Нравственное становление подростка как звено развития его жизненной компетентности

Нравственное становление подростка как звено развития его жизненной компетентности Жизненная компетентность как результат социализации личности невозможна без соответствующей моральной позиции человека, формируется под влиянием различных социальных институтов. В подростковом возрасте основным таким институтом является школа, где закладываются основы нравственного становления личности.
магазин для мыловаров Моя формула

Нравственное становление подростка включает в себя все компоненты нравственного становления взрослого человека. Оно определяет внутреннюю позицию подростка, в основе которой лежит стремление быть ответственным за себя, свои личные качества, мировоззрение и способность самостоятельно отстаивать собственные убеждения. Анализ различных подходов к нравственного формирования школьника позволяет определить такие важные моменты механизма нравственного становления подростка: 1) нравственное становление и развитие всегда связаны с изменениями, происходящими в личности школьника; 2) стремление к самоутверждению своего «Я» и к самовоспитания и устойчивые цели, потребности, интересы, идеалы, нравственные самооценки подростка выступают как внутренняя сила, которая образует устойчивые свойства, определяющие его поведение в зависимости от внешних ситуаций; 3) нравственное поведение подростка определяется его установками, что детерминируются потребностями и ситуациями, в которые он попадает, и регулируются положительными или отрицательными оценками и санкциями со стороны референтных лиц; 4) в системе коллективных отношений меняется внутренняя деятельность подростка, однако коллектив не оказывает прямого автоматического воздействия на нравственное развитие личности. Только проявляя активность и играя определенную роль в коллективе, подросток приобретает нравственного опыта; 5) в процессе накопления жизненного опыта у подростков происходит формирование нравственного сознания, «который не только помогает им правильно ориентироваться в выборе необходимых способов поведения и избавляться от вредных привычек». Этот процесс является центральным в нравственном становлении подростка. Структура морального сознания школьника относительно устойчивая, хотя отдельные ее элементы переменные через постоянное их обогащения и уточнения моральных ценностей. Одним из ведущих компонентов нравственного сознания моральные знания, образуются системой понятий, под которой понимают логически оформленную мысль, что отражает общие и существенные признаки реальных отношений. Теория компетентности, как ее понимают в психологии, это фактически теория поведения, основанный на понимании понятий. То есть, понимая нравственные понятия, подросток может выполнять любую моральную действие и быть ответственным за ее результат. Усвоению нравственных понятий в каждый возрастной период предшествуют необходимые представления о различных вариации действий и поступков, процесс накопления которых осуществляется в непосредственном взаимодействии с реальной действительностью или при наблюдении за реальными типами поведения. Характеризуя нравственные понятия как структурный компонент нравственного сознания, нужно сделать акцент на том, что устойчивость формирования нравственного сознания в значительной степени зависит от продуманной системы формирования нравственных понятий. Система понятий образует необходимые нравственные знания, которые в процессе общественно полезной деятельности и общения приобретают общественное и личностного значения. Поэтому усвоение нравственных знаний нужно рассматривать с позиции Общественной и практической значимости. В противном случае они превращаются для учащихся на объект потребительского интереса или продукт пассивного усвоения. В широком круге общественных явлений, которые отражаются в сознании подростка, выделяются и усваиваются те аспекты явлений, соотносимых с нравственными знаниями, которые он уже имеет. Нравственные проблемы, возникающие в поступках людей, взаимоотношениях, часто остаются незамеченными подростками, если раньше в их сознании не было соответствующих нравственных знаний. Большое количество и разный характер информации по вопросам нравственности приводит к значительной разнице в содержании моральных знаний, характере и способах их восприятия, а следовательно, и к различного отношения к одному и тому же общественного явления. Нравственные знания является начальным звеном в процессе овладения учащимися нравственных ценностей. Во нравственными знаниями следует понимать «сведения о моральные требования, оценки, идеалы и последствия нарушений норм морали». В процессе усвоения нравственных знаний осуществляется взаимодействие компонентов нравственного сознания личности. Так, нравственные знания представляют собой предпосылку ориентации в нравственных ценностях и в выборе определенной линии поведения, они закрепляются в привычках и традициях. Специфической формой проявления нравственных знаний есть понимание моральных норм, представляет собой способность ребенка понять их смысл, значение и достигнут благодаря этому результат. Проведенное диагностическое исследование, цель которого — определение особенностей понимания подростками нравственных норм, показало, что ответы подростков можно разделить на следующие группы: правильное полное определение, правильное неполное, элементарное, неправильное определение. Правильное полное определение нравственной нормы, дали подростки, основывается на понимании ее сущности и раскрывается путем выделения большинства ее признаков. Конкретизируя содержание каждой нормы, ученики используют соответствующие моральные качества (14,3%). При правильном неполном определении нравственной нормы ученики проявляют понимание ее сущности, но при определении нравственной нормы допускают некоторые неточности или определяют одно понятие через другое (16,4%). Элементарное определение нравственной нормы основано на смутные представления о ней, при этом ученики не могут самостоятельно достаточно полно раскрыть ее содержание, определение, как правило, основывается на перечислении моральных или аморальных качеств (52,1%). Неправильное определение характеризуется объяснением нравственной нормы, не соответствует его сущности (17,2%). Когнитивный компонент нравственного сознания представляет собой фундамент, базу, на которой основывается мировоззренческий компонент, то есть убеждения, ценностные ориентации, интересы. Деятельность педагогов по организации работы по усвоению учащимися системы нравственных знаний не самоцель, а лишь ступенька к тому, чтобы формировать у них на этой основе устойчивые убеждения, которые в свою очередь выступают регулятором поведения личности. Нравственные убеждения — это твердые взгляды, в которых оказывается уверенность в истинности моральных идей и каким личность готова следовать. В основе того или иного действия или поступка всегда лежит убеждение, которое выражает субъективное отношение к ним. Во многих психолого-педагогических исследованиях отмечается, что наличие моральных ценностей является проявлением неравнодушия человека в отношении возвышение возникающей из значимости различных сторон, аспектов окружающего мира для его жизни. Они, по сути, является результатом овладения средой с точки зрения его значения для удовлетворения потребностей личности и свидетельствуют об уровне ее социальной зрелости. Усвоенные личностью социальные нормы и требования, которые составляют содержание его ценностных представлений, обусловливают направленность ее активности, выбор сфер и средств реализации им своей внутренней позиции, отношение к тем или иным явлениям окружающей жизни. При этом личность начинает строить и согласовывать свои взаимоотношения с окружающими, направлять собственные усилия на самосовершенствование в соответствии со своими ценностных ориентаций, собственных убеждений и взглядов. Поведение, которое подчинено системе собственных моральных ценностей и является их реализацией, свидетельствует об увольнении личности от ситуативных воздействий, о ее способности к сознательному управлению своей активностью, в том числе и социальной. В связи с этим моральные ценности приобретают роли внутреннего механизма регуляции поведения. Такое понимание ценностей дает основания рассматривать их не только как элементы мотивационной структуры личности, а еще и как важный элемент структуры нравственного сознания, который выступает основой для осуществления человеком выбора тех или иных социальных нормативов. Поскольку ценности являются по своей сути установкой на реализацию в поступках тех или иных элементов материальной и духовной культуры общества, их изучение — важное звено анализа социальной детерминации активности, а также социально-психологической адаптации личности, свидетельством которой является адекватное соотношение ее ценностей и ценностей общества ( есть индивидуализированное воспроизведения в поведении и деятельности социально значимых норм и требований). В связи с этим очевидным становится тесное сочетание ценностей с идеалами, оценочными критериями личности, которые образуют психологическую базу их формирования. В результате такой функциональной единства моральные ценности выступают в виде определенного эталона для оценки соответствующих конкретных условий образцов социального поведения. Ценности, характеризующие моральный облик человека, не имеют особой формы реализации, они пронизывают все поведение человека, все его деятельность. Социальный смысл деятельности, в которой проявляются моральные эталоны объективно характеризует ценностную направленность личности, и ей отвечает "... возникающая в процессе жизни и воспитания человека устойчиво доминирующая система мотивов, в которой основные, ведущие мотивы подчиняют себе все остальные, характеризуют строение мотивационной сферы человека ".