития студенческих групп исследователи указывают процессы интеграции (которые преобладают на младших курсах) и дифференциации (преобладают на старших курсах, что связано как с личной жизнью студентов, так и с проблемой их будущей жизненной перспективы). Как видим, в зеркале высшей школы и среде его слушателей закономерно отражаются процессы общественного развития и проблемы, которые решает общество, особенно в наше трудное переходный период слома системы ценностей и мировоззренческих ориентиров. Знание всех этих процессов и аспектов развития, в том числе социальной ситуации развития студента — ценный багаж психологической науки, без учета которого невозможно оптимальное функционирование учебно-воспитательного процесса высшей школы и выполнения ею своей роли в системе культуры общества. Список литературы

  1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — М., 2001.
  2. Животок Б. М., леутський Л. Д. О формировании нравственных ценностей в студенческом коллективе // Проблемы высшей школы. — Вип.9. Формирование нового человека в условиях вуза. — К.: «Высшая школа», 1972.
  3. Мусатов С. А. Развитие личности и мотивация взаимоотношений в студенческом коллективе // Проблемы высшей школы. — Вип.9. Формирование нового человека в условиях вуза. — К.: «Высшая школа», 1972.
  4. Научитель Е. Д. Ценностные ориентации молодежи // Практическая психология и социальная работа. — 1999. -№3 — С.36-38.
  5. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А. В.Петровского. — М., 1986.
  6. Серова О. Е. Ш Международная конференция по исторической психологии российского сознания // Психологический журнал. — 1999. — №6. — С. 115-118.
  7. Сивкина М. И., Сивкин И. Ф. Некоторые вопросы формирования у студентов потребности самовоспитания // Проблемы высшей школы. — Вип.9. Формирование нового человека в условиях вуза. — К.: «Высшая школа», 1972.
  8. Студент на пороге XXI века / отв. ред. Н. И.Рейнвальд. — М., 1990.
  9. Фельдштейн Д. И. Психология взросления. Избранные труды. — М., 1999.
  10. Шебанова С. Анализ образа «я» в исследовании феномена агрессии у студентов // Практическая психология и социальная работа. — 1999. -№1. — С.31-34.
  11. Щотка А. П. Возрастная психология взрослого человека. — Нежин, 2001.
  12. Цуканова В. Сравнительный анализ интеллектуального потенциала и причин учебной неуспеваемости // Психология и общество. — 2001. — №4. — С.105-113.