Проблема психологии сверхчеловека в творчестве ольги кобылянской

Реферат на тему Проблема психологии сверхчеловека в творчестве Ольги Кобылянской Психология XX века является прежде психологией личности. Развитие идеи личности приводит к возникновению идеи сверхчеловека. Идею сверхчеловека, которую разработал немецкий философ Фридрих Ницше, итальянский ученый П. Мантегацца относит к экстазов могущества и деятельности. Он считает, что эти экстази являются самыми сложными, они труднее всего поддаются определению, поэтому их психологический анализ очень смелым задачей. В своем мифе о сверхчеловеке Ницше внедряет культ сильной личности, в одиночку борется с недостатками современности, и романтическую идею «человека будущего». Философия Ницше повлияла на различные направления западной мысли XX века — философию жизни, прагматизм, экзистенциализм, а также на писателей конца XIX — начала XX века. На украинском почве идею сверхчеловека в своих произведениях воплощала буковинская писательница Ольга Кобылянская. Родилась Ольга Юлиановна 27 ноября 1863 в городке Гура-Юмор на Буковине в семье мелкого чиновника. Из-за сложных материальные обстоятельства закончила только четыре класса начальной немецкой школы. В довольно раннем возрасте О. Кобылянская начала писать стихи на немецком языке. На том же языке написала свои первые рассказы. В 1886 — 1887 годах Кобылянская написала первую повесть «Она вышла замуж», также на немецком языке, но позже под влиянием Софии Окуневской начала писать на украинском языке, и упомянутая повесть получила в украинском варианте новое название «Человек». Повесть «Человек» была напечатана в журнале «Заря» во Львове (1894 p.). Достаточно ярко показана психология сверхчеловека в повести «Царевна», которую Кобылянская начала писать в 1888 году в Кимполунзи, а закончила в Черновцах в 1895 году. Кроме «Царевны», психологический анализ сверхчеловека Кобылянская дала в сборнике «Покорность» (1899 г.) И повести «Через кладку» (1905 p.). Необходимо отметить, что не только Ницше имел влияние на буковинскую писательницу. В автобиографии «О себе же" Ольга Кобылянская говорит: «Западная культура влияла на меня своими литературными произведениями. Готфрид Келлер, перед ним — Шпильгаген, воспитывающая немецкий повистярка Е. Марлитт, 3. Вернер, с скандинавцев — И. П. Якобсен, позже — большой психолог Герман Банг, Гамсун, Гейерштам и т. д. По Ницше, то правда, он меня занимал своей глубиной и некоторыми мыслями на будуче (будущее. &Mdash; И. Д) "1. О влиянии Ницше на творчество Кобылянской писали М. Грушевский, О. Маковей. Грушевский оценивая повесть «Царевна», отмечал, что автор «достаточно механически» змодернувала свою «старосветскую историю о „ Сандрильона» — царевну-сиротку, что „ поневиряла миром, таки доходит счастья «— при помощи национального и женского вопроса и философии Ницше» 1. Подобные мысли были присущи Осипу Маковей, который писал, что основная философия Натальи с «Царевны», то Кобылянской, состоит из двух тезисов: «аристократизм души, выше люди Ницше» и «эмансипация женщин». Ницше, которого читала в последние годы, имел положительное влияние на Кобылянской за того, что он научил ее смотреть на мир и людей из высшего, более идеального положения; он обратил ее внимание на стиль вообще, хотя никто другой, только то Ницше сказал такой горький комплимент женщинам: «Как идешь между женщины, бери кнут», — и тем не менее, утверждает О. Маковей, он настраивал ее сильно и отважно. Идеи, которые использовала О. Кобылянская в своих произведениях, заимствовались не только у творческих людей, которые имели на нее влияние, они черпались также из личной жизни писательницы. Автор «Царевны», отмечает М. Грушевский, показала свой талант очень сильно в психологии, ведь большинство ее произведений написано из народной жизни. И сама Кобылянская утверждала: "Да почти каждый очерк имеет то из справдишнього жизни в себе. Не менее — и больше повествования. Мои личные переживания играли немалую роль в моих писаниях. &Bdquo; Царевна «писаная кровью моего сердца» 1. Не являются диковинкой, что Кобылянская интересовалась философией Ницше, ведь Ницше повлиял на таких европейской славы писателей, как Гавптман, Зудер-ман, Гальбе, Метерлинк, д'Аннунцио, Стринберга, Ибсен, Брандес, Пшибышевский и других. Меткие выражения автора «Заратустры» обогатили словесный сокровище ли каждого языка: «вне добра и зла», «те, что их много, много», «переоценка всех ценностей», «жажда силы», «сверхчеловек». Самым оригинальным понятием философии Ницше является «сверхчеловек». Для «сверхчеловека» характерно: мужество, энергия, отвага; все то, что дает силу и что сильное. Для Ницше сверхчеловек прошлого — это Александр Великий, Цезарь, Август, Карл Великий, Цезарь Борджиа и Наполеон. Как известно, все эти люди — люди энергии, действия. П. Мантегацца так описывает экстаз деятельности и могущества великих гениев действия "Они, возможно, провели всю жизнь в ожидании этого момента очарование, но этот момент был замечательным наградой за весь пот и всю кровь, которые пролитые течение их жизни. Нет той триумфальной арки, нет такого позолоченного трона или лаврового венка, которые могли бы принести внутреннюю наслаждение, которое испытывает гений, находясь в состоянии экстаза перед своим произведением; многовековую жизнь обычных людей не может сравниться с одним таким мгновением, которую, возможно, не смог бы измерить никакой часы в мире, но который замечается и поглощается человеческим сознанием, как дождевая капля пожирается жаждущей пустыней "1. Что же взяла Кобылянская как автор «Царевны» от автора «Заратустры»? Один писатель может позаимствовать идеи, технику, сюжет, стилистические манеры, одиночные фразы; философа — в основном идеи. Кроме идей Ницше, используемых Кобылянская в своих произведениях, в обоих авторов является некоторая жизненная сходство, их жизнь богато не на внешние факты, а на внутренние переживания. Эти внутренние переживания сильнее находят выход в одиночестве. В письме болгарском писателю-модернисту Петко Тодорову Ольга Кобылянская писала: "Я слишком часто чувствую, что поэты одиноком люди. Я живу, как в заклятой сказке, приковано к одному месту, и при этом должен из глубины души своей черпать пищу и духу своего ".