Образ политического лидера в представлении студентов

Образ политического лидера в представлении студентов. Изучение особенностей восприятия политического лидера различными социальными группами является актуальной проблемой современной социальной и политической психологии. Результаты таких исследований должны как теоретический интерес (изучение общественных настроений, прогнозирования направлений дальнейшего развития общества, выяснения факторов, влияющих на формирование «образа» политиков в сознании населения и т. д.), так и сугубо практический (построение имиджа политических лидеров, его использование в PR). Постановка проблемы Важным делом является изучение представлений о политических лидеров среди студентов, которые, с одной стороны, составляют значительную часть избирателей и выступают относительно активной в политическом плане группой молодежи, а с другой — многие из них в будущем пополнит политическую элиту. Отметим, что систематическое изучение различных аспектов проблемы политического лидерства в отечественной психологической науке только начинается. До недавнего времени этот вопрос исследовался западными, главным образом американскими, специалистами.
туники
Именно поэтому, несмотря на разработку ряда аспектов этой научной проблемы, определенные моменты (в частности, психология восприятия образа политических лидеров) требуют дальнейших комплексных исследований. Анализируя особенности видение политического лидера студентами, отметим, что они, в определенной степени, обусловлены политической культурой молодежи, на формирование которой влияет ряд факторов: индивидуально-психологические (возраст, интеллектуальные особенности, личностные черты, ценностные ориентации) , социально-психологические (влияние родителей, друзей, учебных заведений, средств массовой информации) и социально-экономические (экономическое положение как страны в целом, так и конкретной личности в частности). Российские и украинские ученые (А. Башкирова, Н. Лайдинен, Л. Гегель, Р. Мамедбейли, Л. Московичева, А. Красильникова, Д. Левчик, Е. Левчик, С. Ципко, А. Шевченко) уже предприняли попытку путем социально-психологических исследований очертить образ идеального политического лидера, обладает такими качествами, как справедливость, честность, патриотизм, сила воли, ответственность, целеустремленность, исполнительность, дальновидность, высокая образованность, ум, внимательность, обязательность, организационный талант, решительность, смелость, уверенность в себе, властность, компетентность, дипломатичность. При этом приоритетная роль отдается патриотизму, честности, справедливости и решимости. Вместе с тем, в этих исследованиях во внимание принимался только анализ рациональных составляющих образа политического лидера. В то же время было доказано, что существуют и неосознаваемые электоратом оценки политических деятелей, существенно влияет на формирование имиджа последних и во многом отличаются от рациональных. Исследованию подсознательного уровня восприятия политических лидеров посвятили свои работы А. Шестопал, М. Новикова-Грунд, Д. Дурдин, Н. Шелекасова, М. Андрианов, Н. Илюхина, Е. Дорофеев и другие. Концептуальные положения этих и других ученых были положены в основу авторского социально-психологического эмпирического исследования. Целью исследования было определение особенностей восприятия образа политического лидера отечественной студенческой молодежью. Объектом исследования выступали представления студентов о политических лидеров, а предметом — особенности сознательных (рациональных) и подсознательных (иррациональных) представлений о политических лидеров, разница в представлениях о реальных и идеальных политических лидеров, а также связь этих представлений с демографическими и социально психологическими факторами. Методика и организация исследования Эмпирическое исследование охватывало студентов 3-го курса исторического факультета Черниговского государственного педагогического университета им. Т. Шевченко. Общая выборка включала 120 человек, из них 29 — мужской и 90 — женского пола (один подопытный не указал свой пол). В ходе эмпирического исследования мы использовали метод опроса (в форме анкетирования), традиционно применяется в психолого-политических исследованиях, а также метод психодиагностического тестирования. Всего испытуемым предлагалось три методики: 1) психогеометрического тест С. Деллингер (на определение типа личности); 2) авторский вариант личностного дифференциала (ОД) для оценки образа политического лидера; 3) методика портретных выборов Л. Сонди. С помощью ЕД студентов просили оценить реальных руководителей и идеальных политических лидеров (это позволяло измерять сознательный уровень представлений). Кроме того, используя стимульный материал методики Л. Сонди, подопытным необходимо было выбрать портреты идеальных лидеров (подсознательный уровень представлений). Для повышения достоверности результатов исследования проводилось анонимно. Результаты исследования и их обобщения Все полученные результаты эмпирического исследования были подвергнуты стандартной процедуре математико-статистической обработки с использованием компьютеризированных программ «ОСА» и «SPSS». В процессе статистического анализа высчитывались результаты как по общей выборке испытуемых (см. Таблицы 1 и 2), так и по ее отдельным подгруппам. Аанализ позволяет определить определенные интересные тенденции и сделать конкретных выводов. Таблица 1 Представление о политических лидеров — сознательный образ (общая выборка)

Реальные политики Идеальный лидер
-2 1 0 1 2 -2 1 0 1 2
Молодой 0, 7 1,0 Летний Молодой  — 0 6 1,0 Летний
Красивый 0,5 1,1 некрасивой Красивый  — 0,7 0,8 некрасивой
Мужская  — 0,8 1,3 Женская Мужской  — 0,8 1,3 Женская
Просвещенный  — 0,3 1,2 Необразованный Просвещенный  — 1,9 0,4 Необразованный
Умеет управлять 0,4 1,3 Не умеет упр. Умеет управлять  — 1,9 0,4 Не умеет упр.
Опытный  — 0,1 1,1 Неопытный Опытный  — 1,7 0,6 Неопытный
Активный 0,1 1, 2 Пассивный Активный  — 1,8 0 5 Пассивный
Мягкий 0,1 1,1 Жесткий Мягкий 0,6 1,0 Жесткий
Ответственный . 0,5 1,3 без ответа. ответственно.  — 1,8 0,5 без ответа.
Эгоист  — 0,7 1,1 Альтруист Эгоист 0,9 0,9 Альтруист
Честный 0,9 1,2 Нечестный Честный  — 1,5 0, 8 Нечестный
Патриот 0,3 1,3 не патриот Патриот  — 1,6 0,7 не патриот