Профессиограмма наладчика

Профессиограмма наладчика. К данной группе относятся профессии, связанные с созданием, использованием, обслуживанием различных технических установок (машины, механизмы, агрегаты, технические системы, транспортные средства), которые являются основным предметом труда специалиста. Слово «Техно» (techne) в переводе с греческого означает умение, мастерство. Современная техника — результат изобретения и технического творчества многих поколений людей — включает в себя как простые оборудования так и сложные объекты. Принято различать технику промышленности, строительной, авиации и космонавтики, транспорта, связи, сельскохозяйственную. Выделяют также отраслевую технику автоматизации, кибернетики, электронную, измерительную, ядерную, пожарную, автотехнику, оргтехнику. В связи с научно-технического прогресса, комплексной механизацией и автоматизацией производственных процессов, внедрением современной технологии значительно возрастает удельный вес интеллектуальной нагрузки при выполнении различных производственных операций, создает условия для коренного изменения характера и содержания труда специалистов и ставит серьезные требования к уровню квалификации не только инженерно-технических работников, но и к рабочим различных отраслей. Современный рабочий должен хорошо знать производство, уметь обслуживать сложную технику, контролировать технологические процессы, работу оборудования. Все это способствует развитию творческого характера труда. Данные исследований свидетельствуют, что умственный труд, например, в сталевара электропечи составляет 70% рабочего времени, в слесаря контрольно-измерительных приборов и электромонтеров — 7090%, в наладчика автоматических линий — 95%. Оперирование производственно-техническим материалом предоставляет мышлению специалистов группы «человек — техника» специфические направления и характер, формирует у них так называемое техническое мышление. Основные характеристики технического мышления — четкость и точность умственных операций, направленность на точные расчеты, практичность, гибкость и нешаблонность (Н. Д.Левитов). Одной из важных качеств такого мышления является его оперативность, то есть способность решать производственно-технические задачи в лимите времени, «незапланированные» задачи, которые возникают в ходе деятельности; умение использовать знания в конкретной ситуации и находить оптимальные решения (Т. В.Кудрявцев). Именно такие требования предъявляются к психологической структуры личности летчиков, водителей, операторов, наладчиков автоматизированных установок и тому подобное. В структуру технического мышления входит и образный компонент интеллектуальной деятельности, определенное развитие которого позволяет специалисту переводить условные обозначения чертежей, схем в наглядно конкретные образы и оперировать ими. Наряду с этим профессии типа «человек — техника» ставят высокие требования к зрительному, слуховому, вибрационного восприятия специалиста. Квалифицированных специалистов группы «человек — техника» отличает постоянная техническая наблюдательность, повышенный интерес к технике, творческое мышление. Однако степень проявления творческого элемента в профессиях данной группы не одинаков, что и было положено Е. О.Климовим в основу внутреннего разделения профессий «человек — техника». Часть групп составляют профессии, в которых представлена не «чистая» творчество (создание чего-то нового), а воспроизведение конкретных образов, действий в мало изменяемых (сборщик на поточной линии, станочник серийного производства) или значительно изменяющимся (слесарь ремонтник, закройщик, повар) условиях, работа по известным общим правилам с учетом обстоятельств (водитель городского транспорта, химик аппаратчик и другие). В отдельную группу выделены гностические (диагностические) профессии, основное содержание которых заключается в оценке качества объекта, распознавании сигналов (дегустатор, Бракер) или в оценке сложных систем на основе умственного комбинирования (технический инспектор, настройщик сложной радиоаппаратуры, рабочие различных испытательных стендов). Таким образом, в зависимости от конкретных целей работы Е. О.Климов предлагает выделить в данной группе следующие подгруппы: 1) специальности, связанные с обработкой, благоустройством материалов; 2) специальности, связанные с ремонтом, сбором, регулированием техники; 3) специальности, связанные с игидйомнотранспортнимы операциями. Одним из перспективных массовых профессий в ремонтноналагоджувальний подгруппе есть профессия наладчика. Содержание его труда включает настройку, наладку, подналадку, контроль за работой машин, механизмов, составление различных программ наладки и тому подобное. Эта профессия будто объединяет в себе две специальности — мастера по технической диагностике и слесаря по ремонту оборудования. Такое обусловливает важные задачи наладчика: выявление причин неполадок и определения мер по их устранению. Наиболее квалифицированными считаются наладчики верстативавтоматив и автоматических линий. Чем больше автоматизированный производственный процесс, тем более трудоемким и сложнее деятельность наладчиков. Специалисту приходится представлять сложное взаимодействие механизмов, различных устройств и систем машин в целом, мысленно прослеживать нормальный ход технологического процесса, устанавливая возможные случаи отклонения от него. При осуществлении функций контроля, регулирования, наблюдения рабочем нужно определять функциональную зависимость между процессами, которые происходят в поле его зрения, и теми, которые находятся вне его. Для качественного выполнения ремонтноналадочних работ специалист должен в совершенстве владеть соответствующими навыками, начиная с ориентирования в технической документации и заканчивая выполнением определенных ручных операций. Как наглядно психологический профиль (см. Схему 5), профессия наладчика автоматической системы ставит высокие требования к мыслительных процессов специалиста, которые нередко сливаются с наблюдением за работой механизмов и с практической их наладкой. От уровня умственной деятельности, умения решать практи ни задачи зависит производительность и качество труда наладчика. Психологи отмечают, что основными типами умственной деятельности в его работе являются: планирование и организация условий деятельности, контроль за ней, регулирования бесперебойного рабочего процесса, устранение неполадок. Таким образом, наладчик имеет дело с задачами двух категорий: 1) диагностическими, в которых из нескольких возможных причин отклонений от нормы выбирается одна, соответствующая данному сообщению признаков, и 2) прогностическими, в процессе решения которых определяются возможные последствия выбора того или другого плана действий по наладке. Различные виды неполадок встречаются с разной вероятностью — некоторые часто, другие редко. Опыт работы помогает наладчику только в нахождении неисправностей, которые случаются часто. Однако бывают и такие, с которыми наладчик сталкивается только несколько раз в жизни. Именно такие неполадки и является экзаменом на его сообразительность и творческий подход к делу. Поскольку заранее можно определить только вероятную причину неполадок, то в процессе работы может оказаться, что принятая последовательность действий не является оптимальной. Это требует своевременно изменить план, перейти от одного варианта решения задачи к другому, то есть требует определенной гибкости и смелости мысли специалиста.