Мировоззренческие основы украинской национальной идеи и настоящее

Мировоззренческие основы украинской национальной идеи и настоящее На нынешнем этапе развития украинского общества важным является поиск исходных позиций, которые будут способствовать такой научной разработке украинской национальной идеи, которая впитала бы основные мысли по государства, явленные партиями, общественными организациями на территории украинского геополитического пространства. С нашей точки зрения такой стратегической парадигмой может быть общественное интегративная идеология как мировоззренческая база для человеческих взаимоотношений, этики, будет господствовать в гражданском обществе, к которому Украина стремится в наше время. Во-первых, основой для решения этой проблемы станет тот идеал, в который верит народ, — демократическое государство. Во-вторых, отношение народа к идеалу за его осуществление, в-третьих, стремление согласия в украинском обществе. Если проанализировать нынешнее состояние украинского общества, то общественные процессы развиваются именно в этом направлении. Основой успешности и прогресса в государственном должна быть цивилизованная национальная идея, которая должна базироваться на научно продуманной экономической политике, серьезных правовых принципах и законодательных основах для согласия. Мы открыли для себя М. Грушевского, Драгоманова, В. Вин-ниченка, А. Бочковского, М. Михновского, И. Ильина, Н. Бердяева, B. Вернадского, А. Чижевского и других отечественных и зарубежных мыслителей в области этнополитики и этнопсихологии. Осмысление их мудрости с позиций настоящего, анализ социальной практики позволит оценить феномен этнонационального фактора в контексте проблем государства и формирования в Украине гражданского общества.
вот здесь
Ведущую роль здесь должны играть мировоззренческие основы. Вникая в суть структуры украинской национальной идеи, думаем, что необходимо пользоваться мыслями выдающихся мыслителей мира. Такой опыт поможет нам понять себя и проблемы, с которыми ежедневно сталкиваемся в процессе жизнетворчества. Самое совершенное животворную роль идеи («абсолютного духа») осветил Гегель. В его философской системе именно абсолютный дух является создателем всех общественных реалий, в которых он материализуется. Известный российский историк, философ В. Соловьев в лекции «Русская идея» определил следующие основные ее составляющие: • осмысления существования страны на данном этапе; • осознание идеального принципа существования страны; • четкое видение нового, о чем должны думать, осмысливать, говорить народ и государство в отношении развития общества (Соловьев В. Сочинения: В 2 т. — М., 1989. — Т. 2. — С. 219). Ученый четко отмечал, что, несмотря на всю абстрактность, «эта идея действует во всех случаях бытия нравственной существа» (Соловьев В. Сочинения: В 2 т. &Mdash; М., 1989. — Т. 2. — С 221) . Достаточно поучительными по этому поводу есть мысли другого русского мыслителя И. Ильина, который отмечал, что национальная идея должна быть именно национальной, отражать своеобразие нации, то, что ей уже собственно и составляет ее силу, что она особого сравнению с другими народами (Ильин И. Наши задачи. &Mdash; М., 1992. — Т. 1. — C. 332-333). Мысли И. Ильина актуальны и для нынешних процессов государственного строительства в Украине. В советское время понятия не могло быть, чтобы обосновать национальную идею народа (этноса). Почему? Да потому, что все видение общественного развития прогнозировалось определенными людьми, без учета «инакомыслящих», хотя Бог дал всем людям возможность поиска, мысль, ум. В разработке современной украинской национальной идеи важный вклад делает украинский и другие этносы, которые выбрали Украину местом своего постоянного проживания, все, кто испокон веков живет на территории Украины. В «Малой энциклопедии етнодержавознавства» национальная идея определяется как "духовная первооснова, источник личностного развития человека; социально-психологический механизм интеграции социальных групп, этносов, религиозных конфессий партий, движений; источник общественного прогресса того или иного этноса, его государственно энергии, механизм уравновешивания и гармонизации жизнедеятельности народов, населяющих определенный ландшафтно-климатический пространство и имеют общую историко-политическую судьбу, ориентацию на будущее "(Малая энциклопедия етнодержавознавства — М., 1996. — С. 753). Сама жизнь и процессы создания государства в Украине требуют дальнейшего осмысления и разработки украинской национальной идеи, реализация которой стала бы глобальной задачей всех украинцев (этнических украинских и граждан Украины). Каждый из нас чувствует, что сейчас в идеологической жизни общества нет четко очерченной украинской национальной идеи, которая была бы стержневой основой интегративной общественной идеологии, прежде всего должна распространяться на статус личности, ее духовности и гражданскую позицию, влиять на формирование его самосознания, а также на все процессы, происходящие в украинском государстве. Действительно, национальная идея должна обосновывать развитие государства, активизировать роль права в регулировании общественных отношений. Важно в этом контексте мнение, что в полиэтническом украинском обществе Украинская национальная идея не может базироваться только на этнической основе, хотя именно этническая основа является ведущей. Ведь именно глубокая национальное самосознание украинского этноса обеспечила его устойчивость к историческим испытаний. Именно поэтому, этнической преданности украинском, особенно наиболее сознательной его части, мы обязаны сегодня суверенностью Украины как государства. Другие этнические группы также соединили свою судьбу с Украиной как с Родиной. Именно история учила украинский народ быть толерантным к другим народам. «Национальная политика цивилизованного и гуманного народа, — писал Иван Франко, — должна основываться на осознании фактических отношений, а не на разжигании низких чувств и инстинктов» (Франко И. Литературно-критические статьи. &Mdash; К., 1950. — С 92). Украинский этнос составляет большинство населения Украины (72,7%), и это, несомненно, дает ему возможность играть ведущую роль во всех сферах жизни в развитии демократического государства и гражданского общества. Однако следует помнить, что вклад всех этносов в дело государства ценный, весомый, консолидирующий, а это очень важно, потому что демократические основы государства нужны всему народу Украины, а государство должно служить цивилизованно всем этносам, способствуя осознанию каждым, что она — Родина всех ее создателей, представителей всех этносов, на ее территории живут, гражданство или стремятся к этому. Таким было видение национальной идеи М. Грушевским. Архетипом украинского сознания является персонализм и толерантность, морально-мировоззренческая ценность украинского этноса: гармония, добро, справедливость, семья, народ, Украина. Именно на этих добродетелях следует воспитывать граждан в Украине сегодня, в сложное и противоречивое время государства и формирования норм и принципов цивилизованного гражданского общества — общества консенсуса и согласия. С позиций цивилизационных, вступая в XXI век мы должны помнить, что основу подлинно демократической, гуманной национальной идеи должна составлять система моральных ценностей, провозглашенных в Нагорной проповеди Христа (Нагорная проповедь Спасителя. &Mdash; К., 1991.). Только тогда национальная идея может способствовать объединению народа Украины, служить творчества и согласии. Меняется не только лексика общественная, но и лексика лозунгов. Если раньше в лексиконе политиков преобладали слова «диктат», «насилие», «диссидент», «националист», «коммунизм», «вождь», то теперь — «Плюрализм», «духовность», «лидер», «оппозиция», «гуманизм», «согласие», «консенсус», «понимание» и другие. Каждый народ имеет свои исторические корни, свои национальные приоритеты и ценности, свое призвание, поэтому в украинской национальной идеи должны найти свою нишу эти феномены. Что касается исторического феномена как такового, то украинскому народу есть чем гордиться: вспомним государственность Киевской Руси и крещение народа в 988. &Mdash; массовый духовный фактор; многовековую борьбу за свою независимость и самостоятельность (Медведчук В. Современная украинская национальная идея и вопросы государственного. — М., 1997. — С. 12). В украинской национальной идеи следует относиться как к «американской мечты», вокруг которой объединились все слои населения и которая родилась именно благодаря желанию полиэтнического американского народа иметь цель своего развития. Примерно так подошла к этому феномену современная российская политическая и научная элита в книге «Современная Русская Идея и Государство» в России, которая была отработана и утверждена Государственной Думой России еще в 1995г.