Егопсихология. защитные механизмы на службе катарсиса в преодолении страха смерти. а. фрейд (1895—1982) часть 2

Вернемся к идее классификации защитных механизмов и намерения их систематизировать: необходимо найти четкую линию их возникновения, их внутреннюю логику, что, на первый взгляд, кажется мало вероятным. Сделаем сначала перечень защитных механизмов, чтобы потом привести их на логико-психологических основах. Это будет регрессия, вытеснение, форигування реакции, изоляция, уничтожение, проекция, интроекция, борьба «Я» с самим собой, преобразования, сублимация. Общий смысл регрессии заключается в возвращении человека к предыдущим психических состояний или способа действия. Субъект пытается избежать тревоги через возвращение на самую раннюю стадию либидозного и егорозвитку. Возможность такого акта объясняется тем, что более ранние паттерны поведения остаются альтернативными способами функционирования. В то же время регрессия не является жизнеспособным и эффективным защитным процессом, поскольку она заставляет индивида переживать тревогу, свойственную той стадии, в которой он совершил регрессию. Поэтому регрессия вызывает дальнейшие защитные средства, которые должны сохранить «Я» от ее последствий. Рисование превращается в загрязнение материала, любознательность — на вуайеризм или жадность. Вытеснение — это переход нежелательного импульса в сферу бессознательного, иногда приводит к галлюцинаторного исполнения желаний. Вытеснение напоминает дамбу, которая сдерживает поток реки. Формирование реакции является таким защитным процессом, с помощью которого неприемлем импульс преодолевается путем усиления (гипертонии) противоположной тенденции. Формирование реакции является основой сублимации, когда инфантильный импульса вытеснен, а трансформированы. Изоляция предстает в совокупности действий, когда субъект изолирует определенную неприятное событие, чтобы она не стала частью его опыта.
тут
Изоляция связана с расщеплением и диссоциацией. Человек осуществляет временную паузу, в течение которой ничего не воспринимает и не делает. Тогда ассоциативные связи подавляются или прерываются, а именно переживания лишается своей силы и не воспроизводится в обычных процессах мышления. Уничтожение — защитный механизм, который позволяет субъекту делать так, как будто предыдущей мысли или действия не было. Уничтожение совершенного обычно имеет место в навязчивых ритуалах. Проекция (буквально — бросание от себя) — срок, который в психиатрии и психоаналитике означает восприятие психического образа как объективной реальности. Происходит локализация в воображении внутреннего во внешнем объекте. Перед проекцией осуществляется отрицание, то есть индивид не признает, что у него есть определенные чувства, желания, и утверждает, что они у кого-то другого. Проекция внутренних объектов заключается в приписывании чувств к себе кому-то из окружения. Например, параноидный больной проецирует свои гомосексуальные чувства на другого и отрицает, что любит человека мужского рода, утверждает, что тот ненавидит его и т. д. При этом, например, М. Клайн толкует проекцию как нормальный способ развития. Интроекция — процесс, при посредничестве которого функция внешнего объекта берет на себя его психическое представление, в результате чего отношение с объектом «снаружи» заменяются отношениями с воображаемым объектом внутри себя ". Соответствующее психическую структуру называют по-разному: интроекты, интроекцийований объект. За ней может идти вторичная идентификация «сверх-Я», образуя интроекцию родительских фигур, и объект можно разложить на составляющие интроекты: хороший (плохой), внутренний отец (мать). Интроекция является и защита, и нормальный прогресс развития: защита — поскольку уменьшает сепарационной тревогу, прогресс развития — поскольку способствует автономизации субъекта. Борьба «Я» с самим собой предстает как процесс, в котором наблюдаются противостояния и определенное противодействие на внешнем и внутреннем уровнях функционирования «Я». На внешнем уровне (имеется в виду уровень, внешний относительно самой структуры «Я», однако тот, что охватывает субъективный психологический пласт бытия человека) происходит противостояние между мотивировкой и действиями, ожиданиями и достигнутым и тому подобное. На внутреннем уровне имеет место противодействие (активная и пассивная, актуальна и потенциальная т. д.) между структурами самого «Я»: «ид», «эго» и «суперэго». Преобразование связано прежде всего с содержательным или структурным изменением психической энергии, которая актуально переживается субъектом и имеет отрицательный знак, на тот вид психической энергии, признается субъектом как более гармоничный и привлекательный. Процесс преобразования может осуществляться как вполне неосознаваемый, а также как специально организованный и «технологически» (через определенную систему средств и приемов) обеспечен субъектом. Сублимация — связан с развитием процесс, посредством которого инстинктивные энергии получают разрядку в неинстинктивних формах поведения. Сублимация включает в себя: а) перемещения энергии из действий и объектов первичного (биологического) значения на действия и объекты меньшего инстинктивного значения; б) преобразования качества эмоции сопровождающий деятельность, при котором она становится «десексуализованою» и «деагресификованою»; в) освобождение деятельности от диктата инстинктивной напряженности. Некоторые определения сублимации содержат элемент социального, а именно: произведенным сублимации является социальное приемлемыми. Интеллектуальная любознательность рассматривается как сублимация сексуальных инстинктов, поскольку: а) она обращена на не сексуальны предметы; б) удовлетворение, что ее сопровождает, имеет не сексуальный характер; в) изменение ее интенсивности не зависит от инстинктовои напряженности. Понятие сублимации направлено на объяснение развития высших функций из низших, и за основу берется два вида доказательства: возникновение новых интересов и способностей во время курса психоаналитического лечения; возникновения регрессивных симптомов у лиц с невротическими расстройствами. В случае интеллектуальной любознательности сублимация означает либо увеличение этой любознательности, что связано с угнетением в детстве, или рецидив тенденций вуайеризма, или скажем, переедание у пациента, к невротического срыва проявлял исследовательский склад ума. Исходными понятиями для понимания защиты является понятие агрессии, нападения, сложных ситуаций и тому подобное. Агрессией иногда называют гипотетическую силу инстинктивного характера, что является причиной тех или иных действий и чувств. Кое агрессию рассматривают как антитезу либидо и в этом смысле расценивают ее как разрушительный поезд. Есть определение агрессии как реакции на фрустрацию. У аналитиков есть тенденция приравнивать агрессию к ненависти, деструктивности и садизма. Известно также и традиционное ее понимание как динамизма, самоуверенности, экспансивности, влечения. В поздних работах Фрейда агрессия уже берется как производная инстинкта смерти. Егопсихология использует термины агресификации и деагресификации сообразно либидизациею и делибидизациею. Биологию агрессивного поведения подробно изучал К. Лоренц.