Идея рефлекторного кольца и функциональные механизмы поведения. м. о.бернштейн (1896—1966)

Реферат На тему Идея рефлекторного кольца и функциональные механизмы поведения. М. О.Бернштейн (1896 — 1966) Бихевиоризм — безвыходное направления психологии. Идейные и «программные» наработки М. О.Бернштейна осуществлялись на пересечении двух дисциплин — физиологии и психологии, что, с одной стороны, демонстрировало возможность продуктивного сотрудничества специалистов этих отраслей в решении как общих проблем, так и собственно психологических и собственно физиологических. С другой стороны, возможность межотраслевых исследований расширяла перспективы дальнейшего движения каждой из отраслей, задействованных как смежные. Бернштейн известен своими биомеханическими и нейрофизиологическими программами (и даже научными школами, возникших на этой основе), а также идеей создания отдельной научной отрасли — «физиологии активности», которая должна прийти на смену физиологии, изучала организм в состоянии покоя и равновесия. Происхождение такой отрасли Бернштейн мыслил только на базе междисциплинарного синтеза — биологии (особенно физиологии), математики, кибернетики и др. «Физиология активности» предусматривает рассмотрение поведения человека именно как активной, а потому ищет физиологические механизмы наиболее сложных видов сознательной, целенаправленной поведения, которая способна к саморегуляции. Активным фактором поведения является цель, понимание цели. А значит, необходимо анализировать понятия целеустремленности, «моделирование будущего», «вероятностного прогнозирования» и др. Делается предположение, что исходной физиологической звеном поведения целесообразно считать «рефлекторную дугу», а "рефлекторное кольцо» (согласно Дж. Дьюи что на самом деле позволяет представить полный цикл аналитико-синтетической активности человека в процессе выполнения целенаправленных действий и движений, реализации поведения в целом. Физиологические и биомеханические представление о конструировании, активное формирование движений, их «построение» в соответствии с поставленной задачей определили конкретно научную разработку обеих исследовательских программ Бернштейна.
Купить гироскутер в Волгодонске
Важную роль в этом сыграла метафора «построения движений», которая получила в дальнейшем соответствующую концептуализацию и стала моделью движения в нейрофизиологической программе ученого. Биомеханическая программа выступила «материнской» относительно нейрофизиологической. Представление о закономерной и согласованную работу периферийного двигательного аппарата, а также о сложную картину динамики мышечных, реактивных и внешних сил привели к необходимости найти соотношение между деятельностью нервных центров, управляющих движением, и процессами на периферии движений. Для решения этой задачи были использованы биомеханические методы и модели. Созданная Бернштейном научная школа физиологии движений достигла значительных успехов в создании функциональных моделей двигательного управления и изучении конкретных физиологических механизмов движений в соответствии с определенными моделирующих представлений. Влияние Бернштейна на развитие психологии признается весьма значительным, хотя не было группы ученых, которые целостно разрабатывали его исследовательские программы. Наиболее очевидное объяснение этому — междисциплинарность исследований и разработок, которые «прямо» не могли быть применены в психологии, а соответствующая их «адаптация» требовала значительных усилий. Однако «научная идеология» ученого, а также отдельные его программные положения проникли в психологию и существенно способствовали ее прогрессу. Еще в 20-е годы К. М.Корнилов и его сотрудники попытались применить для изучения форм двигательных реакций метод циклография, использован и адаптирован Бернштейном в исследованиях по биомеханике. Самый расцвет исследований Бернштейна происходит в 40-е годы. когда формулируются основные положения нейрофизиологической программы. В это время О. Н.Лепнтьев, О. В.Запорожецъ и другие ученые также обращаются к непосредственному изучению внешних, физических движений человека. Для интерпретации данных, полученных при исследовании воспроизведения движений, использовалась концепция построения движений. Понятие двигательной задачи, сенсорных коррекций, уровневой организации и другие существенно расширили существующее в психологии представление о движении. Изучать движение стало не только необходимо, но и возможно, поскольку появились приемлемые для психологов способы концептуализации движений. Причем, как утверждал позднее О. Р.Лурия, значение этих концептов был шире, чем касающееся только проблемы движений: речь шла вообще о физиологических механизмах психических процессов, о физиологическое обоснование психологических теорий, которое стало возможным в результате внедрения и применения исследовательских программ Бернштейна. Бихевиоризм — безвыходное направления психологии. культурологического направления в истории психологии становится лакмусовой бумагой для проявления перспективных и неперспективных направлений психологии. Если вообще человеческую культуру направлено до выяснения экзистенциального назначения человека в противоречии между ее телом и душой, то и сама психология в ее историческом движении имеет также решать этот вопрос. Но сциентизм в психологии снимает все острые вопросы об отношении тела и души. Последняя выносится за пределы предмета психологии, таким образом исчезает ведущая проблема человеческой культуры вообще. Человек обычно ходит на двух ногах (тело и душа), как об этом очень давно рассказали Кирилл Туровский и все до него и после него. Есть таких двое: хромой, но прозрел и двуногий, но слепой. Так что тот, кто крепко стоит на ногах, взял на свои плечи зрячего — и вышла целостное существо. Есть и дух, о котором говорил Кант. Ученые специально снимают как проблему то, что является венцом природотворчости, — человеческую субъективность, источник жизни, его смысл, — и при этом создают такую терминологию, теряет все человеческое в человеке. Представьте себе, что аналогично усилиям бихевиоризма человеческая культура снимает субъективность как предмет своих поисков! Тогда исчезает все: живопись и музыка, художественная литература и скульптура, религия и юриспруденция, философия и мифология, права и обычаи. Человеческая жизнь становится абсурдным. И надо же, чтобы в завершение сциентизма сначала Павлов, потом Бехтерев со своей рефлексологией (это уже было эпизодически), а главным образом бихевиоризм превратили человека в автомат, лишенный души. Попытки Декарта было завершено. Не только растительная и животная жизнь не требует соответствующих душ. Даже духовная жизнь проходит без души. Когда Сковорода вспоминал пословицу: мужчина и женщина построили дом без окон, и чтобы было видно в ней, пытались мешком внести в дом свет снаружи. Бихевиоризм и есть такая «лантухова» психология. Если сциентизм в психологии отводит исследования от души, от того, что является самым дорогим в человеке (для пресловутого объективизма), тогда вообще для чего это сциентизм? Или был неправ Г. Оппорт, когда утверждал, что психологи по сравнению с писателями иногда имеют вид шутов? Видимо, он имел в виду прежде всего бихевиористов. Литература.

  1. Абаньяно Н. Введение в экзистенциализм. Санкт-Петербург, 1998.
  2. Абаньяно Н. Мудрость философии и проблемы нашей жизни. Санкт-Петербург, 1998.
  3. Вебер М. Избранное. Образ общества. Москва, 1994.
  4. Вгтдепъбанд В. О Сократ // Лики культуры: Альманах. Москва, 1995. Т.1.
  5. Гуссерль Э. Картезианские размышления. Москва, 1998.
  6. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994.
  7. Зиммель Г. Истина и личность // Лики культуры: Альманах. Москва, 1995. Т. 1.
  8. Ортега-и-Гассет X. дегуманизацией искусства. Москва. 1990
  9. Ортега-и-Гассет X. Избранные труды. Москва. 1997.
  10. Риккерт Г. Введение в трансцендентальную философию. Киев, 1904.
  11. Риккерт Г. Философия истории. Санкт-Петербург, 1908
  12. Риккерт Г. О системе ценностей // Логос. 1914. Вып.1. Т.1.
  13. Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. Москва, 1991.