И. франко и проблемы психологии художественного творчества

Реферат на тему И. Франко и проблемы психологии художественного творчества Иван Франко олицетворял целую эпоху в украинской культуре, став одним из самых выдающихся ученых мирового уровня в Украине в конце XIX — в начале XX века. Из-под его пера вышли многочисленные труды в области художественной литературы, философии, психологии творчества и творческой личности, этнопсихологии, истории, этнографии, языкознания, искусствоведения и др. Франко был неутомимым публицистом, журналистом, издателем, политическим деятелем, пропагандистом передовых идей печатным и устным словом. Он перевел сотни произведений художественной литературы и фольклора многих народов мира, разных эпох. Франко проявил достаточно глубокую осведомленность и эрудицию в вопросах философско-психологического характера, общей психологии и психологии художественного творчества. В течение сорока лет неутомимой творческой работы И. Франко пополнил культуру своего народа почти 4500 произведениями самых разных жанров. 50-томное издание его наследия впитало только самое ценное и самое главное из этого колоссального репертуара. И. Франко в 1875 году начал обучение в Львовском университете на философском факультете, но студии прервал так называемый социалистический процесс (1877 — 1878 pp.). Франко вместе с М. Павликом, О. Терлецким и другими членами редакции «Друга» было привлечено к судебной ответственности за принадлежность к тайному обществу. "К которому, — по словам Франко, — я никогда не принадлежал и какого, сколько знаю, никогда не было.
Купить платья кэжуал оптом
Это одна из немногих оригинальных черт в моей жизни, потому что подобное не каждому случается "1. За девять месяцев пребывания в тюрьме Франко хорошо познал психологию заключенного, его впечатления, переживания. И осенью 1878 он сообщает о своем замысле относительно написания психологического романа, — целой общины характеров с тюремной жизни. Тема психологии узника нашла отражение в общественно-психологической студии «На дне», а также в большом цикле «Тюремные сонетов». Несмотря на преследования Франко получил свидетельство об окончании университета (1891 p.). В 1893 году И. Франко как кандидат философии представляет в «Светлой ц. -к. коллегии профессоров философского факультета Венского университета» просьба о допуске к философским экзаменов по славистике классической филологией. Как диссертацию он подал труд на немецком языке «Роман о Варлаама и Иосафата», добавив к ней большое исследование на украинском языке «Иван Вышенский и его литературная деятельность». 1 июля 1893 Франко было присвоена степень и титул доктора философии. В это время Франко активно сотрудничает со многими журналами, в частности зарубежными — «Киевской стариной», варшавской «Wislьoю» и др. В 1898 году творческая деятельность Франко связана с журналом «Литературно-научный вестник» при Научном Обществе им. Шевченко. Только в течение первых 5 лет издание «Литературно-научного вестника» Франко поместил на его страницах около 100 литературно-критических статей, обзоров и рецензий, среди которых такая разведка в области психологии творчества, как «Из секретов поэтического творчества». Философские, научные и художественные компоненты в психологической структуре мировоззрения И. Франко К тому как начать изучение проблем психологии в творчестве И. Франко, следует обратить внимание на мировоззрение ученого. Многие исследователи, анализируя философские произведения Франко, доходило выводу, что для него характерно материалистическое мировоззрение. Другие исследователи говорят о Франко как о идеалиста. По нашему мнению, Франко был убежден в односторонности как материализма, так и идеализма, и считал, что равноправное значение имеют обе субстанции: материальная и духовная. Ведь не укладываются в рамки Маркса материалистического понимания высказанные Франко рассуждения о движущих силах истории: "Когда же идеал — жизни индивидуального — надо принять главным двигачем в сфере материальной продукции, тем, что грабители людей к открытиям, пошукань, сверхсильной труда, службы, союзов и т. д., то не меньше, а еще большее значение имеет идеал в сфере общественной и политической жизни "1. В этом же труде «За пределами возможного» Франко продолжает вести речь о том, что виплоджений так называемым материалистическим мировоззрением фатализм, который утверждал, что определенные (социальные, вместе с тем и политические) идеалы должны быть достигнутом самой «имманентной» силой развитию производительных отношений, несмотря на то, кто захочет для этого кивнуть пальцем, или нет, относятся к категории таких же предрассудков, как вера в ведьм, в нечистое место и роковые действия. Человек должен сердцем чувствовать свой идеал, умом уяснюваты себе его, принимать все сил и средств, чтобы приближаться к нему, иначе он не будет существовать и никакой мистический фатализм не сотвори его, а расцвет материальных отношений первый сокрушит и раздавит всех, как слепая машина. О. Забужко, анализируя работу Франко "На склоне лет. Разговор ночью перед Новым годом 1901 «, где двое авторских» Я «— оптимист и пессимист, — каждый со своей позиции, подводят историософские итоги XIX века, считает, что в ней Франко выражает мнение, которое следует определить по его философское credo:» ... все такие зводження миллионов разнородных явлений к одному знаменателю мало на что способны и имеют разве субъективную стоимость. Но субъективную же имеют ... В каждом таком предложении будет часть правды, — не целое правда, но будет подле указан определенный горизонт, дано нечто, поможет мне понять взгляды и предпочтения самого автора предложения. А это также не праздный дело, и даже знают, не важнее от изобретения какого голого дальнего абстракт, что занимал сотки таких частичных истин, а не маркировал бы резко никакой "1. В области философии взгляды Франко близки к позитивизма, который базируется на новейшем естественном знании. Естественные науки, по И. Франко, является основой развития общественных наук: науки общественные никоим образом не могут отрываться от почвы общего естествознания, но на том почве и возможно их рост. Научно важно фактическое знание, которое и дает практические результаты. На положительное трактовка Франко всех дел во всех областях духовной и материальной культуры повлияли философские теории Конта, историософские — Бокля, естественные — Дарвина и Гексли, эстетические — ТЭНа. Франко под влиянием Драгоманова становится одним из зачинателей европеизма и позитивистских идей в Галичине. Он считает, что поэзия не должна быть «искусством для искусства», а должна служить национальной и общественной деле. Главный долг каждого гражданина Франко видит в том, чтобы патриотический меч перековать На плуг — осадил будущем пахать, На серп, — чтобы рожь жать, жизнь основу На вилы — чистит конюшню Авгийову1. Как философ Франко скептически относится к философской системы Гегеля, учений Шопенгауэра, Ницше, считая их сугубо умственными конструкциями, не базирующиеся на научных фактах, эмпирических исследованиях. Маркса же ценит не как философа, а как ученого-экономиста, исследовал экономические основы капиталистического общества, выделив в нем существенный предметный связь — экономические отношения. Материалистическое мировоззрение, утверждает Франко, «в распутье человечества видит только действия бессознательных, материальных сил». В работе «Радикалы и религия» Франко признает свою мировоззренческую позицию как рационализм. Рационализм, по его мнению, «это является соревнования — руководствоваться разумом, просвещением». Во рационализмом Франко видит такой подход к вещам, явлениям действительности, который по достаточное основание их существования и развития берет факты положительных наук, описаны, исследованы умом. Подобное толкование рационализма обходит противопоставление материализм — идеализм. Так, в сфере общественной жизни Франко двигателем определенной степени возникают как материальные интересы, материальная жизнь людей, так и общественные идеалы. Формирование общественного идеала в Франко следует рассматривать в контексте всей общественной, политической и духовной жизни Украины. Развитие национальной культуры невозможно без сохранения языка, литературы, образования, науки. В культурном развитии нации Франко прежде отмечал факторе языка: «... для успешного развития нужны институты национальные и прежде национальный язык, без которого воспитание народа не может сделать желаемого прогресса, вместе с воплощением нашего общественного идеала и цель будет постигнута сама собой» 1 . Универсальным методом в науке, за Франко, является метод диалектики. Он позволяет сделать единства во взгляде на природу и мир. В эстетическом отображении действительности этот метод, по мнению Франка, проявляет себя как «научный реализм», который помогает указать «недостатки общественного устройства там, где все может подобрать наука». Итак, воспринимая позитивизм как передовую философию, вид материализма, опирающееся на конкретные научные исследования, Франко соглашается с исходными основами культурно-исторической школы, поскольку в трудах ее представителей было использовано много фактического материала. Франко, в частности, считал, что анализ фактического материала должно подчиняться такому подходу, который направлял бы исследователя рассматривать конкретные факты, на основании «естественной причинности», «внутренней диалектики развития». Рассмотрев важнейшие компоненты, лежащие в основе структуры мировоззрения ученого, перейдем к психологическим проблемам, которые решает в своем творчестве Франко. Список литературы Бройль Луи де. По тропам науки. Москва, 1962. Забужко О. С. Философия украинской идеи и европейский контекст. Киев, 1993. Лев В. Иван Франко и польские позитивисты // Записки НОШ. 1937. Т. 155. Франко I . Юбилей Ивана Левицкого (Нечуя) // Литературно-научный вестник. 1905. Т. 29, кн. 1. Франко I . Собрание сочинений: В 50 т. Киев, 1978. Т. 18; 1981. Т. 31; 1984. Т. 41; 1986. Т. 45. Франко I . Сочинения в двух томах. Киев, 1986. 1 Франко И. Собрание сочинений: В 50 т. Киев, 1981. Т. 31. С 29 1 Франко И. Собрание сочинений: В 50 т. Киев, 1986. Т. 45. С. 284. 1 Забужко О. С. Философия украинской идеи и европейский контекст. Киев, 1993. С. 59-60. 1 Франко И. Сочинения в двух томах. Киев, 1986. Т. И. С. 110. 1 Франко И. Собрание сочинений: В 50 т. Т. 45. С. 462.