Парадоксально парадоксальность кентавризму часть 2

Какие причины возникновения кентавров в сознании и поведении людей? Важнейшей характеристикой массового политического сознания в обществах переходного типа является неустойчивое равновесие двух противоположных систем ценностей — авторитарной и демократической. Между двумя этими полярными системами расположены определенные промежуточные «комплексы», которые склоняются в ту или другую сторону по отдельным вопросам. Часть тех, кто выступает за реформы, одновременно поддерживает плановое ведение хозяйства, а те, кто против реформ, выступают за рыночную экономику. Специфика посттоталитарной амбивалентности проявляется в нескольких аспектах: 1) в массовом и индивидуальном сознании взаимоисключающие ценностно-нормативные подсистемы сосуществуют не как антагонисты, а как согласованные элементы единого типа сознания и эмоционального отношения к социальной действительности; 2) противоречивые системы ценностей характерны не для различных социальных групп, а фактически для каждой из больших социальных групп; 3) амбивалентность проявляется в противоречивом сочетании демократических целей социальных преобразований и тоталитарных средств их реализации. Как показывают исследования, вышеупомянутое — не прихоть и даже не исключение, а скорее норма, очень характерна для людей в период кардинальных общественных изменений. Кентавр — это особая форма противоречия, специфический проявление парадоксов. Это не простая противоречие в его многообразии, многоаспектности, присущая общественной или групповой сознания, а такое состояние сознания (и знания тоже), который отражает сочетание несочетаемого, то есть когда разум не может объяснить одновременное существование двух (или нескольких) взаимоисключающих начал. Метаморфозы общественного сознания является разнообразными, а их роль и влияние на общественную жизнь значительными. Многие из них являются отражением «социальных болезней», барометром состояния общества, индикатором неблагополучия.
физическая охрана объектов
«Все эти метаморфозы создали основу и обусловили появление одного из выразительных явлений переходного периода — парадоксальность общественного сознания», — отмечает Ж. Тощенко. Более того, по мере проникновения в тайны макро — и микромира, общественной жизни, сознания и поведения людей мы все чаще встречаемся с такими явлениями и процессами, которые на прежнем уровне познания невозможно объяснить. Существуют методы решения кентавр-проблем? Науке известны такие методы. Прежде всего это принцип дополнительности, который выводит Ю. Афанасьев. Именно в образе кентавра человек и лошадь дополняют друг друга. И это дополнение создает принципиально новый образ, не сводится к двум его составляющих. Он имеет самостоятельное значение и живет самостоятельной жизнью. Метод конвергенции (взаимопроникновения, взаимообогащения, сближения (например, капитализма и социализма) применял А. Сахаров при изучении общественно-политических проблем в СССР. Решать кентавр-проблему в сознании и поведении людей можно и на основе антиномий, когда признаются правильными оба суждения и представление, исключающих друг друга. Открытие и использование термоядерной энергии — как благо и как источник возможной катастрофы. Это перекликается с мыслями из книги Еклезиаста в Ветхом Завете: «В богатой мудрости много печали»; «Кто умножает познания, умножает скорбь». Огромное значение при решении кентавр-проблем принадлежит методам консенсуса и компромисса, как считает Ж. Тощенко. Основное противоречие, что ее стремится решить синергетика, задается соотношением «порядок — хаос». В греческой мифологии слово «хаос» означало первоначальное состояние мира, из которого образовался космос, что понимал как упорядоченная единство. В современном массовом представлении хаос — беспорядочный, бесформенный, неопределенный положение вещей. Отсюда антитезой хаоса порядок — структурность, устойчивость, организованность. Напрашивается вывод, что хаос — это плохо, а порядок — хорошо. К тому же, как утверждает И. Попова, кризисное время «обусловливает оптимистическое перетолкования прошлого и пессимистическое переживания будущего». Абсолютный порядок и абсолютное беспорядок равно угрожают гибелью. Итак, при всем стремлении к упорядочению какая доля хаоса для жизни необходима. Хаос и порядок объединяет творчество, и эта триадичная структура достаточно гибкая. Современная наука пришла к выводу: все новое рождается из-за хаоса. Отсюда возможен еще один метод решения кентавр-проблем — их тщательное изучение, полная информация и индивидуальный творческий подход к каждому конкретному случаю. Незнание или игнорирование кентавр-проблемных ситуаций в обществе обрекает политиков на ложные выводы и может привести к краху не только их политической карьеры, но и самой личности. Поэтому необходимо тщательно изучать объективную реальность и характерные для нее парадоксы. Особенно интересно: как соотносится основной закон диалектики о единстве и борьбе противоречий с кентавр-проблемами? Здесь чистое поле для творчества. На этом наука не ограничивает поиск новых методов решения кентавр-проблем. Возможно, прав писатель Д. Данин, который в 1948 году писал: "Можно предсказать, хотя бы шутки ради, что когда возникнет целая наука — кентавристика. Ее предметом будет тонкая структура парадоксов ". Добавим, что призвание науки как раз в том и заключается, чтобы решать нерешенные проблемы, порой сомнительные для современников, но перспективные и важные для будущих поколений. Литература 1. Макиавелли Н. Государь. Перевод с итальянского. &Mdash; М .: Планета, 1990. — С. 52-53. 2. Поливаева Н. П. Политическая культура и политическое сознание: Учебное пособие по политологии. &Mdash; Воронеж: Воронежский государственный университет, 1999. — С. 52. 3. Беляева Л. А. Стратегия выживания, адаптации, преуспевания // Социологические исследования. -2001-№6. &Mdash; С. 44. 4. Головаха Е., Панина Н. Социальные изменения в Украине: постсоветская деинституционализация и особенности становления новых социальных институтов // Политическая мысль. — 2001. — № 4. — С. 17. 5. Тощенко Ж. Метаморфозы современного общественного сознания: методологические основы социологического анализа // Социологические исследования. &Mdash; 2001. — № 6. — С. 14. 6. Тощенко Ж. Кентавр-проблема как особый случай парадоксальности общественного сознания // Вопросы философии. &Mdash; 2002. — № 6. — С. 35. 7. Там же. — С. 36. 8. Попова И. М. повседневные идеологии. Как они живут, меняются и исчезают. &Mdash; К .: Институт социологии НАН Украины, 2000 — С. 101. 9. Данин Д. А. Старт кентавристикы // Вестник РГГУ / Под ред. Д. Дань, Д. Хубовой. &Mdash; Выпуск 1. — Кентавристика: опыт сочетания несочетаемого. — М., 1996. — С. 19. 10. http: //