Ответственность как основа воспитания свободной личности

Ответственность как основа воспитания свободной личности В контексте современных тенденций по большего демократизма и прозрачности в образовании следует отметить, что свобода и ответственность являются важнейшими признаками демократии. Кроме того, они выступают теми общечеловеческими ценностями, которые объединяют различные педагогические системы. В XXI веке ответственность становится основной моральной ценностью, которая распространяется на все сферы и аспекты частного, общественной и политической жизни, охватывает масштабы всей планеты и направлена в будущее. От развития этого чувства зависит направление развития цивилизации и существования человечества вообще. Ответственность выдвигается на первый план таких наук, как педагогика, психология, философия, аксиология и т. д. Отечественные педагоги О. Сухомлинська, Т. Левченко, Савченко, И. Бех говорят о необходимости формирования личности на основе общечеловеческих нравственных ценностей, среди которых важное место занимает ответственность, а потому направляют усилия на воспитание свободной гармоничной личности, способной ответственно относиться к жизни , обучение, деятельности, природы, семьи, здоровья и тому подобное.
платья мелким оптом
Однако для категорийного обоснования понятия ответственности следует обратиться к философским концепциям, поскольку философские категории выступают призмой, сквозь которую человек воспринимает окружающий мир. Большое внимание и значимости ответственности как одной из высших ценностей предоставляли В. Виндельбанд, Гегель, Герц, Г. Йонас, Ж. -Ж. Руссо, Л. Фейербах, И. Кант, Э. Фромм. Герц считал, что свобода и ответственность объединяют активные общественные действия людей в единое целое. Ответственность — это требование к человеку, который заключается в способности предвидеть результаты собственного выбора, объективно оценивать свои действия и анализировать их. Для ответственности большое значение имеет выбор как основа действия, от которого зависит развитие личности. Моральный выбор и ответственность являются проявлением свободы в том случае, когда служат общественному прогрессу. Фромм в своей книге «Человек для самого себя» подчеркивает необходимость ответственности за собственное существование. По Фромм, ответственность соотносится с такими гуманистическими ценностями, как забота, любовь, уважение, свобода. Он различает понятия «ответственность» и «долг», проводя параллель с авторитарной и гуманистической совестью. Таким образом, ответственность имеет положительный оттенок и является категорией свободы, а обязанность категорией несвободы. Как и любая другая категория, ответственность имеет свою цель, средство и значение. Так, например, за В. Виндельбанд, существует правовая ответственность, которую образует синтез двух элементарных форм ответственности. В таком случае конечной целью является личность, которая проявляется путем выполнения правового минимума или нормы, представляет собой значение ответственности и соблюдения которой государство требует от своих граждан. Конкретной практической целью является выполнение этой правовой нормы, достичь которую можно путем возложения ответственности, что является необходимым условием формирования нравственной личности. В. Виндельбанд вводит понятие «право ответственности», которое заключается в том, чтобы осуществлять с помощью ответственности моральные нормы. Каждая норма имеет свою определенную ценность, поэтому ответственность имеет различные степени, но конкретно определить их невозможно. В. Виндельбанд выделяет самоответственность совести как отдельную форму ответственности, позволяющий познать себя как личность. Он трактует ее как ответственность человека перед собственной моральной и религиозным сознанием и называет «возвышенные формой возложение ответственности». Самосознание или самоответственность совести это внутренний процесс наказания или награды. И хотя эти чувства, с одной стороны, можно считать противоположными, с другой стороны, они имеют некоторые общие черты, например, устремленность в будущее. Если речь идет о внутренней моральной награду, то она является стимулом для дальнейшего самосовершенствования, а нравственное наказание требует преобразования внутренней сущности человека. Важным является то, что в обоих случаях эти процессы положительная и отрицательная формы возложение ответственности стимулируют развитие нравственных качеств, которые делают человека морально зрелой и развитой. Значительное распространение проблема определения ответственности как важнейшей ценности технологической цивилизации получила в трудах немецко-американского философа Г. Йонаса, научно-философский наследие которого имеет огромное влияние на сознание нашего времени. По Г. Йонасом, ответственность — категория, направленная в будущее и провозглашена высшей моральной ценностью XXI века. Важность и актуальность взглядов Г. Йонаса заключается в том, что он брал за основу современную цивилизацию и современные условия и учитывал наибольшие достижения науки и техники, а также место человека в системе «человек-техника-технологическая цивилизация». Сама ответственность, поскольку она пронизывает все сферы жизни от личной до политической, очень громоздким понятием. Поэтому в определении ответственности следует учитывать два фактора, которые дополняют друг друга и являются интегрирующими составляющими этики в целом. Такими факторами являются объективный, который имеет дело с умом, и субъективный, связанный с чувством. Г. Йонас выделяет различные типы ответственности, которые в наибольшей степени распространены в обществе: естественная и искусственная (договорная); горизонтальная и вертикальная; легальная и моральная; ответственность «за» и «перед». 1. Ответственность делится на естественную и искусственную в зависимости от фактора, который вызывает ее возникновения. Естественная — это такая ответственность, возникающая естественным путем, она бесспорна, постоянная и не зависит от предварительного согласия. Примером такой ответственности является родительская ответственность, поскольку ей присущи все перечисленные свойства. Договорная ответственность определяется содержанием, предварительной договоренности, времени, задачам, доверенности, компетенцией, например, поручение служащего. Принятие такой ответственности включает в себя элемент выбора, от которого можно отказаться. 2. Примером «вертикальной» ответственности может быть ответственность родителей за детей, которая по своему субъектом является всеобъемлющей, то есть распространяется на все, что требует заботы. 3. Легальная — это ответственность, которая установлена на уровне закона, то есть внешняя. Моральная — это внутренние чувства (чувство вины, покаяние, готовность к искуплению вины), которые сопровождают субъект поступка. Отличие между этими понятиями лучше отражается в различии между гражданским и уголовным правом, в дивергентному развития которых были разграничены сначала отождествляется искупления (через ответственность) и наказания (в вину). Однако общим является то, что «ответственность» связывается с совершенным поступком и обусловливает ответственную действие фактически извне. Это касается и природы, которая имеет свои требования к человеку. Отношения между людьми должны иметь моральное основание, то есть основываться на нравственной, а не на легальной ответственности. Здесь прослеживается параллель с Фромм, когда он говорил об ответственности и обязанности. То, что Г. Йонас называет моральным и легальной ответственностью, за Фромма, является авторитарной и гуманистической совестью.