Психологические основы моделирования процесса уровневого обучения

Сущность уровневого обучения состоит в том, что каждый учитель по каждой из тем своего учебного предмета разрабатывает задания разного уровня сложности, которые активизируют разные уровни познавательной активности ученика, и предлагает их ученикам, учитывая индивидуальные психолого-физиологические особенности ребенка и уровень его предыдущих достижений, или дает возможность ученику самому выбрать задание определенного уровня сложности. Выполнение уровневых задач свидетельствует об определенном уровне обученности ученика и оценивается соответствующей оценке. То есть каждый ученик имеет возможность выбрать себе задание, которое, по его мнению, он может выполнить. Таким образом снимается психологическое давление учителя на ученика и ученьотримуе возможность сделать самооценку уровня своих притязаний и уровня своих достижений. Мы считаем, что целесообразно выделять три уровня обучения. Первый, нижний — это уровень обязательного обучения, которого должны достичь все ученики. Несмотря на внедрение Министерством образования и науки Украины 12-балльной шкалы оценивания учебных достижений в системе общего среднего образования, этот уровень характеризует знания учащихся в пределах от 1 до 6 баллов, то есть низкий и средний качественные измерения оценивания. Второй уровень обучения соответствует хорошем качественном измерения оценки и находится в пределах от 7 до 9 баллов. Высокий, третий уровень обучения можно охарактеризовать как творческий или продвинутый, и к нему надо стремиться как учителю, так и ученику в процессе обучения. Он оценивается в пределах от 10 до 12 баллов. Наша практика показывает, что не все ученики способны достичь третьего уровня обучения, поэтому нормы следует считать второй уровень обучения, который обеспечивает овладение учащимися теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками использования знаний в типичной ситуации. В последнее время в научно-методической литературе появляется много публикаций, исследующих различные стороны процесса обучения, предлагают классификации и методики измерения различных уровней, характеризующих процесс обучения.

Офисные кресла Так, ученые Львовского областного научно-методического института образования разработали методику диагностики обучения и измерения уровней обученности учащихся по гуманитарным дисциплинам. Разработки И. Я.Конфедератова, В. П.Симонова, Т. И.Шамовои ориентируют на необходимость конкретными действиями и измерениями в системе управления учебно-воспитательным процессом проводить работу по ликвидации формализма в определении эффективности учебного труда учителя, степени обученности учащихся и на этой основе совершенствования всей системы оценивания. Проблема определения уровней обученности учащихся не нова. Еще в 70-80х годах она серьезно изучалась институтами АПН СССР и УССР. Свои классификации уровней обученности предложили тогда И. Я. Лернером и М. М.Скаткин, В. П.Беспалько, В. Ф.Паламарчук, О. И.Бугайов, В. П.Симонов а также лаборатория обучения физике НДИЗМН АПН СССР и сектор физики НИИПИ МО СССР. Эти классификации подробно проанализированы и сопоставлены в научной статье М. Барнои и О. Гирного, которые создали свою интегрированную классификацию уровней обученности учащихся. Интересное исследование познавательных способностей учащихся, построено на классификации уровней развития познавательных способностей американского психолога Блума, так называемой «таксономии Блума», предложенное в статье директора Московской школы-лаборатории №1058 С. Селектор. В некоторых публикациях разрабатываются классификации этапов усвоения знаний, которые опираются на схему познания, предложенную А. Фурманом. Важное значение приобретает выработка методик оценки творческого уровня обученности учащихся с учетом особенностей их психического состояния при продуктивной деятельности. Прежде всего речь идет о различиях в мотивации: при репродуктивной познавательной деятельности основой мотивации является ее результат, а при продуктивной — сам процесс. Неучет этого в традиционных педагогических стратегиях психологи связывают с нереализацией детьми своих природных задатков или природной одаренности. Интересная модель психолого-педагогической диагностики в общеобразовательной школе предложена в статье докторанта Государственной академии руководящих кадров образования О. М.Коберника. В частности, указано, что исключительно важное значение психолого-педагогической диагностики при проектировании учебно-воспитательного процесса обусловлено тем, что она призвана обеспечить личностно-ориентированный подход в системе обучения и воспитания, а также управления учебно-воспитательным процессом на лечебно-прогностической основе. Проективная, личностно-ориентированная педагогика направлена на опережающее, целостное, осознанное определение деятельности субъектов педагогического взаимодействия. Таким образом, сегодня мы имеем намечены проблемы и певнинапрацювання в их решении. Создание современной модели учебно-воспитательного процесса — неотложная задача для ученых и практиков. Анализируя современные идеи и классификации, касающиеся отдельных сторон процесса обучения, мы пришли к выводу, что между ними существуют определенные логические связи. Исследуя эти связи, мы разработали интегрированную модель уровневого процесса обучения. По форме — это три концентрических круга, которые соответствуют нижнем — репродуктивном уровню обучения, среднем-переходном уровню обучения и высшем — творческом уровню обучения. Радиусы-лучи являются определенными сторонами процесса обучения от потенциальных возможностей ученика через деятельность до конечного результата — уровня обученности (схема №1). Под обучением мы понимаем целенаправленный процесс взаимодействия учителя и ученика, который предусматривает организацию учителем активной познавательной деятельности ученика, благодаря которой стимулируется развитие его мышления. Уровни обучения определяют прежде качественное отличие протекания процесса познавательной деятельности, что имеет своим основанием потенциальные возможности ученика к обучению, обеспечивающим фактором — уровень деятельности учителя, а результатом — фактические достижения ученика (уровень обучаемости). Сегодня учитель должен работать, сознательно опираясь на диагностику и прогнозируя результат своей деятельности. Успешность учебно-воспитательного процесса зависит от многих взаимосвязанных факторов. Интегрированная модель уровневого процесса обучения призвана помочь учителю разобраться в принципе применения уровневого обучения. Да, согласно модели, первый уровень обучения можно считать репродуктивным Он предусматривает, что ученик будет осваивать преимущественно теоретические знания, причем уровень деятельности учителя также будет репродуктивным, т. е. знания будут предлагаться ученику в готовом виде, а ученик будет воспринимать и воспроизводить их без какой-либо существенной обработки. Уровень сложности материала (факты, понятия, правила, формулы и т. п.) может быть разным. На первом уровне обучения ученьзасвоюе знания на усовершенствованной-содержательном этапе. Происходит восприятие и запоминание, которое реализуется в усвоении определенных теоретических знаний.