Проблемы формирования современной украинской элиты

Проблемы формирования современной украинской элиты Проблема элиты — важная составляющая общественно-политического процесса. На вопрос, кто является субъектом истории, можно дать обобщенный ответ: люди. Однако не все люди одинаково «субъекты». Кто проявляет себя настоящим гражданином-державотворцем, кто пассивный, другой выступает не двигателем, а тормозом социального прогресса. Разные люди, разные сегменты общества обладают и различным уровнем государственнического сознания. Быть образцом патриотизма, иметь высокую гражданскую позицию призваны все граждане. Однако прежде такие черты должны быть присущи национальной элите. Проблема элиты тесно связана с проблемой разделения труда в обществе, элементом которого является дифференциация общества на руководителей и подчиненных. Это в определенной степени коррелирует с биологической, психологической и т. д. разницей между людьми. Продуктивная идея приходит в голову мыслящему человеку и только потом она может овладеть разумом большинства. О таком человеке говорят как о элитарную личность, индивидуальность. Развитие человеческой индивидуальности, творческой потенции людей в обществе сфокусированы в определенных группах граждан — элите. Она и выступает важным инструментом прогресса, катализатором нации на ее прогрессивное развитие. На протяжении всей истории человечества пробивала себе дорогу тенденция расширения возможности для одаренных личностей пробиться в элиту. Она наблюдается и в наше время. Но теперь сложилась еще одна предпосылка: наличие денег и власти, с особой силой проявляется в наше время, в эпоху информационного общества. Еще острее эта предпосылка определяется в переходных обществах, и наблюдаем в процессе создания государства в Украине. Система власти формирует мотивы, которыми пользуется политическая элита, которая стремится овладеть властью. Если власть будет сконцентрирована в одних руках, то даже в «ангела» могут вырасти «рога» — так часто говорят в народе. Поэтому только разумное перераспределение властных полномочий между всеми ветвями власти (законодательной, исполнительной и судебной) обеспечит демократическое развитие страны. Причем надо заметить, что перераспределение полномочий не должен подгоняться под конкретного человека, потому что здесь тоже появляются проблемы: чем больше властных полномочий, тем более возник соблазнов для сужения гражданского сознания. Поэтому очень важно высокому должностному лицу выбирать команду, которая не вела к этому негатива. Как показывает история, в команде лидера должны быть профессионалы, которые являются не только единомышленниками, но и оппозиционерами. Тогда создается равновесие сил, защищает от попадания «в заблуждение». «В настоящее время изменение системы власти — основа объединения политической элиты», — так считает народный депутат А. Мороз. По нашему мнению, лучше живется людям в обществе не тогда, когда часто меняется власть, а когда власть формируется с профессиональной, законопослушной и патриотически настроенной элиты, которой присущи государственная психология и современное, гражданское мышление, и которая способна быть ответственным за жизни народа и имидж государства в мире.
колготки компрессионные
Роль элиты особенно возрастает в переходные периоды развития обществ, потому что именно она должна определить ответы на вызовы, поставленные проблемным время на пути к демократии. Что касается, в частности, и Украины на нынешнем этапе государственного строительства. Если взять общие критерии разделения элиты, то можем прагматично разделить ее на ту, что «руководит», и на то, что «достойная управлять», но ее не допускают к власти. Так есть в Украине, и так будет до тех пор, пока не станут законопослушными и правительство, и депутаты, и граждане. За двенадцать лет независимости Украина достигла определенных успехов, следовательно должны не только негативы, и об этом должны помнить и стремиться приумножать достижения. Принятая 28 июня 1996 Конституция Украины показала законность функционирования нашего государства. Украинское государство состоялось во всех формальных измерениях: независимость, суверенитет и неприкосновенность границ признаны мировым сообществом. Украина стала равноправным членом многих международных объединений, организаций. У нас происходит трансформация экономики на рыночных началах, образовался класс буржуазии, утверждаются принципы и нормы гражданского общества, процесс создания которого начался. Главный вызов необратимости трансформационных процессов гнездится внутри украинского общества. И искать ответ на него должна наша политическая и управленческая элита совместно со всеми граждане государства. Не стоит надеяться, что кто-то — Россия, США, Евросоз — построят нам демократическое государство. Никогда! Это дело нашего народа, нашей элиты. Именно они должны позаботиться, чтобы наши дети и внуки были государственным народом. Мы так долго шли к себе! Украинское общество более 350 лет было безгосударственным. Несколько поколений не знали, что такое демократические традиции, культура рыночных отношений, экономическая культура, культура собственности, правовая и политическая культура, чувство гражданственности и тому подобное. Общество до сих пор забитое психологией неполноценности, психологией раба. Большая часть современной украинской политической и управленческой элиты серьезно занимается только личным и клановым обогащением. «Верхом» в определенной степени консервируют наше общество, сдерживают инновационные процессы. Ведь инновации творит научно-образовательная элита, которая в Украине не уважаема, едва выживает. Задержка же инноваций — это путь на задворки цивилизации. По данным опросов Центра им. Разумкова, например, на вопрос «Насколько сильно влияют на принятие решений правящей элитой Украины такие лица и институты?», Эксперты дали ответы, приведены в таблице 1. Таблица 1 (% опрошенных экспертов)

Влияют Скорее влияют Скорее не влияют Не влияют Трудно ответить
Руководители крупнейших финансово-промышленных групп (олигархи) 80,7 19 3 0,0 0,0 0 0
Россия в лице руководства и бизнес-структур 31,3 61,8 49 0,0 2,0
США в лице их руководства и бизнес-структур 25,0 59,7 13,2 0,7 1,4
Силовые структуры 22,1 53,1 18,6 3,4 2,8
Политические партии 17,2 51,0 29,7 1,4 0,7
Криминальные структуры 9,8 46 9 27,3 7,0 9,0
Средства массовой информации 9,0 30,3 47,6 12,4 0,7
Страны ЕС в лице их руководства и бизнес-структур 7,6 55,9 33,8 0,7 2,0
Эксперты (политологи, аналитики и др.) 4,1 30,3 48,3 15,2 2,1
Церковь 2,1 20,7 48,3 24,8 4,1
Представители научной и творческой интеллигенции 0,7 7,6 44,4 45,1 2,2
Неправительственные организации 0, 0 17,7 53,1 31 7 3,5
Профсоюзы 0,0 11,0 45,5 40,0 3,5
Рядовые граждане 0,0 3,5 14,8 76,8 4,9