Психологическая характеристика физических упражнений часть 3

костно-двигательные ощущения позволяют борцу точно воспринимать детальные особенности движений соперника, степень и характер затрачиваемых им мышечных усилий, разгадать его тактические замыслы и понимать технические приемы, которые он применяет. Вместе с тем с помощью мышечно-двигательных усилий борец очень точно воспринимает степень напряжения или расслабления собственных мышц. Отдельные приемы борьбы (городов, броски) имеют сильное влияние на вестибулярный аппарат. В то же время борьба связана с развитием способности сохранять устойчивое внимание при различных условиях опоры. Благодаря этому систематические тренировки в борьбе укрепляют органы равновесия и снижают чувствительность к резким раздражителей вестибулярного аппарата. «Ощущение ковру» является сложным восприятием. В него входят как зрительные, так и мышечно-двигательные ощущения в их органическом сочетании: спортсмен оценивает расстояние от края ковра не просто в воспринятых зрением пространственных величинах, но в амплитуде тех движений, которые могут поместиться на этом пространстве. При этом большое значение в «ощущениях ковру» имеет представление о площадь различных участков ковра в том или ином положении на нем борющихся. Эта воображение образуется путем сопоставления расстояния, которое видят, к краю ковра и к его центру. Если в данный момент поединка борец видит впереди и справа от себя меньшую часть ковра, он четко представляет себе, что слева и сзади будет соответственно большая часть. Таким образом, важным условием точности пространственных восприятий борца есть возможность видеть в данный момент расстояние до края ковра. Даже незначительное зрительное восприятие этого расстояния помогает борцу точно определить свое положение на ковре. Вот почему борцы всегда стараются стоять спиной к центру и лицом к краю ковра. Во время поединка от борца требуется устойчивая интенсивная внимание, полностью сосредоточена на сопернике и его действиях. Потеря устойчивого внимания, ее отвлечение посторонними раздражителями всегда негативно отражается на действиях борца, приводит к снижению ее активности и к потере инициативы. Борец должен отличаться статической вниманием, способностью внезапно доводить ее до нужной интенсивности. Мышление борца направлено на разгадывание тактики соперника и одновременно на решение собственных тактических задач, осуществление которых также зависит от правильного учета действий соперника. Анализируя действия соперника, борец должен следить за его движениями, обращать внимание на его стойку, положение рук, ног, темп борьбы, особенности дыхания, то есть учитывать разнообразие условий ведения борьбы и мельчайшие детали движений соперника. Как и в других видах спорта, мышления борца носит наглядно-действенный характер, опирается на глубокое знание техники и тактики борьбы, требует быстрого ориентирования и своевременного принятия необходимых решений, реализуется и проверяется в практических действиях. Борьба способствует развитию наблюдательности, находчивости, умению быстро принимать решения и сразу же приводить их в исполнение. Борьба вызывает у спортсмена яркие и разнообразные эмоциональные состояния, которые часто колеблются в процессе поединка в зависимости от «протекания» борьбы. Однако в процессе длительного спортивного опыта борца вырабатывается способность управлять своими эмоциями и поддерживать их устойчивый положительный характер. 3 Автоматизированные и осознанные компоненты физических упражнений Каждое физическое упражнение, как сплошной двигательный акт, включает ряд самостоятельных движений. Эти движения, как правило, осуществляются под постоянным контролем сознания. Но отдельные компоненты физических упражнений могут выполняться автоматически, то есть без участия сознания. Так, для бросания малого мяча в цель надо стать и исходное положение, держать мяч в руке, сделать движение рукой с мячом в сторону цели, движение туловищем, переместить тело за ходом броска и т. д. Все эти структурные элементы упражнения подвластны нашем сознании. Но такие ее компоненты, как форма сгибание пальцев при захвата мяча, скорость движения руки, которой бросают, перестановки ног и перемещения тела по ходу броска и ряд других выполняются без участия сознания, хотя возможность контроля их со стороны сознания сохраняется. Природа автоматизированных компонентов в действиях человека и роль сознания в них достаточно полно раскрыты в работах И. М. Сеченова. Изучая механизмы управления заученными движениями и действиями, он показал, что ряд элементов осуществляется автоматически, независимо от воли человека. Эту группу движений человека он назвал невольными, под которыми понимал только те движения, где нет места ни рассуждению, ни воли. Эти движения осуществляются через чувственную нервную регуляцию, механизм которой является врожденным, а контроль сознания за всеми движениями человека происходит благодаря дифференцированной работе высших отделов нервной системы. Основу этой дифференциации составляет многоплановость чувственной нервной регуляции. В общих чертах все разнообразие чувственной нервной регуляции И. М. Сеченов сводит до трех уровней. Механизм первого уровня включает функции простых нервных процессов, которые обеспечивают целостность организма. На этом уровне обеспечивается управление движением, напряжением и расслаблением мышц и др. Более сложный механизм второго уровня, где регулируется жизнедеятельность отдельных систем организма. Здесь рождаются системные чувство голода, жажды, усталости и тому подобное. И. М. Сеченов подчеркнул, что системное ощущение вызывает целесообразную деятельность не иначе как через посредство психики, из-за чего деятельность набирает сознательно произвольного характера. Механизм третьего уровня нервной регуляции обеспечивает управление движением на основе зрительной, слуховой, осязательной, вкусовой и обонятельной ориентации, благодаря этому движения набирают глубокого осознанного характера. Познание закономерностей автоматизированных и осознанных компонентов физических упражнений имеет большое значение для практики физического воспитания. На этой основе отыскиваются возможности активизации методов обучения физических упражнений. Учитель физической культуры заранее планирует использование автоматизированных движений, которые составляют основу для построения новых двигательных структур. 4 Двигательные представления во время выполнения физических упражнений Процесс формирования двигательных представлений по мере овладения физическими упражнениями является фазовым. В нем различают фазу создания и фазу уточнения двигательных представлений. Фаза создания двигательных представлений основывается на физиологических механизмах возникновения и развития двигательного динамического стереотипа и охватывает период ознакомления с новыми физическими упражнениями и период овладения двигательными действиями.