Социальный атом и психодрама. дж. морено (1892—1974)

Реферат На тему: Социальный атом и психодрама. Дж. Морено (1892 — 1974) Джордж Морено, с одной стороны, показывает свою полную преемственность и связь с такими психологическими направлениями, как психоанализ и гештальттеория, а с другой, особенности его теории психодрамы противопоставлены психоанализа. Психоанализ и гештальттеория, естественно, сливаются в социометрии, ведь она с синтезом их обоих. Социометрия достигает того, чего гештальттеория даже не касалась. Она изучает выражения и организации в связи с действием или действиями, которые их порождают. Социометрия никогда не рассматривает гештальт (образ) отдельно от создателя и творческого акта. В свое время Фрейд сказал: «Психоанализ начался тогда, когда я отверг технику гипноза». Морено перефразирует это выражение так: «Психодрама начинается с того времени, когда я отказался от кушетки и метода свободной ассоциации и заменил их открытым пространством многих измерений (сцена или любое другое открытое место), а также Психодраматический приемами». Синтез разных направлений, о которых шла речь, оказывается возможным именно потому, что все они так или иначе имеют физикалистской и биологический характер. Когда естественнонаучная психология достигала таким образом детерминированным толкования реакций организма. Морено заимствует у К-Левипа и других физикалистив антипсихологичне мышления, стремясь найти в этом Психодраматический научность. Однако предмет исследования становится все сложнее, а характер толкования остается тем же. Морено интересуется проблемой возникновения отношений между людьми, а не фиксацией статического, того, что уже есть. Социометрист пытается изучать групповую динамику и «социальные конфигурации». В противоположность статике гештальтпсихологии социометрист сам создает гештальты, их контуры. Он хочет изучать индивида именно в тот момент, когда он спонтанно вступает во взаимные отношения, приводящие к образованию групп sub specie momenti. Именно при условии, что социометрист изучает спонтанные реакции на начальной стадии формирования группы, а также отношение возникающие он становится причастным к психоанализу. Морено пытается быть присутствует при травме рождения и хочет предсказать будущее человеческого поведения, тогда как психоаналитик стоит перед пеплом, деривативами. Вот почему социометрию Морено определяет как «психоанализ наизнанку». Подчиняясь общей тенденции — рассматривать психическое как результат непрерывной самотворчества — тенденции приобретает все более выразительного вида до середины XX века, Морено называет свою процедуру социотворчою. Он начинает с акта первичного отношение одного человека к другому и прослеживает судьбу этих взаимоотношений, то тип организации, к которому они приводят. Отрицая в целом психоанализ, Морено вместе с тем пытается своими методами подтвердить ряд его важных положений. Морено видит преимущество социометрии над психоанализом в том, что она достигает двух результатов, которые остаются как бы невозможным психоанализа. Это. во-первых, более точное отображение фактов, так социометрическая процедура идет от акта к символу, а не от символа к акту. Во-вторых, это достижения истинной организации групп и масс. Психоаналитик касается только состояния индивида. Влияние же, который эти отношения действия и символизации осуществляют на организацию группы в разном возрасте, и влияние групповой организации на эти отношения, по мнению Морено, может быть раскрытым только путем социометрического подхода. Свою отличие от классического психоанализа Морено объясняет на примере социометрического толкования комплекса Эдипа. "Психоаналитический подход к драме Эдипа правильный, пока он рассматривает комплекс Эдипа как индивидуальную реакцию Эдипа, что отражает всех лиц, которые его окружают. Но для того, чтобы представить полностью реальную драму Эдипа, необходимо осуществить анализ взаимоотношений ... каждой из трех человек: Эдипа, его отца Лая и матери Иокасты. Тогда мы обнаружим, что как в Эдипа в его комплексе могут быть ненависть к отцу и любовь к матери, так и у его матери в отношении него и Лая имеющийся комплекс, который мы можем назвать «комплексом Иокасты» ... Взаимосвязь этих трех человек, сталкивание их взаимоотношений отличные от того, как этот драматический процесс отображается в одном Эдипе или только в его отцу, или у его матери ... Мы обнаруживаем много взаимоотношений, которые, так сказать, амбицентрични, и, изучая их, мы видим организацию всей семейной группы изнутри ". Да, Морено интересуется межличностными связями. Он хочет лишить микрокосмос его независимости. Поток чувств, который идет от индивида к индивиду. Морено обозначает довольно искусственным и абстрактным термином — «Теле». Как только Морено перенес эти реакции в социометрический план и стал их изучать не отдельно, а в их взаимоотношениях, определенные методологические основы заставили его рассматривать это «текучее чувств» как межличностное, или, более конкретно, социометрические структуру. проецируемого чувств Морено считает безсмисленнимы с социометрического взгляда. Они нуждаются в дополнении в виде «ретроецийованих» чувств, по крайней мере в потенции. Одна часть целостной ситуации не существует без другой — это, по выражению Морено, континуум. Другими словами: какой реальный процесс в жизненной ситуации другого лица. Существует большое количество положительных и отрицательных степеней в этой межличностной чувствительности. По Морено, потенциальное «теле» между любыми двумя индивидами может стать активным в Толгу случае, если эти индивиды приблизятся друг к другу или если произойдет столкновение их чувств и идей на расстоянии через какие сети. Эти действия на расстоянии Морено называет телеефектамы. Они оказываются сложными социометрическими структурами, яга порождаются длинным рядом индивидов, каждый из которых в разной степени чувствителен к тому же самому «теле» от полного безразличия к максимальной реакции. Таким образом Морено строит социальный атом из многих телеструктуры. В свою очередь он квалифицирует социальные атомы как частицы большой схемы психологических сетей, связывающих или разделяют большие группы индивидов в зависимости от их телевидношень. Психологические сети являются частями еще более крупных единиц психологической географии коллектива. Последний в свою очередь является частью наиболее крупной конфигурации — психологической тотальности человеческого общества. Итак, социальный атом, по Морено, это не микрокосмос, как психология отдельного человека, а определенная сеть межличностных отношений, связана на основе «теле». Социальный атом формируется том, что каждый поступков акция имеет поступков реакцию со стороны других индивидов, что и отражается в индивиде, который первым совершает поступок. Иначе говоря, Морено постулирует вещь недостаточно новую, но модифицирует ее и подробно разрабатывает. Коллективное сознание, коллективное бессознательное, коллективные представления и другие сроки уже раскрывали характер сплоченности различных этносоциальных групп. Но все это сводилось так или иначе к року архетипических образцов поведения, сложившихся еще в древние времена, но безраздельно господствующих над поведением современного человека. Вот почему в поведенческой психологии (в широком смысле этого слова) не идет ни об определенной общности социальности, ни о индивида, противопоставленного этой общности. Но социальность и индивид на протяжении развития поведенческой психологии продолжали оставаться противопоставленными компонентами. Общность действовала как индивид, а микрокосмическая индивид должен был вступать с ней в определенные отношения. Можно сказать даже, что вся социальная психология оставалась поэтому на уровне психологии «индивидуальной», зависший в воздухе. Социальное оказалось какой раз и навсегда данной аморфной структурой, непознанной и поэтому враждебной индивиду. физикалистской понятие «теле», введено Морено, формально прояснило запутанное паутину межличностных отношений, показав их сеть, а эту последнюю — в динамике, в формировании. Как предмет психологии возник поступок в определенной ситуации. Саму ситуацию показала уже гештальтпсихология, а личностные формы поведения как индивидуальные акты — психоанализ. Однако реальная картина взаимоотношений оставалась нераскрытой. Вместе с этим и личность как совокупность этих отношений оставалась абстракцией. Теперь же индивид, помещенный на перекрестке сетей, оказался содержательной личностью, ее богатство стало богатством тех сетей, которые и составили социальный атом. Как совокупность учинкових актов и реакций он впервые стал реальной основой поступка как такового. Вот почему поступок следует мыслить не как акцию одного индивида. В таком случае поступок вообще невозможен. Он становится лишь как учинкова взаимодействие внутри социальной атома. Микрокосмическая центризм поступка Морено заменил макрокосмическим.