Психологическая характеристика физических упражнений

Психологическая характеристика физических упражнений ПЛАН 1 Общая психологическая характеристика физических упражнений 2 Психологическая характеристика физических упражнений школьной программы 3 Автоматизированные и осознанные компоненты физических упражнений 4 Двигательные представления во время выполнения физических упражнений 1 Общая психологическая характеристика физических упражнений Физические упражнения — это основное средство физического воспитания детей школьного возраста, с помощью которого обеспечивается необходимый физическое развитие и формируется высокий уровень физического совершенства. По своей психологической сути физические упражнения — вид учебной деятельности в школе, который охватывает совокупность логически построенных, содержательных действий и движений, направленных на развитие физических и умственных способностей школьников. В то же время физические упражнения — это процесс известного, многократного выполнения специально подобранных действий и движений с целью укрепления здоровья, получения нужных физических качеств, двигательных навыков и умений. Каждый вид физических упражнений ставит к психике школьника, к его личности определенные требования, определение которых является основной задачей психологического анализа упражнений. На основании анализа составляют углубленную психологическую характеристику физических упражнений. Основой для составления психологической характеристики физических упражнений является изучение структурных особенностей определенного вида спорта и выяснения особенностей формирования двигательных навыков, с учетом закономерные изменения психики школьников. Основываясь структурные особенности, П. А. Рудик все физические упражнения разделяет на 6 групп. К первой группе относятся упражнения самого общего назначения, требующих высокой активности проприоцептивным мышечно-двигательных ощущений. Это элементарные движения руками, ногами, туловищем, головой, а также их различные сочетания. На их основе создают упражнения утренней гимнастики, свободные, упражнения спортивной гимнастики и тому подобное. Вторая группа — это упражнения на приборах, которые ставят высокие требования к мышечно-двигательной, зрительной и осязательной ориентации. Сложные сочетания движений на приборах является основой спортивной гимнастике. Рискованные движения, характерные для этой группы упражнений, вызывающих заостренные эмоциональные переживания. К третьей группе отнесены всевозможные передвижения в условиях борьбы за увеличение скорости прохождения заданной дистанции: спортивная ходьба, бег, прыжки, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, конькобежный спорт и др. Психологически эти упражнения основаны на точности восприятия пространства и высокой ориентации по темпу и ритму движений. Важным структурным элементом третьей группы является необходимость постоянно стимулировать волевые усилия для борьбы с объективными и субъективными трудностями, возникающими во время выполнения упражнений. Четвертую группу составляют упражнения с спортивными приборами, психологическая структура которых в значительной степени обусловлена строением прибора. В спорте используют различные спортивные приборы, такие как гимнастические палки, булавы, легкоатлетические диски, копья, ядро, молот, гири и штанги для тяжелой атлетики многие другие. Упражнения с гимнастическими палками и булавами требуют четко направленных дифференцированных усилий развивающихся при перемещении прибора. Использование легкоатлетических приборов предусматривает развитие максимальных мышечных усилий для достижения высокого результата в их метании и толкании. Предельным обострением мышечно-двигательных ощущений характеризуются упражнения со штангой и гирями. Общими критериями психологической сути этих упражнений является точность восприятия формы, величины и веса устройства, а также свободное сознательное управление собственной взрывной силой. Пятая группа — это упражнения с единоборства. Специфичный представителями этой группы являются фехтование и бокс. Психологические требования к упражнениям этой группы основаны на частой импровизации, неожиданно действиях партнера и путях выбора собственных действий для победы. К шестой группе физических упражнений относятся подвижные и спортивные игры, где обязательно коллективные усилия всей команды, направленные на достижение победы. Характеризуя физические упражнения по структурным особенностям навыков, П. А. Рудик устанавливает существенные различия, а именно: а) разное количество необходимых двигательных навыков каждой группы физических упражнений; б) неодинаковую степень сложности двигательных навыков; в) специфический характер усилий, развивающихся в процессе выполнения каждой группы физических упражнений; г) неодинаковую степень вариабельности двигательных навыков. Знание этих особенностей позволяет творчески подходить к подбору необходимых физических упражнений. 2 Психологическая характеристика физических упражнений школьной программы Наибольший удельный вес в программе имеет гимнастика, которая является основным средством физического воспитания детей школьного возраста. С помощью гимнастических упражнений обеспечивается разностороннее влияние на личность школьника, на его двигательную деятельность для общего физического развития, а также совершенствование двигательной координации. На занятиях по гимнастике в школе эффективно производятся моральные и волевые качества. Регулярные занятия гимнастикой способствуют формированию прочных и устойчивых спортивных интересов С помощью гимнастических упражнений эффективно развивается и обогащается двигательная память, которая является основой для создания у детей школьного возраста благоприятных условий для успешного овладения различными трудовыми операциями. Занятия по гимнастике в школе включают строевые и порядковые упражнения, прикладные, общеразвивающие, акробатические упражнения, отдельные упражнения спортивной и художественной гимнастики. При изучении строевых упражнений школьники знакомятся с правилами выполнения строевых команд и приобретают специальных знаний умений и навыков. Это дисциплинирует учеников, организует их поведение и закладывает прочный фундамент для формирования положительных качеств личности спортсмена. Выполняя строевые упражнения, дети приучаются сдерживать свои действия и движения, подчинять их коллективным требованиям. Значительное место в разделе гимнастики занимают порядковые упражнения с элементами фигурного марширующих, гимнастические построения и перестроения. Целью этой группы упражнений является формирование у детей умений и навыков согласованных действий в строю. общеразвивающих упражнения — это система специальных движений руками, ногами, туловищем и головой, которые можно выполнять без предметов, с предметами и на специальных гимнастических приборах. Психологическая суть этих упражнений заключается прежде всего в том, что они повышают умственную активность школьников для более глубокого осознания техники движений собственных частей тела. На этой основе формируется умение управлять своей осанкой. В процессе выполнения общеразвивающих упражнений школьники учатся расчленять сложные действия на отдельные движения с последующим синтезом их в новых сочетаниях; с помощью этих упражнений у детей формируется определенная культура движения, развивается двигательная инициатива и тому подобное. Детям школьного возраста нелегко овладеть общеразвивающих упражнениями. Эти трудности можно значительно уменьшить, если применять специальные методические приемы.