Гормична психология у. мак-доугалла (1871—1938)

Реферат На тему: Гормична психология В. Мак-Доугалла (1871 — 1938) Герминой «гормична» происходит от греческого слова и означает побуждение, в конце концов — побудительный мотив к жизни. А это является главной целью живого организма. Поэтому исходной идеей гормичнои психологии является определение целесообразности поведения, ее цилепошукового характера. Этим утверждением гормична психология выступила антагонистом психологии как науки о поведении. Основателем гормичнои психологии был Уильям Мак-Доугалп. Он родился в Англии, умер в США. Свою основную научную задачу ученый видел в применении данных психологической науки к наукам общественных. Согласно гормичною концепцией, инстинктивное влечение к цели находится в живых существах изначально. Исходя из этого постулата Мак-Доугалл исследовал общественного поведения человека, утверждая возможность наследования приобретенных черт психики. Мак-Доугаллу принадлежит идея торможения в качестве дренажа, что вызывает отток нервной энергии. Сопоставляя две концепции психического — гедоническую и гормичну — в толковании психической активности организма, Мак-Доугалл считает истинной именно вторую концепцию, ведь она включает в себя теологический принцип. Сущность своей теории Мак-Доугалл объясняет в суждении, которое кажется на первый взгляд тавтологическим.
Продажа бу медицинского оборудования

Он спрашивает: «Почему то или иное животное или даже человек направляются к той или иной цели?» И отвечает: «Именно потому, что в их природе все заложено изначально именно так». По мнению Мак-Доугалла, это утверждение имеет глубокий психологический и мировоззренческий смысл. Наблюдение над различными видами животных свидетельствуют о том, что их поведение направлена на поиски целей разнообразного характера. Это продукты, «товарищи», видимо среду согласно определенному времени года. В связи с этим организм должен избегать каких-то обстоятельств и вместе с этим проявлять поступки, которые приводят к господству над живым миром, включая мир людей. Каждая особь любого вида животных характеризуется определенной изначальной противоречивой тенденцией и ставит цели различного достоинства. Это касается и человеческой природы, ведь человек также природные цели, определяемые ее врожденными тенденциями. Этим фактом психологи не могут пренебрегать. Они исследуют его, но нередко сводят все поезда в их минимального числа, прежде говоря о сексе, страх, гнев (так называемые мощные рефлексы). Некоторые психологи указывают на первоначальные желания, безусловные рефлексы, поезда, врожденные тенденции или склонности. Мак-Доугалл считает, что среди этих и аналогичных сроков слово «инстинкт» лучше, чем другие, указывает на факты и проблемы, которые он пытается анализировать. Гормична психология предлагает видеть по инстинктивными действиями сами инстинкты. По своему содержанию и по исследовательской традиции слово «инстинкт» представляет такое действие живого существа, охватывает совокупность активностей целостного организма. В результате достигается та или иная цель, присущая данному виду. Этот инстинкт проявляют все особи данного вида, и благодаря ему осуществляется приспособление к окружающему миру. Инстинкт характеризуется тем, что в нем еще не отражено индивидуальный опыт живого существа. Мак-Доугалл замечает, что вокруг этого термина в течение нескольких веков возникло немало спекуляций. Кроме того, что это слово обозначает соответствующее действие, оно еще и как бы указывает на то неизвестно, которое выражает себя именно в действии и направлено в сторону отдельной природной цели. Возникает вопрос: что же это за неизвестное? Мак-Доугалл отвергает две крайности в ответе на этот вопрос — указание на «перст Божий» и идею роли «рефлекса нервной системы». Мак-Доугалл указывает на то, что гормична активность с энергетической по своим проявлениям и сути. Энергия эта оказывается уже в химических процессах вообще и в процессах физиологической химии в частности. Но эту активность вряд ли могут быть истолкованы гипотезы, возникающие в физических науках, современных Мак-Доугаллу. Поэтому гормична психология отказывается опираться на них, хотя и использует некоторые их положения. Мак-Доугалл перечисляет важные факты, которые могут способствовать установлению естественных основ гормичнои психологии: а) проявление энергии направляется такими каналами, которые позволяют организму достичь жизненных целей; б) эта направленность усиливается когнитивной активностью, осознанием жизненных целей, однако недостаточно полным по окружающей ситуации и цели; в) активность, которая была инициирована при посредничестве когнитивной активности, продолжается до тех пор, пока цель не будет достигнута; г) если же цель достигнута, активность исчерпывается; д) достижение цели, движение вперед вызывают эмоции, которые формируют позитивный жизненный опыт. В то же время недостижения цели вызывает страдания и недовольство. Эти положения показывают, что гормична активность имеет преимущественно ментальный характер. Она включает в себя узнавание и понимание, которые эту активность направляют. В результате этой активности организм получает удовольствия или неудовольствия. Согласно теории Мак-Доуталла, эти три основополагающие стороны гормичнои активности можно лишь констатировать благодаря абстрагируясь силе исследовательского мышления; в самой же природе они не отделены. Гормична активность проявляется только в живых организмах или природных образованиях, имеющих сложную организацию. По традиции их называют монадами. Живая клетка является простейшей формой, в которой монады выступают как существа, воспринимающие. Согласно гормичною теории, жизнь всегда сопровождается умом. Мак-Доугалл даже предполагает, что определенные зародыши разумной активности уже имели место в неорганических формах, из которых возникли формы органические. Главные принципы гормичнои психологии ее основатель сформулировал в книге «Введение в социальную психологию» (1908). Автор пытается положить психологические явления на естественный грунт; при этом он замечает, что высшие психические функции, такие как интеллект, сознание, — это лишь средства на службе у инстинктов. Психика имеет цель в самой себе, потому гормична психология является антиподом бихевиоризма, представители которого видят цель деятельности во внешней среде. Внешнюю целесообразность гормисты заменили целесообразностью внутренней, по их выражению — «Внутренней телеологией». Так возник новый предмет исследования, а именно мотивация. Раскрывая идею внутреннего телеологизму, Мак-Доугалл объявляет, что стоит на позициях загальнобиологичнои концепции Ч. Дарвина. Признавая правильность фрейдовских установок относительно роли поездов и бессознательного в психической жизни, сторонники гормичнои психологии, однако, выступают против предоставления либидо решающее значение в поведении живого существа. Согласно положениям гормистив, поведение становится сознательной, когда встает Ее цель, ситуация с ее благоприятными и неблагоприятными компонентами и прогнозированием результатов действия. Целесообразность поведения Мак-Доугалл видит на всех уровнях развития живых существ. Свою психологию Мак-Доугалл называет также динамичной, теоретическую сторону которой он специально исследует в работе "Энергия человека. Основы динамической психологии "(1932). Литература.

  1. Абаньяно Н. Введение в экзистенциализм. Санкт-Петербург, 1998.
  2. Абаньяно Н. Мудрость философии и проблемы нашей жизни. Санкт-Петербург, 1998.
  3. Вебер М. Избранное. Образ общества. Москва, 1994.
  4. Вгтдепъбанд В. О Сократ // Лики культуры: Альманах. Москва, 1995. Т.1.
  5. Гуссерль Э. Картезианские размышления. Москва, 1998.
  6. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994.
  7. Зиммель Г. Истина и личность // Лики культуры: Альманах. Москва, 1995. Т. 1.
  8. Ортега-и-Гассет X. дегуманизацией искусства. Москва. 1990
  9. Ортега-и-Гассет X. Избранные труды. Москва. 1997.
  10. Риккерт Г. Введение в трансцендентальную философию. Киев, 1904.
  11. Риккерт Г. Философия истории. Санкт-Петербург, 1908
  12. Риккерт Г. О системе ценностей // Логос. 1914. Вып.1. Т.1.
  13. Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. Москва, 1991.