Особенности политической идентичности старшеклассников

Особенности политической идентичности старшеклассников В статье освещаются результаты эмпирического исследования особенностей политической идентичности украинских старшеклассников в современных условиях. Выяснено, что склонность к политической идентификации наиболее отчетливо проявляется по шкалам: „ культурная идентификация «, „ включенность в политическую жизнь страны» и „ ориентация на собственный политический выбор ". По результатам исследования выделены три основные группы учащейся молодежи по критерию выраженности политической идентификации: с высоким, средним и низким уровнем.
крауд
Постановка проблемы Политическая идентификация является формой политической социализации личности. Индивид усваивает определенную систему политических, идеологических знаний, воспринимает установки, ценности общества, отождествляет себя с определенными нормами и образцами группового поведения — так происходит взаимодействие, включение индивида в политическую систему государства. Целью этого процесса является его адаптация к определенной системе, становление как гражданина. Итак, политическая идентификация способствует формированию политического сознания личности, рациональной ориентации в политической жизни, самостоятельного политического мышления и политического поведения. Особый интерес представляет исследование феномена политической идентификации в юношеском возрасте, поскольку именно в этот период, на грани школьного и послешкольного периодов, происходит самоопределение личности, становления гражданской позиции. &Bdquo; В юношеском возрасте происходит динамическое формирование нравственного сознания, ценностных ориентаций и идеалов, устойчивого мировоззрения, гражданских качеств личности. Именно на период ранней юности (15 — 18 лет) приходится возникновения такого личностного новообразования, как самоопределение. Оно характеризуется осознанием субъекта себя как члена общества и конкретизируется в новой, общественно значимой позиции ". Методика и организация исследования Исследование проводилось 20 — 30 октября 2003 года репрезентативной выборке. В нем приняли участие 2003 респондента — 1002 старшеклассники и 1001 студент высших учебных заведений из всех областей Украины и АР Крым. Схема проведения исследования предусматривала несколько последовательных шагов. Сначала, на основе анализа научной литературы, основываясь на исследованиях А. Брушлинский, Л. Божович, А. Донцова, А. Журавлева и других, были выделены индикат политической идентичности личности. Они оказались: 1) осознание принадлежности к определенной стране и ее культуре; 2) осознание индивидом себя как субъекта политической жизни; 3) направленность (мотивационная и операционная) на политическое участие; 4) критическое отношение к достижениям и проблемам сообщества; 5) ценностные ориентации; 6) идеологические ориентации; 7) оптимистическое видение перспектив. Далее, на основе эмпирических данных, полученных во вспомогательном исследовании, было раскрыто семантическое наполнение каждого индикат, т. е. выяснено поле значений для всех показателей и разработан опросник для выявления и оценки основных тенденций политической идентичности старшеклассников. В опросник, кроме названных индикат, вошла оценка себя, образа „ Я ": а) при различных формах правления (авторитарной, тоталитарной и демократической), б) в различных статусных позициях (лидер, активный член организации, не принадлежит ни к одной общественно-политической организации). Следующий шаг — проведения пилотажного опроса. Первичные эмпирические данные изучались с помощью корреляционного и факторного анализа. В результате было выделено 5 значимых факторов (групп показателей) политической идентичности личности. Анализ и интерпретация смыслового наполнения каждой группы позволили назвать их так: 1) „ Включенность — невключенисть в политической жизни страны «(шкала включенности) 2) „ Идентификация с культурными ценностями общества» (шкала культурной идентификации); 3) „ Ориентация на собственный политический выбор — делегирование функций политического выбора «(шкала ориентации на собственный выбор), 4) „ Идентификация с ценностями европейской демократии — неготовность к принятию ценностей европейской демократии» (шкала идентификации с демократическими ценностями); 5) „ Мобилизационная — автономная активность "(шкала прагматической вовлеченности). На основе полученных данных была разработана социально-психологический тест-опросник для определения основных тенденций политической идентификации старшеклассников. Он состоит из пяти шкал, представленных в 50 суждениях. Каждая шкала состоит из 10 индикаторов. По разработанной методике проведено эмпирическое исследование, основная цель которого — выяснить преобладающие тенденции политической идентификации украинских старшеклассников. То есть речь шла о выяснении того, проявляют старшеклассники склонность, стремление, готовность к политической идентификации, или, наоборот, демонстрируют отход, нежелание присоединяться, идентифицироваться. Понятно, что с помощью опросника трудно выявить, идентификация происходит на самом деле. Ведь „ снимается "собственно когнитивный аспект, оставляя эмоциональную составляющую без внимания. Однако в этой работе и не ставилась задача исследовать эмоциональный компонент процесса политической идентификации молодежи. Стоит добавить, что исследование когнитивного компонента позволяет выявить степень осознания политики как социального объекта, систему знаний о ней и включает „ ... Познания процессов и явлений общественно-политической действительности; уровень владения понятиями, которые определяют политическую систему общества; глубину осведомленности с политическими идеологиями, концепциями и взглядами; знания о закономерностях функционирования политической системы и взаимосвязи между ее составляющими "и др. Итак, на когнитивном уровне „ политика становится фактом осмысления, размышлений, рефлексии как объект общественной жизни и фактор возможных изменений как в личном жизненном пространстве, так и в социуме в целом ". По результатам апробации, в которой приняли участие 197 респондентов в возрасте от 16 до 18 лет (среди них 85 юношей и 112 девушек), было обнаружено основные тенденции политической идентификации учеников старших классов.