Метод в структуре познавательной деятельности человека

Метод в структуре познавательной деятельности человека Метод, органично вплетен в отдельный акт познания, позволяет определить предмет изучения, конкретизировать проблему, найти путь исследования. Это обусловлено тем, что в этом случае методом служат ранее накопленные знания. Способность знаний выполнять роль метода не менее ценное свойство, чем знание само по себе. Ведь человека интересует не знание как таковое, а его бытия в виде метода, способа практической и исследовательской деятельности. Итак, метод нацелен на поиск нового знания, способ его теоретического существования. Как метод теоретическое знание приобретает способность саморозширюватись и обогащаться. Такая его характеристика, конечно, является абстракцией, в основе которой лежит практическая и познавательная деятельность человека. В определенной степени познания — это деятельность человека, теория — продукт этой деятельности, метод — ее форма или способ существования. Понимание метода как деятельности позволяет представить его в виде совокупности познавательных операций, адекватно отражают предмет и фазы его научного исследования. Научный метод состоит из трех неразрывных, но отличающихся друг от друга фаз: а) фаза исследования, в котором открываются новые объективные процессы или новые их грани; б) фаза определения рационального связи полученных результатов и их экспериментального подтверждения; в) фаза объяснения, когда результаты подлежат обработке, чтобы стать материалом для практической деятельности и новых исследований.
Личный журнал
Рассмотрим теперь соотношение метода познания, его объекта и предмета. В литературе понятие «объект познания» и «предмет познания» иногда отождествляются. Однако их содержание существенно различен. Диалектическое понимание спивпидношення объекта и предмета познания имеет большое значение для научного исследования, поскольку оно создает возможность научной интеграции содержания сформулированных в ходе исследования знаний четкого определения тех границ, в которых конкретная наука может изучать собственными средствами и методами объективные явления, их свойства , связи и законы развития. Объектом познания называется определенная совокупность объективных свойств, связей и отношений, которые включены в процесс познания и существуют независимо от субъекта познания. Предмет познания, наоборот, формируется субъектом познания, хотя содержание и структура предмета познания обусловлены объектом познания. Если понятие «объект познания» фиксирует объективное существование явлений, изучаемых их свойств, связей и отношений, а также законов их развития, то понятие «предмет познания» прежде определяет границы изучения того или иного объекта. В этом понятии отражаются и фиксируются те связи, свойства, отношения и законы развития объекта исследования, которые уже включены в научное познание и выражены в определенных логических формах. Структура предмета познания в значительной степени зависит от того познания, на котором происходит формирование предмета. Существуют два уровня познания и соответственно научного исследования: эмпирический и теоретический. На эмпирическом уровне предмет познания непосредственно связан с субъектом. Для его построения используются так называемые эмпирические методы научного исследования: наблюдение, эксперимент и их разновидности. Все познавательные операции на этом уровне осуществляются с помощью этих методов. Благодаря им происходит фиксация, регистрация, сравнение, классификация всей информации об объекте изучения. В соответствии с этой информации предмет эмпирического познания включает в себя: во-первых, все собранные факты, касающиеся поведения объекта изучения; во-вторых, все измерения свойств и связей объекта изучения; в-третьих, знаки и знаковые формы, с помощью которых регистрируется эмпирическая информация; в-четвертых, все статистические данные об изменениях и развитие таких свойств и связей объекта изучения, выявленных в процессе эмпирического исследования. Если на эмпирическом уровне связь между предметом и объектом познания опосредуется статистическим данным о явлениях, которые изучаются, логическими средствами их выражения, предварительными знаниями, то теоретически происходит дальнейшее опосредования предмета познания с помощью теоретических методов исследования. Здесь осуществляется теоретический анализ эмпирического материала, на основе которого раскрывается сущность явлений, их свойств и связей, формулируются законы развития явлений, разрабатываются их модели, гипотезы и теории, осуществляется научное прогнозирование. Предмет познания на этом уровне охватывает и отражает наиболее существенные черты и свойства объекта. Он связан уже не с конкретными явлениями, а с законами их развития. Законы развития объектов, научные гипотезы и теории составляют основные, характерные черты предмета познания на теоретическом уровне. Производство знаний приобретает форму научно-исследовательской деятельности только с возникновением теоретического знания, отражением сущности вещей и объективного мира, его развития в виде системы исходных принципов и обобщающих положений, категорий и законов в их взаимосвязи. Как теоретический, так и эмпирический уровень научного исследования ут быть рассмотрены отдельно, хотя в реальном исследовании они неразрывно связаны между собой и функционируют как единое целое. При этом следует различать понятия эмпирического познания и эмпирического исследования, которые порой отождествляются. Во эмпирическим исследованиям в науке понимают деятельность по выявлению первичной эмпирической информации средствами научного наблюдения и эксперимента. Конечно, деятельность включает в себя не только познавательный, но довольно четкий практический момент. Поэтому эксперимент — это особый вид практической деятельности, обслуживает науку в ней существует. И наблюдения и эксперимент предусматривают реальные действия с реальными объектами, связанные с изменениями этих объектов. Оба они отличаются не только от теоретических методов исследования, но и от методов логической, рациональной обработки эмпирической информации. Рассмотрим с этой точки зрения классификационно-типологические методы, методы так называемой научной индукции, статистической обработки данных и тому подобное. Эти методы эмпирического познания, как правило, объединяют с экспериментом и наблюдением в общую рубрику методов эмпирического исследования, отличая их от методов теоретического исследования (познания). Действительно, все эти методы относятся к эмпирическому уровня научного познания, их материалом является эмпирические данные, полученные в результате наблюдения и эксперимента, их результаты не выходят за пределы обобщение, сравнение, компоновки эмпирических данных. Все это позволяет проводить достаточно четкое разграничение между ними и методами теоретического исследования. Вместе с тем, классификационно-типологические методы не направлены на работу с реальными объектами и не предусматривают получения первичной эмпирической информации, с помощью этих методов проводится работа с информацией, уже получена имеет определенное объективное отражение . Это роднит названные методы с методами теоретического исследования и отличает их наблюдения и эксперимента. Эмпирическое исследование не сводится только к получению исследовательских данных. На самом деле оно предполагает не только проведение опытов, но и логическое исследование и обобщение исследовательских данных, в результате чего и открываются эмпирические законы. На эмпирическом уровне научно-исследовательская деятельность направлена на перестройку объекта исследования и в значительной степени обусловлено его природой. Особенности научно-исследовательской деятельности (и соответственно метода как способа осуществления), обусловленные спецификой объекта, на который она направлена, можно назвать объективными особенностями. Следовательно, их учета необходимо при любом изменении ситуации исследования. Другая группа характеристик методов научного исследования, не связана со специфическими особенностями конкретной ситуации научного исследования и его объектом, является общей для всех методов и определяется внутренней природой научно-исследовательской деятельности как особого вида человеческой деятельности.