Психологические основы личностного и профессионального развития студентов, заказать отдых

Курсовая работа на тему: Психологические основы личностного и профессионального развития студ Содержание Введение I. Основные составляющие целостной модели личностного и профессионального развития студента II. Психологическая структура личностного и профессионального развития студента III. Психологические условия личностного и профессионального развития студентов Выводы Литература Введение Решение вопроса "Что развивать в личности студента? " является важной педагогической проблемой. В период античности образовательная система развивала тело (физическое развитие), в средние века — душа (духовное развитие), в новое время — дух (психическое развитие, прежде всего интеллект и волю), в социалистических странах — идейность и коллективизм (социальное развитие). В настоящее время большинство ученых склоняется к необходимости целостного развития человека.
заказать отдых
Профессиональное развитие студента неотделим от личностного, ведь в их основе лежит принцип саморазвития, который детерминирует способность личности к творческой самореализации. В категории «личность» разные авторы выделяют такие психологические структуры, как направленность, характер, способности, самосознание, профессиональная компетентность. Каждая из них мес тить систему качеств, свойств, характеристик. Тради — ционных подходом в исследовании личности студента является изучение ее структур и последовательное соотношение между собой их составляющих; отдельно изучаются части, а затем на их основе воспроизводится целое. Но ни отдельные характеристики, ни их совокупность не смогут дать представление о целостности человеческой личности. В живых системах не части определяют целое, а целое определяет части. Целостный подход к личности как к функциональному органа, начатый Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, дальше развил Б. С. Братусь. Он заключается в том, что личность рассматривается как средство формирования отношения к родовой человеческой сущности. "Сущность личности не совпадает ни с темпераментом, ни с характером. Основная плоскость движения — нравственно-ценностная, личность в узком смысле (ядро личности) — позиция человека в мире, заданная системой общих смысловых образований «.Гуманитарное направление в психологии предполагает целостное понимание человека. Гуманитарная психология позволяет взглянуть на проблему личности студента с другой, чем традиционная, точки зрения. В частности, гуманитарное направление представляет эсхатологическую парадигму (с греческого eshatos — последний, крайний, которая руководствуется представлениями о границе, конечный смысл бытия человека, разработанными в теологии и философии П. Флоренским, В. С. Соловьевым, С. Л. Франк, в психологии — Л. С. Выготским („вершинная психология“), С. Л. Рубинштейном, В. Франклом. Идея целостности, единства личностного и профессионального разви-тия студента легла в основу модели его развития, в котором весь-ным фактором является внутреннее состояние личности, ее активность, потребность в самореализации. Соответствие указанной модели принцы-пу „целое определяет части“ не означает совершенства рассмотрения сложного и многогранного явления — личности студента. Объект исследования — процесс личностного и профессионального развития студентов. Предмет исследования — реализация идеи целостного подхода к развитию личности студента. Цель исследования — определить сущность и составляющие личностного и профессионального развития студентов. I. Основные составляющие целостной модели личностного и профессионального развития студента Предлагаемая гипотетическая модель последовательным развертыванием универсальной формы развития — спи-ралли в системе координат. Для ее построения использована идея Б. С. Малышки о личности как идеальное „тело“, помещенное в трехмерный пространство с плоскостями „смыслы — деятельность — культура“. Согласно нашей модели развитие студента как идеального „тела“ происходит путем раскручивания спирали в свете Универсума по трем векторам: „личностные смыслы — профессиональное развитие — культуротворчество“. В проекции модели личностного и профессионального развития будущего специалиста каждый уровень смысловой вертикали является завершенным циклом спира-ли развития. Один смысловой уровень соответствует сдвоенном обер-то спирали, каждый оборот (половина цикла) состоит из двух фаз — кризисной и стабильной. В фазах „стабильного развития“ личность выполняет свою культуротворческим функцию. Направление оси спирали совпадает с направлением оси координат „Личностные смыслы“. Согласно шкале личностных смыслов, разработанной в традициях гуманитарной психологии Б. С.Братусем существует пять иерархических уровней: почти не личностный (отсутствует свое, личностное отношение к выполняемым действиям), эгоцентричный (смысловыми устремлениями есть собственная выгода, успех, престижность, удобство, все остальные люди в зависимости от того, „хорошие“ или „удобные“), групоцентричний (человек идентифицирует себя с группой, главным становится успех группы, человек ценен не сам по себе, а своей принадлежностью к группе), гуманистический (смысловые устремления общечеловеческой направленности , за каждой люди ной признаются равные права, свободы и обязанности, стремление к результату, который предусматривает благо для всех людей, даже ей незнакомых), эсхатологический или духовный (человек решает свои субъективные отношения с Богом, другой человек приобретает для нее сакральную ценность как образ и подобие Бога).Личностные смыслы студента, кроме иерархии, характеризуется ются и интенсивностью усвоения каждого уровня. Хотя у каждого студента есть несколько этих уровней, и ситуационно доминирует какой в Ачим качеств на основе индиви-дуально-психологических качеств, которые обусловливают целостную струк — тура и особенности профессиональной деятельности. Осознание о-профессиональной роли, осмысление возможных профессиональных решений и их последствий, обобщение своей профессиональной деятельности и прогноза ния ее перспектив, способность к самоконтролю и самовдоско-нии образуют исходную базу развития будущего проф-сионала. Объектом личностного и профессионального развития, формой реализации творческого потенциала студента в профессиональной дея-е являются интегральные характеристики его личности: компетент-ность, эмоциональная и поведенческая гибкость, Я-концепция, качества, необходимые для данной профессии. Каждая интегральная характеристика является определенным сочетанием или комбинацией значимых личностных качеств, необходимых для успешной профессиональной деятельности. Будущий специалист является одновременно носителем и проводником усвоенных им профессионально значимых качеств, как объект воздействия на него социальных условий и субъект, активно превращает профессиональную деятельность и себя. В психологии разработаны технологии конструктивного изменения поведения студента, которые предусматривают преобразование мотивационной, интеллектуальной, аффективной и поведенческой структур личности, в результате чего внешняя детерминация жизнедеятельности меняется на внутреннюю. Качестве студента является транзитивными, которые переходят с одного уровня профессионального развития на другой. Интегральные характеристики личности студента развиваются интенсивнее при условии осознания им необходимости преобразования своего внутреннего мира и поиска новых возможностей самоутверждения в профессиональной деятельности. Культуротворчество является универсальным свойством личности студента, которая характеризует уровень интеллектуального и творческого потенциала; уровень производительности, плодовитости, создание деятельности, жизнетворчества. Результатом развития личности является все большее реализуемость жизни, созидания деятельности, конструктивное влияние на окружающих, общество, мир в целом; усиление способности противостоять деструктивности, разрухе, распада и смерти. Таким образом, прогностическая модель личностно-профессионального развития студентов имеет пять уровней: уровень сформировавшейся личности, эгоцентричный, групоцентричний, гуманистический и духовный. Будущий специалист, находящийся на том или ином уровне развития, обладает всеми уже присвоенными уровнями. Но важно не усвоения максимального количества уровней, а доминирование высших из них. Чем выше уровень развития студента, тем выше степень его творчества и больший потенциал самореализации в будущем. Не каждый студент достигает максимальных высот гуманистического и духовного уровня. Этими представлениями о модели личностного и профессионального развития студентов будем руководствоваться в дальнейшем анализе. Первым, „нулевым“ уровнем личностного и профессионального развития студента является уровень сформировавшейся личности. В его характеристики подходят и другие классификации типов личностей, которые находим в психолого-педагогической литературе: недопустим в К. М. Левитана, беспородный, безличностный, аморфный в В. М.Сорокы-Росинского, депрессивный в В. Шрамля патерналистский в Х. Ебли и другие. Вектор личностно-профессионального развития „Личностные смыслы“ у студента данного уровня характеризуется отсутствием собственного отношения к выполняемым действиям, целостного „своего лица“, отождествлением себя с другими. Если безличностный уровень является доминирующим, то студент стремится симбиотической (эмоций-но-смысловой) единства со своими ровесниками (или, что бывает реже, с педагогами). Он или выполняет роль „психологической матери“, „эмоционально сгорает“, кормит партнеров в общении „эмоциональным молоком“, либо сам становится психологической ребенком и использует других в качестве источника „эмоционального молока“. В этих вариантов студент психологически очень зависим от других, а, следовательно, существует возможность развития психических отклонений, пусковым механизмом которых симбиоз. Для вектора „Профессиональное развитие“ у студента с преобладанием данного уровня характерны: низкая уверенность в себе; склонность к стереотипного, формального мышления; догматический стиль обучения на примитивном уровне, основанный на вопросах, требующих однозначного ответа, на усвоении фактов только с целью их запоминания; попытки избегать дискуссий, вариативных выборов и альтернатив в процессе обучения; наличие негативных личностных качеств, как несправедливость в отношениях с другими, необоснованность требований к ним, агрессивность или бесхарактерность, непоследовательность; ощущение личной и профессиональной неадекватности; экстремальные установки и представления о себе порождают у студента и экстремальные формы поведения — от агрессивных и враждебных пассивных, от неприятия мыслей и идей других до и привычки подвергаться воздействию. На векторе „культуротворчество“ модели личностно-профессионального развития студента уровень сформировавшейся личности обозначаем как „в культурный“, ведь он связан с очень незначительной культуротворчество и практически не имеет отношения к творчеству. Если весь человек „помещается“ только здесь, ее существование ведет к деградации окружающей жизни. Если этот уровень интенсивно усвоенный студентом, он фактически становится поставщиком хаоса, препятствием для творческой работы. Следующий, эгоцентричный уровень имеет определенную его сходство с упомянутыми в психолого-педагогических исследованиях критическим уровнем в К. М. Левитана, „утилитаристов“, „теоретистом“ в В. М. Сороки-Росинского, „нарциссического“ у В. шрамли, „тираном“ в X. Эбле, адаптационным у Д. Холланда и другими. Относительно направления личностного и профессионального развития „Личностные смыслы“, то студентам из доминирующим эгоцентричным уровнем свойственно получения выгоды и успеха для себя, отношение к себе как к самоценности, в других — как к средствам для достижения своей цели. Если этот уровень доминирует в структуре личности студента, то главным является собственное благополучие, удобство и успех, а другие люди используются как средство для их достижения. Приоритетами стремление экономить свои силы и здоровье, материальная выгода и прочее. Люди, которые препятствуют достижению этих целей, оцениваются как плохие, с ними следует бороться или выбросить из сферы своих жизненных интересов. Как известно, манипуляция опасна для обеих сторон, поэтому доминирующий эгоцентричный уровень личности студента является препятствием для его развития. В проявлениях вектора „Профессиональное развитие“ можно иногда видеть снаружи демонстрируемые высокие профессиональные качества, которые являются манипуляцией со свойственной ей обманом и цинизмом. В основном студенту эгоцентрического уровня свойственна адаптивное поведение, в его самосознании доминирует тенденция к подчинению профессиональной деятельности внешним обстоятельствам в виде выполнения требований, правил, норм, рекомендаций. Видбува ются процессы приспособления или подчинения среды интересам специалиста. В профессиональной деятельности такой специалист руководствуется принципом экономии сил, в основном пользуется выработанными алгоритмами решения профессиональных задач, проблем, ситуаций, превратились в штампы, шаблоны, стереотипы. Ориентируется на получение престижной работы, которая обеспечит желаемый стиль жизни. Эгоцентрист свойственны негативные профессиональные установки, которые способны пагубно влиять на других (не исключено, что в будущем — подчиненных): отрицательно реагировать на тех, кто тебя не любит; использовать любую возможность создания для подчиненных трудностей, ведь это не дает расслабиться; стимулировать подчиненных к работе, вызывая у них чувство вины за свои ошибки; строить деятельность на основе конкурентной борьбы; предусматривать возможность не всегда честного поведения партнеров; стремиться к установлению жесткой дисциплины; увеличивать меру наказания подчиненного пропорционально его вины. Если будущий специалист останавливается на этом уровне, он не сможет полноценно выполнять свои профессиональные функции, а если в профессиональных коллективах преобладать специалисты с такой личностной и профессиональной ориентацией, в них, как и в обществе в целом, будет обеспечиваться полноценный моральный и духовное развитие личности и всего общества. Вектор личностно-профессионального развития „культуротворчество“ в эгоцентриста показывает несколько выше, чем на уровне несформированной личности, самореализации, способность к творчеству, однако направление активности односторонний — для удовлетворения своих потребностей, поэтому его можно назвать „потребителем культуры“. Анализируя личность студента с этой точки зрения, следует отметить, что только потребляя предметы культуры, он находится „вне“ ею, трансляции ценностей культуры другим на этом уровне невозможно. Групоцентричний уровень походит на средний уровень в К. М. Левитана, „большевистский“ у Григория Ващенко социальный у Д. Холланда, „гражданский“ в В. Лемана, социально-психологический у Э. Фовинкель, и другие. Личностно-профессиональное развитие по вектору „Особистиcyи смыслы“ на групоцентричному уровне характеризуется: ототож-нением себя с группой, вхождением в еднос развития его индивидуальности. Студент высшей для себя ценностью считает доктрину государства, мораль коллектива, идеологию какой-либо партии, а сам является лишь средством для их реализации. С. Л.Франк отмечал: если человек отдает свою жизнь как средство для чего-либо, она теряет смысл жизни. По вектору „Профессиональное развитие“ будущем специалисту по групоцентричним уровнем развития свойственны: направленность на работу по сплочению трудового коллектива, где он и будет работать; чувство принадлежности к своему народу, малой и большой Родины, активная гражданская позиция; успешная социализация; устойчивые тенденции реагирования, которые являются субъективными предпосылками профессионализма; энтузиазм; ответственность. На групоцентричному уровне будущий специалист еще преимущественно приспосабливает свои индивидуальные особенности и возможности с потребностями профессиональной среды и существует за счет достижений прошлого (эксплуатации стереотипов, канонизации, универсализации своего опыта). Поэтому могут возникать предпосылки для снижения профессиональной активности и роста, неприятие различных новаций, использование своего положения для давления на других. Современные профессиональные исследования убедительно показывают, что государственные и общественные требования к результативности работы будущего специалиста делают приоритетным именно групоцентричний уровень с его профессиональным стилем, ориентацией прежде всего на содержание деятельности, на соответствие ее результатов государственным стандартам. Вектор личностного и профессионального развития „Культур-творчество“ на групоцентричному уровне характеризуется твор-чисто выше, чем предыдущие. Эта высшая творчество заключается в способности усваивать моральные ценности общества и культуры, к которым относится, хранить их и передавать. Это уровень, „принадлежащий культуре“. По В. С.Библером, „культура — это форма самодетерминации индивида в плоскости личности“. Но с его помощью невозможно пройти те стандарты, трафареты, нормы, правила, законы, технологии, методики, которые уже существуют, сделать что-то новое, осуществить самостоятельный выбор. Для всего этого необходима более высокая культуротворчество. Гуманистический уровень в педагогических исследованиях называется ется еще высоким в К. М. Левитана, интеллектуальным у Д. Холланда, „творческим“, „исследовательским“ „изобретательским“ в А. Тауш, Р. Тауш и других. В великого педагога Сухомлинского такой специалист является „настоящим вы-воспитатели“, который отдает детям свое сердце Вектор „Личностные смыслы“ студента с доминирующим Умань-соприкасающимся уровнем представляет смыслы, связываются с стремлений ниями общечеловеческой направленности. На этом уровне студент является индивидуальностью в смысле как «не столько привлечение индивида к системе общественных отношений, сколько его выделения». Каждый сам решает за себя, имея свободу для поиска своего смысла жизни и ответственность за его реализацию. Для студента каждый человек является неповторимой, имеет свой уникальный смысл жизни, с которой следует вести диалог, а не «осуществлять профессиональный влияние». Научиться этому принципиально невозможно, необходимо «созреть», дойти до этого. Поэтому проблема гуманизации высшего образования решается не традиционным обучением, а предоставлением психо-логической помощи для саморазвития личности. Вектор «Профессиональное развитие» на гуманистическом уровне характеризуется. способностью будущего специалиста выйти за пределы повседневной практики, увидеть свой труд в целом и сделать ее предметом практического преобразования. Это дает ему возможность стать хозяином положения, полноправным авто-ром, конструктором своего настоящего и будущего, позволяет внутренне воспринимать, осмысливать и оценивать трудности и противоречия профессиональной деятельности, самостоятельно и конструктивно решать их в соответствии со своими ценностными ориента-циями, рассматривать любые трудности как стимул для дальнейшего развития. Осознание студентом своих потенциальных возможностей, перспектив личностного и профессионального роста подталкивает его к постоянному экспериментированию, что рассматривается как поиск, творчество, возможность выбора. Решающим элементом проф-ного развития является необходимость делать выбор: чувствовать свобо-ду, с одной стороны, и ответственность за все, что происходит и произойдет, — с другой. Такой специалист хорошо знает требования своей профессии, работает творчески, с энтузиазмом; справедлив; внедряет новые, авторские направления работы; имеет уникальную комбинацию личностных качеств и положительную Я-концеицию. Среди качеств личности гуманистического уровня выделяются следующие: ответственное отношение к работе, систематичность, творческое воображение и энтузиазм (Д. Райанс); эмоциональная стабильность, личностная зрелость и социальная ответственность (Н. Боуэрс и Р. Соур); стремление к максимальной гиб-кости; душевное тепло, общительность, способность к эмпатии — понимания чувств других, готовность откликнуться на их потребности; умение оказывать профессиональной деятельности личностной окраски; установка на создание позитивных стимулов для восприятия себя другими; владения стилем неформального, теплого общения с людьми; эмоциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность (Р. Бернc); способность решать различные жизненные проблемы, преодолевать трудности, ощущение своей нужности другим, уверенность, что люди его понимают, а его умение, ценности и суждения имеют определенный вес (Дж. Лембо).Студенты гуманистического уровня культивируют теплые, эмоционально окрашенные взаимоотношения с ровесниками и преподавателями, которые искренне им симпатизируют. При любых, даже неблагоприятных, обстоятельствах они владеют ситуацией, умеют снять напряжение, избежать неприятных последствий. Особенностями восприятия окружающих людей людьми-гуманистами являются: внутренний, психологический аспект дела для них важнее внешнего; пытаются понять точку зрения других людей, а затем действуют на основании этого понимания; люди и их реакции для них более значимы, чем вещи и формальные ситуации; доверяют людям и считают их способными адекватно решать свои жизненные проблемы; ожидают от людей дружественного, а не враждебности; человек для них — личность, имеющая собственное достоинство (А. Комбс). Другими словами, они воспринимают людей и их поведение через общую установку на доброжелательность. Другие люди оцениваются такими студентами скорее как способны, чем способны; общительны, чем враждебные; достойные уважения, чем те, которые ее не заслуживают; более склонны сотрудничать, чем «вставлять палки в колеса»; считают, что на людей можно положиться (Б. Кларк).Молодой специалист не будет будет авторитарным «инструктором», а самим собой, другом, товарищем для подчиненных, отбросит риту-ную маску, взаимоотношения с людьми будут окраски «глу — боко личностных встреч» (К. Роджерс). По личностного и профессионального развития по третьему вектором — «Культуротвор-чисть», то на гуманистическом уровне наблюдается уже настолько велика творчество, студент способен к высокой реализации своего человеческого потенциала и создания жизни — творение нового «ради блага всех». Находя свои, новые смыслы, он создает свою культуру, которая вступает в диалог с другими культурами — по В. С. Библером «фоома общения личностей как (потенциально) различных культур». Этот уровень позволяет создавать и хра-пруди свою неповторимость, и «держать свою напряженную участок на плоту противостояния мировом хаоса» (М. Н.Миронова). Соответственно, уровень является «образующим культуру». Только начинает-кая с этого уровня, будущий специалист полностью выполняет свою универсальную культуротворческим функцию. Истинная профессиональное творчество будущего специалиста заключается в новых авторских направлениях работы, создании профессиональной культуры. Духовный уровень имеет в психолого-педагогической литературе такие аналогичные названия, как: христианский — y Григория Ващенко, духовно-философский — у В. Лемана, «наставник» — в С. Сковороды, «мастер, воспитывает последователей» в X. Эбле, религиозный у Э. Шпрангерар, «философ», «мудрец», праведник "в М. Н. Мироновой и другие. Вектор личностно-профессионального развития «Личностные смыслы» на духовном уровне характеризуется составлением личностных отношений человека с Богом, поиском смысла жизни, освященного вечным светом. Согласно представлений религиозных филосо-фов, это "основная человеческая дело действенного осмысления жизни, взращивание в себе сил добра и правды является не только единичная дело каждого отдельно; по своей сути, природе области бытия, в котором она происходит, она является общей, соборной делом, в котором люди связаны между собой в Боге ". На духовном уровне образуется единство, основанная на отношениях любви. Студент видит в других людях любимых духовных братьев, старается не навредить образу Божию в каждом из них и помочь своевременно устранить препятствия в уникальном пути каждого к Богу. Относительно вектора «Профессиональное развитие», на духовном уровне образуется единство будущего специалиста с другими людьми, основанная на взаимоотношениях любви; специалист предан профессии как высшем смысла своей жизни, ему свойственна чрезвычайная личностная увлеченность своей профессией. Григорий Сковорода отмечал, что "начало всему и вкус есть любовь. Как пища, так и наука не действительна от нелюбимого ".Вектор личностно-профессионального развития «Культуротвор-чисть» на духовном уровне показывает столь большую личностную культуротворчество, что здесь степень противостояния хаоса, разрушает-нию, смерти имеет другую, уже сверхчеловеческую интенсивность, и каждый — Атлант, который держит небо на своих плечах; возможность заложенных потенций близка к абсолютной. Смысл жизни уже не соотносится со всем реальным и подобный замыслов Творца, а формы творческой деятельности мало понятны обычным людям. Это и религиозная творчество — теургия, о которой. писал Н. Бердяев: "Теургия НЕ культуру творит, а новое бытие, теургия — надкультурна. Теургия есть действие человека совместно с Богом ". Поэтому по отношению к культуре этот уровень можно назвать «надкультурна». В теургии относится так называемая «молитва за мир».К творческой деятельности относится и весь целостный акт жизни такого человека, потому что ее осуществимость близка к абсолютной. Люди духовного уровня способны целостно воспринимать бытия: мудрецы, праведники, философы, пророки, святые старцы. "Каждый святой является явлением космического характера, значение которого выходит за пределы земной истории в мир вечности. Святые — соль земли; они — смысл его бытия; они — то плод, ради которого она сохраняется.