Образ учителя и составление картины мира подростков

Образ учителя и составление картины мира подростков Разные эпохи имеют разный уровень стабильности условий человеческой жизни. Природные, культурные и исторические факторы сформировали сложную систему социальных, биологических и психологических механизмов приспособления человека к климатическим, ландшафтных, производственных, общественных, социально-политических и социально-психологических условий жизнедеятельности. В сознании и подсознании работают стереотипы, представления, установки и ценности, мировоззренческие образования, моральные нормативы, система мотивов социального поведения, которые обеспечивают определенную линию жизни, устойчивость отношений с окружающим миром, физическую и психическую равновесие. Картина мира вполне определяет своеобразие восприятия и интерпретации человеком любых явлений. Она представляет собой фундамент мировосприятия, опираясь на который человек действует в мире. Мощные и внезапные сдвиги в привычно стабильных обстоятельствах вызывают в психике человека потерю целостности, что сказывается на многих аспектах личностного и общественной жизни. В настоящее время в мире происходит глубинная трансформация устойчивых форм человеческого существования, вызвана общецивилизационными тенденциями последних десятилетий. Продолжается развитие научно-технической революции, характеризуется бурным наращиванием качества и количества информации, динамическим формированием массовых процессов, изменяющих мир. Это, в частности, создание транснациональных институтов (МВФ, Всемирный банк и т. д.), внедрение новейших средств коммуникации (Интернет, новые виды транспорта), стремительное распространение так называемой массовой культуры, появление таких психоекологичних факторов, как международный терроризм, невротическое чувство незащищенности, духовное опустошение. XX век принес человечеству не только выдающиеся достижения науки, техники, технологии, обогащения культурного наследия, но и катастрофические по своим последствиям катаклизмы — войны, тоталитаризм, расовую нетерпимость, кровавые межнациональные конфликты, неизвестные ранее болезни, деформацию нравственных идеалов и ценностей. Современная Украина, а особенно ее молодое поколение, попав в экстремальные условия системного расстройства, больше всего страдает от деформации морально-воспитательных идеалов и ценностей. В условиях экономической и социально-политической нестабильности усиливается социально-психологическое напряжение в системе отношений между людьми (недоброжелательность, агрессивность, зависть), усугубляются пессимистические настроения, снижаются смысложизненные ориентиры и ценностно-мотивационные факторы поведения и деятельности. Меняются способ мышления современного поколения, механизмы человеческих отношений, смещаются нравственные ориентиры. Таким образом можно говорить, что украинской нации угрожает духовная деградация. Все это не может не влиять на такие важные аспекты социальной жизни, как труд и воспитание. Главными агентами социализации молодежи чаще выступают семья и школа. Социализация по своему содержанию является процессом становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. Выделяют три сферы, в которых, прежде всего, происходит становление личности: деятельность, общение, самосознание. Общей характеристикой этих сфер является процесс приумножения социальных связей индивида с внешним миром, который заключается в усвоении стереотипов поведения, действующих социальных норм, обычаев, интересов, ценностных ориентаций. В семье ребенок приобретает первые навыки взаимодействия и общения, осваивает первые социальные роли, осмысливает первые нормы и ценности. Тип поведения родителей влияет на формирование у ребенка „ Я-образа ". Школа же обеспечивает ученику системное образование, которое само по себе является важным элементом социализации. Кроме того, школа способствует подготовке человека к жизни в обществе и в более широком смысле. Она задает первичные представления человека как гражданина, вследствие чего способствует вхождению ученика во взрослую, самостоятельную жизнь или усложняет его. Роль и место учителя и школы всегда были неоднозначны. Так, по социальной позиции, функция школы и учителя заключается в воспроизведении производительных сил, содействии развитию интеллектуального и духовно-нравственного потенциала общества. То есть, школа является социальным институтом, связанным с состоянием и перспективами развития общества. С психо-педагогической позиции школа и учитель влияют на развитие и становление личности конкретного ребенка в единстве интеллектуальных, мировоззренческих, эмоционально-волевых качеств на основе профессиональной компетентности, авторитета, права, разумного принуждения. Можно уверенно говорить, что школа и педагог влияют на формирование самооценки школьника, процессы его самоидентификации, самопознания, самореализации, становления отношений со сверстниками и взрослыми, выбор профессии, выработка взглядов, планов, смыслов, формирования системы значений, ценностей и норм социума на основе общечеловеческих ценностей и менталитета украинского народа. Формирование ценностных ориентаций школьника свидетельствовать о стабильности его мировоззренческой и жизненной позиции. В идеале роль учителя в обществе, по нашему мнению, заключается в том, что он является носителем общечеловеческих и государственных ценностей. Основным психологическим механизмом формирования определенных психосоциальных ценностей у детей и подростков и их сознания в целом является так называемая персонификация. Для ребенка морально-психические ценностные ориентации, как правило, персонифицированные в образах родителей и учителей. Именно от них они узнают, как подобает держаться в различных ситуациях, копируют из них модели социального поведения. Однако, степень и глубина усвоения образцов поведения, морально-ценностных установок в значительной степени зависит от отношения ребенка к конкретным лицам — носителей определенных ценностных ориентаций. При положительном эмоциональном отношении к родителям, а позже и к учителям, ребенок усваивает не только конкретное содержание процесса общения, но и их отношение к предметам, явлениям, их образ мышления, мировоззрение, а также привычки, вкусы, особенности и тому подобное. При этом, естественно, происходит усвоение, заимствования и тех моральных ценностей, носителем которых является тот или иной человек (мать, отец, учитель). Влияние сегодняшних трансформационных тенденций привело к тому, что в Украине произошли существенные изменения в школьной системе, в самой сущности образа учителя и его формирование в сознании подростков. Каким образом рассматриваются обязанности и роль учителя в обществе? Как внешний мир обращается к нему? Чего ученик ожидает от учителя? Большей частью это неизвестно. Сейчас или существует постоянное противоречие между заявлениями и декларациями общества, государства и реальностями относительно функций и образа учителя, или не существует вовсе устоявшихся представлений о том, кто должен выступать в образе учителя и какие функции он должен выполнять. Образ учителя стал выразителем неосознаваемых желаний и ожиданий больших масс людей — как взрослых, так и детей. Рассматривая образ учителя как носителя психосоциальных ценностей, надо понимать его образ как идеальный в связи с тем, что в процессе формирования образа учителя в сознании ребенка он наделяется совершенными и главными, в ее понимании, характеристиками и составляет именно тот образец учителя, с которым школьнику было комфортно сотрудничать, у которого было бы желание учиться и который был для него наставником в жизни и основой ценностной ориентации личности. У каждого школьника, конечно, образ такого идеального учителя отличаться как по содержанию, так и по строению и действенностью. Под содержанием следует понимать, какие качества личности школьник считает идеальными, либо людей, литературных героев наделяет идеальными чертами. Под строением идеала следует понимать степень его обобщенности; то есть, является идеалом конкретный человек или совокупность черт, взятых у отдельных людей и обобщенных в единый идеальный образ.