Психологические основы использования фольклорной арт-терапии в обучении студентов

Курсовая работа на тему: Психологические основы использования фольклорной арт-терапии в обучении студентов Содержание Введение Психолого-педагогическая ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ фольклорных АРТ-ТЕРАПИИ В обучении студентов ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ Разновидности фольклорных АРТ-ТЕРАПИИ Список литературы Введение Бесконечные споры о формах и методах воспитания детей, бесконечный поток предложений так и не позволил обществу ХХ века создать приемлемую модель человека будущего, свободной в выборе своего развития , независимой и грамотной в социальной жизни. Несовершенство социума определила несовершенство процесса воспитания. Вроде все и понятно. Мы предлагаем ребенку суждения «здравого смысла», проверенные временем, а она, ориентируясь по обстоятельствам и исходя из собственных возможностей, делает свой выбор того или иного пути саморазвития. Но представить еще незрелом умственные всю пестроту и противоречивость явлений в обществе очень трудная задача, которая требует от взрослого человека глубинной ясности и четкости мышления, безупречного стиля поведения, искреннего чувства ответственности за свои слова и действия, высокого уровня сознания. Мы изучаем детей, стараемся их понять, но забываем о себе. Мы предпочитаем разработкам новых методик, внедрению их в практику, но при этом забываем, что сами создаем идеологию времени и методы воспитания молодежи. Мы жалуемся, что новое поколение теряет духовность и возникает генерация молодых людей, безразлична к чувствам других. Эталоном нового человека становится человек с холодным интеллектом, коммуникативно раскованная и эмоционально толерантный. Спокойствие, смысл и эмоциональная сдержанность помогают человеку выжить, утвердиться в этом мире и даже найти радость от существования.
рунетки
Доброта, чувствительность приобретают другое значение — слабости, неуверенности личности в своих силах. Об этом писали еще К. Юнг, Е. Фромм, А. Камю. Сегодня мы имеем человека, который живет в полу-виртуальной сознания. Технический прогресс продолжает изменять нашу жизнь, но нам еще полностью неизвестно, какие побочные эффекты он несет. Люди в больших городах меньше общаются, становятся более одинокими, ненужными друг другу. Меняется наше отношение к миру и к другим народам, происходит интеграция культур. Тенденции моды быстро меняются. Понять и принять тенденции в представлении рекламы, моды, стиля жизни, музыки, живописи, театра — значит проникнуть в те механизмы развития культуры нашего времени, которые ответственны и за развитие неврозов у детей и взрослых. Сегодня в моде восточные культуры — мы украшаем наши дома японскими колокольчиками, но снимаем наши украинские обереги. Культура приобретает интернационального содержания. Процесс усвоения значительно ускоряется. Сейчас мы можем за несколько часов понять явления на исследования, изучения и описания которых люди раньше тратили годы. Все это влияет на детей и молодых людей. Абитуриент при поступлении в высшее учебное заведение педагогического направления становится на путь будущего педагога, но изменения происходят в этой личности во время обучения, насколько точным и соответствующим способностей выбор? В этом году мы стали свидетелями преступления — убийства одного студента другим. Это освещает нам проблему воздействия виртуальной реальности на человека. Абитуриент, который еще вчера был учеником, уничтожает другого человека как в компьютерной игре или в фильме, не задумываясь, будто просто устраняя препятствие. Современные средства массовой информации полны жестокости, в обществе наблюдается эффект привыкания или адаптации к ужасных событий. Но если пожилые люди воспринимают эту информацию как негативную, то для младших это нормой, которая уже не несет такого негативную окраску. Дети схватывают информацию быстрее и глубже, чем взрослые, они это делают бессознательно, быстро реагируя на малейшие изменения в информационном пространстве. В нынешнем обществе ребенок, защищаясь от агрессии принимает позицию агрессивного характера, или форму панического депрессивного образа поведения. Пряча свою некомпетентность и свои ужасы перед реальностью, общество во многих случаях не находит ничего другого чем создание ложной, построенной на ужаса авторитарной этике, утверждает нормы покорности, эмоциональной подавленности и зависимости в критическом мышлении. Мы видим, что гуманистический подход — лучший способ устранения этой проблемы, который видит воспитание сознательной, этически содержательной личности, ответственной за собственное существование и свободной от ригидных установок ригидного общества. Но каким образом мы предлагаем это сделать? Мы считаем, что использование фольклорной арт-терапии будет уместным в решении этой проблемы. Психолого-педагогическая ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ фольклорных АРТ-ТЕРАПИИ В обучении студентов В современной психологической науке психическая деятельность определяется как динамическая система взаимодействия субъекта с окружающим миром, в процессе которой происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа опосредованных отношений субъекта в предметной действительности. Целостные акты психической деятельности, которые отличаются отражательные-регуляционных спецификой, включают психические процессы, состояния и свойства. С помощью органов чувств происходит не только отражение и отношение человека к среде, влияние окружающей среды приводит к изменению комплексного характера отображения органами чувств — от эмоций и настроений к мотивам деятельности, стремлений, ценностных ориентаций, поступков, волеизъявления. Уровень умственного труда человека зависит от характеристики эмоционального состояния. Эмоции, по мере развития сознания, отходят на второй план, захватывая в сферу своего влияния только подкорку, т. е. глубинные уровни подсознания. Отсюда следует, что роль эмоций в сознании второстепенная, но в ситуациях напряжения эмоции срабатывают первыми и как бы сами собой. Таким образом, эмоции не только влияют на психику и связанные с познавательными процессами, но есть их обязательными регуляторами, сливаются с ними, осуществляя оценочную и регуляторную функцию в субъективном отношении человека к действительности. Терапия искусством или арт-терапия возникла в контексте теоретических идей З. Фрейда и К. Юнга, получив широкой концептуальной базы в рамках гуманистической модели развития личности К. Роджерса и А. Маслоу. Разновидности арт-терапии разрабатывались и внедрялись отдельными учеными, однако интегративной методики арт-терапии, опираться на украинский фольклор до сих пор не существует. Арт-терапия — это метод воздействия на эмоциональное и физическое состояние человека с помощью различных видов художественного и прикладного искусства (рисование, живописи, ваяния и т. п.). Физическое и физиологическое воздействие арт-терапии прежде всего заключается в развитии идеомоторных актов, улучшении двигательной координации индивида. Поэтому она является эффективным методом в психологической реабилитации детей и взрослых. Занятия различными видами художественной деятельности способствуют художественном разгрузке, развития креативности и индивидуальности личности, улучшению самочувствия. Основой арт-терапевтической взаимодействия является выражение и обобщение неосознаваемого психологического материала путем художественной экспрессии, творческий процесс открывает доступ к тем областям опыта, которые обычно недоступны для концептуального анализа. Задача арт-терапии заключается в использовании человеком различных изобразительных материалов в целях выражения содержания своего внутреннего мира. Неоспоримым фактом современной педагогической науки является то, что в становлении нравственности, духовности, внутренней культуры и гармонии подрастающего поколения важная роль принадлежит искусству. Почти все виды искусства происходят от народного искусства. Жемчужины народной мудрости, которые дошли до наших дней, являются составными фольклора (folk — народ, люди, а lоre — легенда, перевод), неотъемлемые от культуры всего народа и являются компонентами каждой отдельной личности. В основу украинского фольклора положены поэтические воззрения славян на природу, ее явления, связанные с ними обряды, сопровождающиеся пением, танцем, заклинаниями, театрализованными представлениями. Фольклор, в свою очередь, служил и продолжает служить жизненным источником познания и вдохновения для историков, писателей, художников, певцов, танцоров, актеров, музыкантов и композиторов. Таким образом, очевидно, что фольклор представляет собой конгломерат, модель, в которой личность отдельного человека и «личность народа» является единственным высшим целым. Подобно любой информационно-эмоциональной речевой системы, фольклор имеет собственные пути овладения — двери, которые позволяют заглянуть внутрь, и ключи, которые позволяют открыть эту дверь. Фольклор является идеальной платформой для развития всех органов чувств, памяти, внимания, воли, а также базой для формирования культурно-эстетического восприятия как своего, так и других народов. Фольклорная арт-терапия — это естественная система, основанная на принципах, созданных нашими предками, обеспечивает здоровую взаимодействие человека с окружающим миром, людьми и с самим собой. Идея о взаимосвязи факта жизненности старинных народных песен и их терапевтическое воздействие высказывалась давно и неоднократно. Украинская песенная культура — одно из самых ценных духовных достижений народа за многовековую его историю. Став неотъемлемой составляющей лучших достижений мира, она заняла в них действительно выдающееся место. В народных песнях отражены самые проявления жизни народа — его нелегкую, но героическую историю, длительную и упорную борьбу с чужеземными поработителями, быт и вкусы украинском. Народная песня — правдиво отзывалась на самые события в жизни простых людей. Исключительная художественная красота следует из поэтических слов и мелодий песен о любви, правдиво и сердечно передана в них взаимную любовь и счастье влюбленных. А сколько печали, горя, печали и печали в песнях о неверности или коварство! Существует также много народных песен созданных в шутливом, юмористическом и даже сатирическом характере. Поезд народа к такого типа не случаен, он свидетельствует любовь Украинской к острому слова и причудливых мелодий, настоящую оптимистичность их мировоззрения. Создатели песен не проходят мимо недостатки и просчеты в жизни и общественной деятельности, осуждают виновников, раскрывают причины тех или иных жизненных недостатков. Интересно, что элемент распевки, построенный на украинском мелодике также содержит в себе информацию, которая выполняет психокоррекционную работу. Высота, продолжительность и сила звучания определенного тона имеет терапевтическое воздействие как на внутренние органы, так и на психическое состояние человека. Но следует отметить, что речь идет не только о терапии телесную, избавления от соматических заболеваний, которые со времен Аристотеля и в Древнем Китае лечили музыкой и вокалом, специальными вибрационными упражнениями. Речь идет об использовании различных аспектов искусства. В последнее время в арт-терапевтическом среде особенно популярен так называемый интегративный подход в терапии, когда для саморазвития и познания секретов собственной личности или для достижения конкретно поставленных психотерапевтических целей используют изобразительное искусство, театр, танец и музыку. Украинские народные танцы делятся на три основные жанры: хороводы, бытовые и сюжетные. Хороводы — один из древнейших видов народного танцевального искусства. Выполнение их когда связывалось с обрядовыми действиями, традиционной встречей весны, проводимой летом, встречей Нового года. Бытовые танцы были неотъемлемой частью повседневной жизни народа. Выполняли на массовых вечерах, пирушках и тому подобное. К этому жанру относятся метели, гопаки, казачки, частушки, гуцулки, вершины, польки и кадрили. В сюжетных танцах отражаются конкретные явления окружающей жизни и природы. Название танца определяется его содержанием. Очень интересным является тот факт, что движения украинского народного танца диагностические, они показывают нам, что человек раскованная и искренняя. Известно, что когда человек подавлен, то она подсознательно как бы стремится занимать собой меньше пространства. Человек втягивает шею, сутулится, скрещивает руки, подбирает колени и тому подобное. Движения в народных танцах требуют определенной раскрепощенности, существует много движений, построенных на подъеме рук вверх. Мы знаем, что во ножнами находятся лимфатические узлы, которые должны защищать организм от инфекций. Эмоционально подавлен человек подсознательно защищает себя от общества и прячет свои уязвимые точки на теле. Украинский народный танец помогает доверять партнеру и снимает эмоциональное и телесное напряжение и скованность. Таких примеров можно привести много. Также интересным на наш взгляд является рассмотрение традиционных украинских костюмов. Если обратить внимание на то, что в каждом регионе Украины есть доминантные цвета и рисунки в костюмах, то можно понять, что это есть основания. На украинском вышиванках или вышитых полотенцах всегда присутствуют несколько узоров, которые бы зашифровывающие определенную информацию о природе, людей, проживающих в этом регионе. Например, на Полесье доминируют сине-белые цвета (цветение льна). Нижний ряд узора имеет постоянный рисунок, выдержан в одном цвете, будто бас-профундо в музыкальном произведении. Другие узоры, накладываясь на него, создают своеобразное цветное многоголосие. Интересно, что женские и мужские узоры отличаются как по форме так и по цветам. Существует гипотеза о старинных вышитых полотенец. Недаром, как раньше, так и сейчас они очень ценятся за рубежом. Ученые работают над расшифровкой этих узоров, и есть мнение, которое, к сожалению, пока нет достаточных доказательств, что женщины закладывали молитвы и энергетические защитные функции в эти полотенца. Также интересным является исследование Института экологии, проведенного в одном из детских садов г... Киев. Детей, с согласия родителей, некоторое время впитывали в украинские народные костюмы. После ношения украинских костюмов показатели состояния здоровья детей значительно улучшились по сравнению с предыдущими данными. Чрезвычайно важным фактором в процессе изобразительной деятельности личности является возникновение положительных эмоциональных реакций. Арт-терапия предполагает активность субъекта в отработке различных вариантов желаемых изменений путем создания рисунков, работ по живописи или коллажей. На основе применения фольклора — музыки, вокала, танца, драмы, а также текстов песен, цветов и рисунков костюмов мы можем увидеть элементы психокоррекционной работы, а также работы по самопознанию и развитию личностных качеств в разных возрастных группах. Принципы и методы положительной фольклорной арт-терапии, которые рассматривают человека как источник неограниченных способностей и возможностей в решении жизненных конфликтов, способны помочь сформировать человека этически воспитанного. Наиболее общие признаки, которые позволяют применять фольклорную арт-терапию с целью психокоррекционной влияния на людей: изобразительная работа человека с изобразительными материалами протекает в определенных условиях (в арт-терапевтическом кабинете, художественной студии, другом предназначенном для этого помещении), которые помогут создать ощущение безопасности и способствовать свободному творческому самовыражению внутреннего мира личности; изобразительная работа протекает в присутствии специалиста, обладающего знанием природы и возможностей художественного творчества, способный к оценке содержания изобразительной продукции и поведения человека. Кроме того, специалист выступает посредником в диалоге лица с изобразительность; арт-терапия предполагает использование определенных приемов, которые помогают человеку осознать отражение в его изобразительной продукции содержания своего внутреннего мира. Арт-терапия преследует дополнительные цели: — в процессе работы над рисунком или скульптурой происходит упорядочение творческого замысла и подбор цветовой гаммы; — Продуктом арттерапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития. Основной целью арт-терапии является гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. В рамках арт-терапии — музыкотерапия — как одно из средств коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и мозговых расстройств, отклонений в поведении. Музыка является неотъемлемой частью в профилактике и коррекции негативных последствий стресса. Музыкотерапия шведской школы, ориентируется на глубинную психологию, считает, что музыкальное произведение, благодаря специфическим особенностям, способен проникнуть в глубинную сферу личности. В качестве психологических механизмов коррекционной действия музыкотерапии выделяют катарсис — эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния; облегчение осознания собственных переживаний; повышение социальной активности; приобретения новых средств эмоционального реагирования. Известно, что этим видом терапии пользовались еще в Древней Греции, Индии, Китае, а также в Европе во времена Средневековья. Нам известны карнавалы с переодеванием высшего духовенства в нищих и наоборот. Такие действа происходили дважды в год. В Украине они известны нам как вертеп. Традиционные принципы психокоррекционной работы: 1. все задачи формулируются в положительной форме и не несут характера запрета, не ограничивают возможностей индивидуального развития и проявлений инициативы группы; 2. в постановке общих целей коррекции учитываются далеко и ближняя перспективы развития личности и планируются как конкретные показатели личностного и интеллектуального развития человека, так и возможности отражения этих показателей в особенностях деятельности и общении на следующих стадиях ее развития; 3. соблюдение принципа единства коррекции и диагностики заключается в проведении детального предварительного диагностирования обследования; принцип коррекции «снизу вверх» реализуется в виде выполнения упражнений и тренировок имеющихся психологических способностей; 4. принцип системности развития (направления коррекционной работы на устранение причин и источников отклонений психического развития); 5. принцип действенности (организация активной деятельности личности, в процессе которой создаются условия для творческого решения составляющих, часто неординарных ситуаций); 6. принцип интеграции искусств; 7. принцип интерпретации и обратной связи (переход человека от непосредственной реакции на собственные ощущения и потребности в более структурированных форм деятельности) .8. повышение самооценки. Психологические механизмы и теории арт-терапии: компенсаторная, сублимационная, изоляционная.