Психологические основы использования информационных технологий в вузовском учебном процессе

Психологические основы использования информационных технологий в вузовском учебном процессе Содержание Введение 2. Влияние современных информационных технологий на учебный процесс как психолого-педагогическая проблема 3. Информационно-коммуникационные технологии обучения в педагогической деятельности педагога 4. Положительные и отрицательные воздействия информационных технологий на субъекты обучения Выводы Список использованных источников Введение Перестройки в современной системе образования включают в себя внедрение новых и перспективных технологий обучения. Наиболее весомую часть в этих технологиях несут информационные технологии обучения. Основное направление использования новых информационных технологий обучения базируются на возможностях современной компьютерной техники. Сейчас разработано много различных методик внедрения компьютеров в учебный процесс, некоторые из них практически используются в сочетании со своими программными продуктами. Наряду со всем этим возникает много вопросов о влиянии данных методик на то, как реагируют студенты на такие формы обучения, как они усваивают материал при соблюдении данных технологий, на каких этапах урока можно применять компьютер в обучении, возрастов ученики готовы к таким формам обучения, как влияет данная технология на физиологические и психологические возрастные особенности студентов. Проблема компьютеризации образования касается не только студентов — как субъекту обучения, но и преподавателей — как они обладают новыми методиками.
Фалунь Дафа (Фалуньгун или Фалуньгун) является традиционной китайской духовной практикой на высоком уровне для совершенствования духа и тела.
Речь идет об изменении содержания образования, об овладении информационной культурой, под которой понимаем одну из составляющих общей культуры, по сути, является высшим проявлением образованности, в том числе и личные качества человека, его профессиональная компетентность. Современная позиция ведущих психологов и педагогов (О. К. Тихомиров, Е. И. Машбиц, В. В. Рубцов, Б. С. Гершунский и др.) Заключается в том, что ЭВМ рассматривается не только как средство обработки информации, но и как средство воздействия на психику человека. Компьютеризация в общем социальном смысле должна сделать труд человека более производительным, повысить ее творческое содержание, способствовать всестороннему развитию личности. Негативные физиологические и психологические проявления при работе субъекту или преподавателя с компьютером выделяет В. М. Лапин — физические: повышение значения напряжения электрической цепи, повышение уровня электромагнитного излучения , повышение уровня статического электричества, повышение уровня ионизации воздуха. — психологические: статические и динамические перегрузки, умственное перенапряжение, перенапряжение органов зрения при работе с объектами, изображенными на экранах мониторов. Исследования И. И. Даценко, Р. Д. Габовича, М. Е. Йондо позволяют со всей достоверностью утверждать, что работа с компьютером, безусловно, негативно влияет на центральную нервную систему и органы зрения, в частности, пользователи персональных компьютеров чаще всего жалуются на быструю утомляемость, головную боль, усталость глаз и тому подобное. 2. Влияние современных информационных технологий на учебный процесс как психолого-педагогическая проблема Характеризуя дидактические возможности информационно-коммуникационных технологий, прежде всего следует обратить внимание на то, что структурированная информация, которая подается с их помощью, ускоряет процессы восприятия и, как следствие, облегчает усвоение учебного материала. Целесообразность внедрения новых компьютерных технологий в процесс обучения обусловливается тем, что они являются эффективным средством закрепления усвоенного материала и тем самым способствуют экономии учебного времени. Академик В. М. Глушков писал, что «... даже в будущем електрообчислювальни машины не смогут полностью заменить учителя». Что касается частичной компьютеризации учебного процесса, то эта возможность в силу наличия большого научной, материально-технической, а также морально-психологической базы не требует коренной перестройки сложившихся, а следовательно стала реальной и конкретной. Более того, внедрение ЭВМ в обучение стало необходимостью, поскольку целью его является «не объявлять известную и одинаковую для всех схему знаний ...», а развивать «... разнообразие, своеобразие, индивидуальную неповторимость» личности. Обучение с помощью ЭВМ — это принципиально новый тип учебного процесса, требует новых форм и методов учебной и обучающей деятельности. Использование компьютеров изменяет фукции преподавателя: он должен заранее определить пути и разработать алгоритмы оптимального управления всем учебным процессом и отдельным занятием в том числе. Существенным дидактической особенностью обучения с помощью компьютеров является установление непосредственных диалогов между студентом и машиной или диалогического треугольника-студент-компьютер преподаватель. Такие диалоги помогают разобраться во всех трудностях, возникающих в процессе изучения предмета при самостоятельном решении задач, а преподавателю — наблюдать и контролировать качественное состояние обучения. Важность соблюдения психолого-педагогических требований к диалогу ученика с компьютером обусловлена тем, что в этом диалоге моделируется педагогическое общение, при котором, как подчеркивал А. А. Леонтьев, должны создавать лучшие условия для развития мотивации ученика и творческого характера учебной деятельности, для формирования личности ученика, должно обеспечиваться благоприятный эмоциональный климат обучения. Специфической требованием к диалогу ученика с компьютером выступает его психолого-педагогическое направление. Именно оно отличает этот диалог всех от всех видов диалогового взаимодействия человека с компьютером. При несоблюдении этого требования экспертно-обучающая система превращается в экспертную, где моделируется деятельность не педагога, а специалиста по определенной предметной области. Может техника заменить преподавателя? Ни одна машина не может взять на себя роль педагога как субъекта педагогического воздействия, одна из важнейших функций которого — управлять познавательной деятельностью обучающегося, в взаимно-опосредованном процессе преподавания — обучения. Но техническое устройство, выступая средством обучения в руках педагога, может выполнять ряд его функций, передавая учебную информацию или контролируя ее усвоения. Освободившееся, преподаватель тратит на осуществление таких функций педагогической деятельности, которые не под силу электронике. Существует и другой взгляд на бесполезности и даже «ошибочности» применение новых средств обучения без ощутимых изменений в административной структуре учебных заведений. Это утверждение подкреплялось даже попытками некоторых учебных заведений в США ввести непрерывный процесс обучения, при котором каждый ученик продвигается вперед согласно своим индивидуальным планом, заканчивая курс в удобное для него время. Действительно, достаточно распространен среди неспециалистов взгляд о вытеснении человека-преподавателя из учебного процесса и полной замены его вычислительной машиной может иметь место в конкретных специфических условиях, например: а) там, где нет или не хватает преподавателей (малоразвиты страны); б) где ученики разбросаны географически и не могут быть обеспечены штатом преподавателей; в) где экономически неудобно создания организованного обучения (если предприятие небольшое и ученики работают по плавающему графику). Ряд исследователей стоят на позициях применения компьютеров для дистанционного домашнего обучения, для специализированного обучения глухих, слепых, немых, умственно отсталых, «тяжелых», «уязвимых» и некоторые другие особых категорий учащихся, а также для обучения в системе открытых университетов.