Психологические основы формирования личности в физическом воспитании

Психологические основы формирования личности в физическом воспитании ПЛАН 1 Решение загальновиховних задач на уроках физической культуры 2 Специфические психологические особенности воспитательных задач на уроках физической культуры 3 Двуплановость воспитательного воздействия учителя физической культуры на ученика 4 Формирование нравственности школьников в процессе занятий физической культурой и спортом 5 Этапы формирования нравственного поведения 6 Самовоспитание учащихся в процессе занятий физической культурой 7 Задача учителя физической культуры из руководства самовоспитанием школьников 8 Воспитание учащихся с отклонением от норм поведения в процессе занятий физической культурой и спортом 1 Решение загальновиховних задач на уроках физической культуры. Физическое воспитание, как предмет школьной программы, решает наряду с другими предметами загальновиховни задачи. Физическое воспитание в школе осуществляется в тесной связи с нравственным, трудовым, эстетическим и др. воспитанием. Для общего процесса формирования личности имеет значения, в каком возрасте влияют на человека те или иные факторы, которые являются благоприятными для ее развития. Физические упражнения являются особенно ценными для всестороннего развития личности в детском и юношеском возрасте. Средствами физического воспитания можно эффективно формировать такие очень важные моральные качества, как трудолюбие, ответственность и долг, товарищеская взаимопомощь, гуманизм, честность и др. Воспитанию дружбы, товарищеской взаимопомощи способствует правильное суммирования занятий, когда указывается на достаточном или недостаточное проявление этих качеств. Часто, например, после игры или эстафеты только объявляется результат. Если проанализировать поведение каждой команды, показать, что команда, которая победила, правильно распределила свои силы, проявила взаимовыручку и поэтому победила, воспитательное воздействие урока значительно повышается. Важную ценность для формирования личности имеют спортивные соревнования. Они используются как для развития массового спорта, так и для решения задач нравственного воспитания. Если соревнования являются одним из важных общих школьных традиционных мероприятий, которым предшествует большая подготовительная работа, тогда их воспитательную ценность трудно переоценить. Ответственность участников соревнования связана не только с защитой своих собственных интересов, но и прежде всего со спортивными интересами коллектива, за который они выступают. 2 Специфические психологические особенности воспитательных задач на уроках физической культуры Одной из фундаментальных потребностей человека является потребность в движениях. О ее развитии и значение для человека в свое время писали И. Г. Песталоцци, Ушинский, П. Ф. Лесгафт и др. В младенческом возрасте развитие психики проходит в тесной связи с развитием движений. С возрастом возможности удовлетворения потребностей в движениях ограничиваются. Поэтому происходит постепенное угасание и самой потребности в движениях. По словам академика Н. М. Амосова, здоровье человека определяется не только отсутствием у нее болезней, но и объемом, разнообразием, интенсивностью движений, которые она может выполнить за день. Ограниченность двигательных возможностей является признаком нездоровья. Для поддержания нормальной двигательной активности школьник должен ежедневно выполнять 23-30 тысяч шагов, а дошкольник — 12000. Наблюдения показывают: и те, и другие выполняют половину. Сегодня нормальный день старшеклассника — шесть уроков в школе и 2-3 часа в самоподготовку дома, 3-4 часа просмотр телепередач и чтения книг. Дети стоят на остановках, ожидая троллейбус, чтобы проехать одну-две остановки. Дети ждут лифт, чтобы подняться на второй-третий этаж. Физическая нагрузка очень нужно детям! Оно не только тренирует сердце и сосуды, готовя к жизни, но и развивает мышцы — периферическое сердце, которые при необходимости приходят на помощь организму. Чтобы ребенок нормально развивался, он должен неорганизованно заниматься любым физическим нагрузкам не менее двух часов, организованно — один час каждый день. А пульс ее должен подниматься до тренировочного эффекта, не менее 140 ударов в минуту. 3 Двуплановость воспитательного воздействия учителя физической культуры на ученика Воспитывая учащихся на уроке или во время тренировок, учитель учитывает тот факт, что школьники находятся под воспитательными воздействиями школы, семьи и социальной среды. При этом, эти влияния не всегда совпадают по своей направленности. Поэтому воспитательное воздействие учителя должен иметь характер двоплановости: чтобы каждое требование учителя воспринималась школьником не только как требование урока или школы, но и как требование личной и общественной жизни школьника. Для этого учитель должен прежде всего отказаться от однопланового воздействия, расширить горизонт воспитательных мероприятий, восприятия поступков учеников. Для учителя заботой должны стать не столько послушание ученика на уроке, сколько принципиально жизненные установки; НЕ успешность, а отношение к учебе, труду, поручений; не конкретный поступок, а проявление в нем характера. Каждый урок, каждое занятие в спортивной секции должно рассматриваться как часть жизни школьника, и поэтому нормы поведения ученика должны быть нормами поведения в жизни вне школы. 4 Формирование нравственности школьников в процессе занятий физической культурой и спортом Формирование нравственных качеств личности учащихся требует соблюдения следующих условий: 1. Приобретение учащимися знаний о нравственное поведение. 2. Правильная организация жизни и деятельности школьников, приобретение ими положительного опыта нравственного поведения. 3. Формирование у школьников социальной потребности нравственного поведения. 5 Этапы формирования нравственного поведения Первый этап — вынужденное принятие требований, предъявляемых к школьнику педагогами. Второй этап — школьник принимает требования добровольно, осознавая свои обязанности, однако эти требования остаются для него внешними побуждениями поступков. Третий этап — моральные требования, которые идут от учителя, становятся личными, внутренними требованиями. Это происходит тогда, когда у школьника вырабатывается система убеждений и идеалов. Четвертый этап — школьник активно влияет на детей, которые его окружают, пытаясь изменить их поведение согласно своим убеждениям и идеалами. 6 Самовоспитание учащихся в процессе занятий физической культурой Самовоспитание — это деятельность человека, направленная на изменение своей личности. Оно, вместе с подражанием и самообразованием является (или должно быть) одним из путей самосовершенствования. Но для этого нужно знать, что следует совершенствовать. Эти знания о себе ученики получают от педагогов, родителей, товарищей и путем самопознания. Приемы самопознания Классификация приемов самовоспитания 7 Задача учителя физической культуры из руководства самовоспитанием школьников Первая задача — пробудить (или поддержать) стремления школьника развить в себе положительные черты личности и освободиться от негативных. Важное значение здесь имеет идеал человека, который становится для него эталоном поведения, мировоззрения (реальный спортсмен или литературный герой). Вторая задача — формирование у ученика самосознания высокого уровня, благодаря которому появляется возможность самопознания. Чем младший школьник, тем меньше у него развита самосознание. Поэтому задачей учителя является постепенное формирование приемов самопознания. Третья задача — помочь школьнику составить программу самовоспитания, наметить, какие особенности поведения, черты личности следует развивать и какие изменять, искоренять. Четвертая задача — указать разумные пути и способы самовоспитания. 8 Воспитание учащихся с отклонением от норм поведения в процессе занятий физической культурой и спортом Дисциплина — это определенный порядок поведения, который соответствует нормам и требованиям которые сформировались. Она бывает двух видов: сознательная (внутренняя) и по принуждению (внешняя). Роль дисциплины на уроке физической культуры сводится: к предупреждению травматизма, повышение плотности урока, к повышению успеваемости благодаря лучшему усвоению учебного материала. Недисциплинированность — это отрицательная морально-волевое качество личности, которая выражается в неумении или нежелании организовать свою поведения в соответствии с общественными нормами и требованиями. Причинами недисциплинированного поведения являются: • отсутствие четкой системы организации общественно полезной деятельности и привлечения к ней школьников; на уроке физической культуры это касается прежде всего подготовки спортивного зала к занятиям, в том числе и силами самих учащихся;