Психологические аспекты индивидуализации обучения

3.Индивидуальный подход как принцип психолого-педагогической деятельности Индивидуализация обучения — рассматривается также как чисто дидактический принцип, что вызывает необходимость в процессе обучения видеть каждого студента. Индивидуализация процесса обучения в высшей школе рассматривается как организация учебной деятельности при которой учитываются индивидуальные различия студентов, уровень развития их способностей к обучению. Подобно сути индивидуализации процесса обучения определяется и сущность понятия индивидуальный подход. Принцип индивидуального подхода является ведущим принципом развития индивидуальности студента. Вопросам индивидуального подхода занимались ведущие ученые О. В.Запорожець, Г. С.Костюк, В. К.Котирло, Г. О.Люблинська, В. М.Мясищева, Д. Ф.Николенко, Л. М.Проколиенко, Д. Б. Ельконин, П. Р.Чаматой и другие. Так, Г. С.Костюк рассматривает индивидуальный подход, как составляющую методики учебной деятельности. Также, автор утверждает, что нельзя не учитывать индивидуальное своеобразие каждого ученика и ориентироваться на среднего ученика, не обращать внимание на трудности, которые возникают во время обучения. Но вместе с тем отмечается, что нельзя индивидуальный подход сводить к приспособлению обучения к индивидуальным особенностям учащихся, соответствующие их направлять, обеспечивать максимальное развитие склонностей, способностей. Анализируя сказанное, мы можем с уверенностью сказать то же самое касается и высшей школы. То есть, при организации учебного процесса в высшей школе, преподаватель должен учитывать индивидуальное своеобразие каждого студента, но не приспосабливать обучение к индивидуальным особенностям студентов. Преподаватель так должен организовать учебную деятельность, чтобы достичь поставленных результатов каждым студентом, развивать его способности и наклонности, побудить его к творческой познавательной самостоятельной деятельности в получении необходимых знаний. В современном толковании индивидуальный подход рассматривается психолого-педагогический принцип, предусматривающий такую организацию педагогического воздействия в учебном процессе, которая бы учитывала индивидуальные особенности ученика или студента. По мнению В. У.Кузьменко, "индивидуальный подход — это более узкое понятие, чем индивидуализация, один из ведущих (но не единственный) принципов педагогической деятельности, обеспечивающих стратегию индивидуализации. Индивидуальный подход заключается в гибком использовании педагогами интегрированной и разнообразной системы средств, форм, методов и приемов учебно-воспитательной работы, которая учитывает целостную картину индивидуального развития каждого ребенка ".Индивидуальный подход в обучении рассматривается как выбор преподавателем различных форм, методов, средств и приемов активизации учебно-познавательной деятельности каждого студента. Под индивидуализацией понимают совершенствования самостоятельной учебной деятельности в соответствии с индивидуальными способностями студента, которая обязательно контролируется, корректируется преподавателем. Используя индивидуальный подход, преподаватель имеет больше возможностей учитывать индивидуальные особенности студентов, способствовать эффективному подбору и использованию таких методов, средств и приемов учебной деятельности, которые обеспечили бы высокий уровень усвоения учебного материала и развитие студента как личности.