Ощущение как активный процесс восприятия и обработки информации

2) Методика «Исследование восприятия времени». Обработав результаты, мы увидели, что короткие промежутки времени недооцениваются. Определив по формуле коэффициент (К) точности оценки времени, сделали вывод, что К находится в пределах от 100% до 450%. Только сосредоточившись, ученик однажды назвал точно отрезок времени (20 с), все остальные заданные отрезки недооценил. Данное исследование объяснило его поведение, когда дается 20 с или 30 с на чтение определенного текста. Время еще не прошел, а он поднимает уже руку, переключив свое внимание. Ученику нужно потренироваться в восприятии коротких промежутков времени. 3) Методика «Определение доминирующего типа восприятия за работой ведущих анализаторов». Доминирующий тип восприятия определяется осязательными, обонятельными и вкусовыми ощущениями, при которых в первую очередь реагируют соответствующие анализаторы. Проанализировав ответы ученика, мы видим, что касательные ощущения у него доминируют. Также посещая столовую, мы наблюдали, как исследуемый любит нюхать еду перед ее употреблением. Его действия объяснились результатам данной методики. Также мы поняли, почему ученик очень часто любит проветривать классную комнату сказал: «Здесь свежий воздух». Итак, у каждого из исследуемых учеников свой тип ощущений. Науке уже давно известен такой факты, как компенсация. То есть, когда имеется какой-то изъян одного из органов чувств, сразу же происходит компенсация другими органами чувств, особенно повышается их чувствительность. Сравнивая и анализируя результаты исследований, мы видим компенсацию недостатков зрения и слуха осязательным восприятием. Особенно это видно на ученику, который занимается в кружке по лепке из гипса. Там он компенсирует свой недостаток. У него получается очень хорошие статуэтки, которые дарит своим друзьям, одноклассникам, но с одним условием, что они сами будут эти статуэтки разрисовывать красками. Данный мальчик имеет возможность ходить на кружок, поскольку растет в полной семье, где понимают его желания и помогают ему. Второй ученик, с недостатком слуха, реализовал себя в спорте. Он занимается в спортивном кружке школы. Из разговора с ним узнали, что материальной возможности заниматься в других секциях и кружках у него нет. Среди классного группы этих детей не отличить. Они достаточно коммуникабельны, активны. Они сумели войти в коллектив и занять определенное место. Их уважают, с ними советуются ровесники. Ни одна игра не проходит без их участия. Учатся данные ученики средне. Отношения с учительницей нормальные. Она, зная об их недостатки, посадила их за первые парты. Проходя практику, в данном классе, работали с этими учениками: они выполняли индивидуальные задания, помогали другим ученикам. Для профилактики и развития восприятия выполняли следующие тесты.

  • Тест 1. Попробуйте расшифровать значение этих точек . Взглянув на точки издалека, вы увидите цифры: 1, 2, 3, 4, 5 и 6.
  • Тест 2. Что вы видите на этом рисунке? Череп?
При близком рассмотрении страшного черепа вы увидите девушку, смотрит на себя в зеркало . Рис. 1 Рис. 2
  • Тест 3. На этом лесном пейзаже скрываются два гиганта, которые ищут девушку. Можете ли вы найти всех трех персонажей? Переверните страницу. Два гиганта смотрят прямо на девушку .
  • Тест 4. Глядя в подзорную трубу, моряк ищет свою девушку. Можете ли вы ее найти?
Переверните рисунок и вы увидите девушку в черной шляпе . Рис. 3 Рис. 4 При работе с данным тестами, ученики восхищались, пытаясь верно отвечать. При неправильной ответа не расстраивались. Говорили, что следующий разгадают. Работая с данным детьми нужно взвешивать на их недостатки. И тогда, когда они просят показать ближе, или же дать прикоснуться — надо не отказывать их просьбе, ведь это не их детское любопытство, а особенность их восприятия. Вывод к III раздела Проанализировав результаты исследований, мы увидели, что дети, имея нарушения зрительных, слуховых ощущений, компенсировали свои недостатки в трудовой и спортивной деятельности . Также важны то, что болезни их на отразились на отношениях с одноклассниками и они пользуются авторитетом в обществе. Данные методики помогли узнать, как развитые познавательно-психологические процессы. При выполнении исследований мы разбудили внутренний интерес ребенка к познанию и сотрудничества. Итак, исследования, проведенные нами, дали возможность узнать больше о детях и найти правильные пути работы с ними. Профилактика была проведена сразу же после интерпретации результатов. Также во время учебного процесса ученикам довались индивидуальные задания, которые помогают развитию наблюдательности, повышают роль зрительного восприятия. Неудачи, которые наблюдались в работе исследуемых учеников, а не выливались в негативное отношение к учебе и учителя, настроение у них понижался только на короткий промежуток времени. Выводы В течение всей жизни мы приобретаем опыт, познаем окружающий мир. Первую информацию о свойствах предметов и явлений окружающей среды получаем с помощью ощущений. Ощущение — это первичный этап познания человеком мира. Наши представления субъективны, поскольку каждый из нас уникален. Итак, у нас разные вкусы, ощущения. Ощущение — это субъективное отражение отдельных свойств пред-метов и явлений окружающего мира в коре головного мозга вследствие их непосредственно посредственного воздействия на наши органы чувств. Французский философ П. Гассенди (1592—1655 гг.) Отмечал, что ощущения — это единственный источник познания. Органы чувств — единственные каналы, по которым внешний мир проникает в человеческое сознание. Материальным органом чувств является анализаторы. Органы чувств человека получают, отбирают, накапливают информацию и передают ее в мозг. Поэтому возникает адекватное ощущение окружающей среды и состояния самого организма. Возникновение ощущений обусловлены преобразованием специфической энергии раздражителя, который влияет в определенный момент на рецептор, в энергию нервных процессов, происходит преобразование энергии внешнего раздражителя на факт сознания. Как и любое психическое явление, ощущения имеют рефлекторную природу, их физиологической основой является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на соответствующий ему анализатор. Ощущение является простым, а восприятие — комплексным. Важна отличие восприятий от ощущений. Поскольку восприятие возникают на основе ощущений, то иногда их трудно различить. Итак, восприятие — это выбор, интерпретация, анализ и интеграция стимулов, сенсорной информации, поступающей в кору головного мозга через целую систему органов чувств, и предоставления им сути и содержания.