Профессиограмма наладчика

Профессиограмма наладчика. К данной группе относятся профессии, связанные с созданием, использованием, обслуживанием различных технических установок (машины, механизмы, агрегаты, технические системы, транспортные средства), которые являются основным предметом труда специалиста. Слово «Техно» (techne) в переводе с греческого означает умение, мастерство. Современная техника — результат изобретения и технического творчества многих поколений людей — включает в себя как простые оборудования так и сложные объекты. Принято различать технику промышленности, строительной, авиации и космонавтики, транспорта, связи, сельскохозяйственную. Выделяют также отраслевую технику автоматизации, кибернетики, электронную, измерительную, ядерную, пожарную, автотехнику, оргтехнику. В связи с научно-технического прогресса, комплексной механизацией и автоматизацией производственных процессов, внедрением современной технологии значительно возрастает удельный вес интеллектуальной нагрузки при выполнении различных производственных операций, создает условия для коренного изменения характера и содержания труда специалистов и ставит серьезные требования к уровню квалификации не только инженерно-технических работников, но и к рабочим различных отраслей.
iqoption-com.eu

Современный рабочий должен хорошо знать производство, уметь обслуживать сложную технику, контролировать технологические процессы, работу оборудования. Все это способствует развитию творческого характера труда. Данные исследований свидетельствуют, что умственный труд, например, в сталевара электропечи составляет 70% рабочего времени, в слесаря контрольно-измерительных приборов и электромонтеров — 7090%, в наладчика автоматических линий — 95%. Оперирование производственно-техническим материалом предоставляет мышлению специалистов группы «человек — техника» специфические направления и характер, формирует у них так называемое техническое мышление. Основные характеристики технического мышления — четкость и точность умственных операций, направленность на точные расчеты, практичность, гибкость и нешаблонность (Н. Д.Левитов). Одной из важных качеств такого мышления является его оперативность, то есть способность решать производственно-технические задачи в лимите времени, «незапланированные» задачи, которые возникают в ходе деятельности; умение использовать знания в конкретной ситуации и находить оптимальные решения (Т. В.Кудрявцев). Именно такие требования предъявляются к психологической структуры личности летчиков, водителей, операторов, наладчиков автоматизированных установок и тому подобное. В структуру технического мышления входит и образный компонент интеллектуальной деятельности, определенное развитие которого позволяет специалисту переводить условные обозначения чертежей, схем в наглядно конкретные образы и оперировать ими. Наряду с этим профессии типа «человек — техника» ставят высокие требования к зрительному, слуховому, вибрационного восприятия специалиста. Квалифицированных специалистов группы «человек — техника» отличает постоянная техническая наблюдательность, повышенный интерес к технике, творческое мышление. Однако степень проявления творческого элемента в профессиях данной группы не одинаков, что и было положено Е. О.Климовим в основу внутреннего разделения профессий «человек — техника». Часть групп составляют профессии, в которых представлена не «чистая» творчество (создание чего-то нового), а воспроизведение конкретных образов, действий в мало изменяемых (сборщик на поточной линии, станочник серийного производства) или значительно изменяющимся (слесарь ремонтник, закройщик, повар) условиях, работа по известным общим правилам с учетом обстоятельств (водитель городского транспорта, химик аппаратчик и другие). В отдельную группу выделены гностические (диагностические) профессии, основное содержание которых заключается в оценке качества объекта, распознавании сигналов (дегустатор, Бракер) или в оценке сложных систем на основе умственного комбинирования (технический инспектор, настройщик сложной радиоаппаратуры, рабочие различных испытательных стендов). Таким образом, в зависимости от конкретных целей работы Е. О.Климов предлагает выделить в данной группе следующие подгруппы: 1) специальности, связанные с обработкой, благоустройством материалов; 2) специальности, связанные с ремонтом, сбором, регулированием техники; 3) специальности, связанные с игидйомнотранспортнимы операциями. Одним из перспективных массовых профессий в ремонтноналагоджувальний подгруппе есть профессия наладчика. Содержание его труда включает настройку, наладку, подналадку, контроль за работой машин, механизмов, составление различных программ наладки и тому подобное. Эта профессия будто объединяет в себе две специальности — мастера по технической диагностике и слесаря по ремонту оборудования. Такое обусловливает важные задачи наладчика: выявление причин неполадок и определения мер по их устранению. Наиболее квалифицированными считаются наладчики верстативавтоматив и автоматических линий. Чем больше автоматизированный производственный процесс, тем более трудоемким и сложнее деятельность наладчиков. Специалисту приходится представлять сложное взаимодействие механизмов, различных устройств и систем машин в целом, мысленно прослеживать нормальный ход технологического процесса, устанавливая возможные случаи отклонения от него. При осуществлении функций контроля, регулирования, наблюдения рабочем нужно определять функциональную зависимость между процессами, которые происходят в поле его зрения, и теми, которые находятся вне его. Для качественного выполнения ремонтноналадочних работ специалист должен в совершенстве владеть соответствующими навыками, начиная с ориентирования в технической документации и заканчивая выполнением определенных ручных операций. Как наглядно психологический профиль (см. Схему 5), профессия наладчика автоматической системы ставит высокие требования к мыслительных процессов специалиста, которые нередко сливаются с наблюдением за работой механизмов и с практической их наладкой. От уровня умственной деятельности, умения решать практи ни задачи зависит производительность и качество труда наладчика. Психологи отмечают, что основными типами умственной деятельности в его работе являются: планирование и организация условий деятельности, контроль за ней, регулирования бесперебойного рабочего процесса, устранение неполадок. Таким образом, наладчик имеет дело с задачами двух категорий: 1) диагностическими, в которых из нескольких возможных причин отклонений от нормы выбирается одна, соответствующая данному сообщению признаков, и 2) прогностическими, в процессе решения которых определяются возможные последствия выбора того или другого плана действий по наладке. Различные виды неполадок встречаются с разной вероятностью — некоторые часто, другие редко. Опыт работы помогает наладчику только в нахождении неисправностей, которые случаются часто. Однако бывают и такие, с которыми наладчик сталкивается только несколько раз в жизни. Именно такие неполадки и является экзаменом на его сообразительность и творческий подход к делу. Поскольку заранее можно определить только вероятную причину неполадок, то в процессе работы может оказаться, что принятая последовательность действий не является оптимальной. Это требует своевременно изменить план, перейти от одного варианта решения задачи к другому, то есть требует определенной гибкости и смелости мысли специалиста.