Психологические основы художественного восприятия часть 2

9. Восприятие — это живой, целенаправленный процесс. Направления восприятия определяется его мотивацией. По психологическим словарем, мотивация — это «побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность». Источниками такой активности являются инстинкты и потребности человека. 10. Восприятие (как и ощущение) имеет определенное аффективно-эмоциональную окраску, вызывает положительные или отрицательные эмоции. «Эмоции (от лат. Emoveo — приголомшую, волную) — психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного значения явлений и ситуаций, обусловленного отношением их субъективных свойств к потребностям субъекта». Простейшая форма эмоций — так называемый эмоциональный тон ощущений — непосредственные переживания, сопровождающие отдельные ощущения и побуждают субъекта к их сохранению или устранению. Познание начинается именно с эмоций: организм сразу же оценивает поступающую через органы чувств информацию по двойственное системой: «приятно-неприятно». Исследователь П. М.Якобсон отмечает: «Восприятие любого предмета, любой вещи прежде всего является чувственным познанием, которое основано на ощущениях наших различных органов чувств». 11. Основными феноменами восприятия является константность, структурность, зависимость образа предмета («фигуры») от его окружения («фона») и др. Константа (от лат. Constantis — постоянный) — это «относительная независимость характеристик объектов, воспринимаемых от параметров раздражения рецепторных этажей органов чувств». Выделяют восприятие, адекватное реальности и иллюзии — «неадекватное отражение воспринимаемого предмета и его свойств». Иллюзии бывают разного рода. «Оптико-геометрические иллюзии», например, содержатся в воображаемом искажении метрических соотношений между фрагментами изображений. Так, из двух равных по длине отрезков вертикальный кажется большим, чем горизонтальный. К другому классу иллюзий относится феномен контраста яркости. Серая полоска на светлом фоне кажется темнее, чем на черном. Встречаются также различные установочные иллюзии, детально исследованы Д. Н.Узнадзе и его учениками. По мнению Г. Гельмгольца и других ученых, иллюзорные эффекты являются результатом работы в непривычных условиях тех же механизмов восприятия, которые при нормальных условиях обеспечивают его константность. Трансформация образа объективной действительности происходит под влиянием целостных образований личности: установок, смысловых образований, «картины мира». За изменениями особенностей восприятия иллюзий можно определить глобальные характеристики и качества человека — его состояние в ситуации восприятия (усталость, активность), характер и тип личности, статус и самооценку, склонность внушению и тому подобное. Выдающийся психолог Л. С. Выготский выдвинул интересную и революционную для своего времени (20-30-е pp. XX в.) Идею субъективного искажения действительности как основной особенности восприятия. Говоря об ограниченности непосредственного опыта человека, он отмечает: "Наш опыт заключен между двумя порогами, мы видим лишь маленький островок мира ... Психика выбирает устойчивые точки действительности среди общего движения. Она есть островки безопасности в гераклитова потоке. Она является орган отбора, решето, что процеживают мир и изменяет его так, чтобы можно было действовать. В этом ее положительная роль — не у отражении ... а в том, чтобы не всегда верно отражать, т. е. субъективно искажать действительность в пользу организма)). Наше знание о предмете часто исправляет и дополняет информацию, поступающую извне в процессе восприятия. Так, тарелку мы воспринимаем как круглую, даже если смотрим на нее под определенным углом. Поэтому можем говорить о социальности человеческого восприятия. 12. Ощущение играют огромную роль в жизни человека. Одна из главных жизненных потребностей — потребность в нормальном потоке информации, впечатлений от окружающей действительности. Органы чувств собирают эту информацию и образуют сенсорные каналы, которые питают мозг человека новыми впечатлениями. Недостаток каждого из сортов информации (ощущений) вызывает сенсорную депривацию (сенсорный голод), который оказывает негативное влияние на психофизическое состояние человека. Выдающийся физиолог И. М. Сеченов первым пришел к выводу о необходимости полноводного потока ощущений для полноценной психической деятельности человека. Долговременная действие явления (предмета) на органы чувств вызывает адаптацию — приспособление органа чувств к действующему раздражителю. Адаптация приводит к ослаблению эмоциональной окраски ощущений и восприятий. 1.3. Факторы влияния на процесс восприятия Восприятие человека определяется несколькими факторами, а именно: — качествами и свойствами объекта восприятия; — условиями, при которых происходит рецептивная деятельность; — особенностями субъекта восприятия. Объект реального мира, непосредственно воспринимается, влияет своими физическими свойствами на органы чувств наблюдателя, определяя их отражение в сознании человека в виде перцептивных образов. Однако, содержание и качество перцептивных образов зависит не только от текста восприятия (свойств объекта реальности), но и от контекста этого процесса. Контекст восприятия определяют, прежде всего, условия, при которых происходит круглосуточно. Так, в темноте восприятие определенных объектов часто искажается или становится вообще невозможным. К контексту восприятия относят также особенности воспринимающего лица. Человеческое восприятие обусловливается всей психологической структуре личности, в которую входят Ее направленность (потребности, мотивы, интересы, установки, вкусы, склонности, стереотипы, идеалы, ментальность), способность (возможности, способности, дарования, одаренность) , личностные качества (характер, темперамент). Зависимость восприятия от личности реципиента называется в психологии апперцепцией. Психологический словарь дает такое определение этого понятия: "апперцепция (от лат. Ad — к, perceptio — восприятие) — зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей». Жизненный опыт индивида обеспечивает выдвижение им гипотез об особенностях воспринимаемого объекта, его осмысленное восприятие. Различают устойчивую апперцепцию — зависимость восприятия от устойчивых качеств личности (мировоззрения, убеждений, образования и т. п.) и временную апперцепцию, в которой обозначаются ситуативно возникающие психические состояния (эмоции, экспектации (ожидания, требования относительно норм выполнения индивидом социальных ролей), установки и т. п.). Фактор, что значительно влияет на качественные и количественные показатели восприятия человека — это его установка на восприятие. А. Баронин дает такое определение этого понятия: «Под установкой понимается готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту». Теория установки создана в трудах Д. Н.Узнадзе и его школы. Узнадзе развил представление об установке как «целостную модификацию субъекта», его готовности к восприятию будущих событий и осуществления в определенном направлении действий, являющихся основой его целесообразной избирательной активности. «Установка возникает при встрече двух факторов — потребности и ситуации удовлетворения потребностей, определяя направленность любых проявлений психики и поведения субъекта».