Психологические основы личностного и профессионального развития студентов часть 2

III. Психологические условия личностного и профессионального развития студентов Социальные условия могут ускорить или замедлить профессиональное развитие личности студента. Основными социальными факторами, которые влияют на этот процесс, кроме использования инновационных технологий преподавания и оказания консультационной и психологической помощи в университете, являются: бюджет свободного времени студента, стиль жизни студенческих групп и их формальных лидеров, состояние учебно-материальной базы университета, наличие возможностей для творческой деятельности и самосовершенствования, материально-бытовые условия жизни студен-тов. Важной предпосылкой профессионального развития личности студента является его направленность, которая проявляется в профессиональных установках и ценностных ориентациях. Сложившаяся положительная установка на будущую профессию и самообразование, ориентация на культурно-гуманистические ценности обусловливает прогрессивное развитие личности студента и успешность его дальнейшей профессиональной деятельности. Процесс прогрессивного личностного и профессионального развития студента может активизироваться на любом этапе при условии создания образовательных ситуаций выполнения профессиональной роли по-новому, в том числе с помощью упражнений и процедур коммуникатив-ного тренинга, который, преодолев деперсонификация существующей системы высшего образования, меняет негативные профессиональные установки , повышает мотивацию самосовершенствования, способствует саморазвитию личности студента благодаря рефлексивной позиции, овладению эффективными способами свободной, демократической, социально ответственного поведения. Лучшему личностно-профессиональному развитию способствовала бы изменение образовательной ситуации студентов. Ведь сегодня безразлично, незаинтересованное отношение студентов к курсам вызвано тем, что для них качество образования, по большому счету, не имеет никакого значения. Конечно, в анкетах они отмечают свои большие надежды на обучение, свое желание стать хорошими профессионалами. Однако, установке студента на личностный и профессиональный рост будет способствовать ситуация необходимости постоянной работы студента над собой, и не только по специальности, но и из общих дисциплин, в том числе и по истории. Раскрытие различных уровней личностного и профессионального развития через призму социального развития требует построения теоретической модели, в которой фиксируются, прежде всего, особенности развития личностных смыслов, ценностных установок и ориентаций студента, сферы его потребностей и мотивов. Ряд исследователей выделяет составляющие развития, которые соответствуют основным структурным компонентам личности, указывают на соответствующие им средства и приемы достижения высших уровней развития — самопознание, побуждения себя, программирование профессионального и личностного роста, самореализации. Самопознание необходимо студенту для успешной организации личностного и профессионального развития, поэтому ему следует уяснить для себя свои возможности, свои сильные и слабые стороны, овладеть при этом следующими основными приемами: самонаблюдение, самосознание, отношение к себе, самоанализ, самооценка. Побуждения себя к действию предполагает умение студента использовать приемы, способствующие его внутреннему побуждению к профессиональному и личностному саморазвитию. Основными приемами являются: самокритика, стимулирования их деятельности, волевые приемы (приказ, самозобовьязання, само-принуждение).Программирование профессионального и личностного роста является реали-цией перехода от потребности к реальной деятельности по самосовершенствованию студента и предполагает формулировку целей и задач, определение путей, средств и методов этой деятельности. Это может осуществляться в различных формах, зависит от уровня зрелости личности студента. Определяющей здесь ведущая свойство личности студента — направленность. Для выработки студентом программы профессионального и личностного роста крайне необходима помощь психолога. Самореализация — механизм, который позволяет реализовать намеченную программу. Н. Р. Битянова выделяет три основные элементы техники самореализации: 1) приемы организационно-управленческого характера; 2) приемы интеллектуального развития — управление своим вниманием, памятью, мышлением; 3) саморегуляция психических состояний. Реализация программы на практике вызывает определенные трудности. Некоторые студенты ставят такую цель, которую реально осуществить не удается. Поэтому следует контролировать и отслеживать деятельность саморазвития, вовремя замечать отклонения. С краткой характеристики проблемы личностного и профессионального развития видно, какими непростыми механизмы и психологическая структура этого процесса. Осознать и освоить студенту эти процессы самостоятельно очень сложно. Осуществляемая в настоящее время, в основном теоретическая подготовка специалистов с высшим образованием не может автоматически обеспечить значительное развитие личности. Поэтому целесообразным является разработка специальных программ, нацеленных на личностный и профессиональный рост студентов высших учебных заведений. В психологии уже сложилась практика решения подобных проблем методом группового психологического тренинга. Эффективным средством является тренинг личностного и профессионального развития, представляющая собой совокупность психотехнич ных приемов, направленных на развитие навыков самопознания и саморегуляции, общения, определение стратегии личностного развития. Рассмотрим, учитывая существующие исследования, типы жизненной активности студента и методы их развития. Украинские исследователи И. Д. Бех, А. В. Вознюк, М. В. Левковский делают вывод, что человеку свойственны, кроме экзистенциального типа жизненной активности, то есть привязанности к внутреннему (сфера инстинктов) и внешнего (среда) атрибутов своего бытия, еще четыре типа, четыре фундаментальные ценности, или вы-степени, своего бытия: 1 ) виртуально-идеальная активность — может наслаждаться ность мыслить, оперируя знаково-символическими конструктами (мышления); 2) преобразовательной-творческая, трудовая активность (работа); 3) ролевая активность (ролевой статус); 4) Надситуативно активность как способность рефлексировать будущее, то есть существовать в потенциально возможном измерении (определение цели).На основе этих измерений авторы указывают на существование четырех фундаментальных векторов человеческого развития, генетически вытекают из базовой ситуативно-экзистенциальной активности и кристаллизуют человека в рамках четырех чисто человеческих типов активности — мышления, труда, ролевой активности и целеполагания. Четыре «человеческих» типа жизненной активности соотносят ся с четырьмя основными личностными феноменами: 1) система ценностных ориентаций соотносится с таким типом жизненной активности, как определение цели; 2) система субстанционального (функционального «Я») соотносится с трудовой, «функционально-манипулятивной» активностью человека; 3) система реф-лексивного «Я» («Я» — концепция, то есть сумма явлениям человека о самом себе) соотносится с мышлением как рефлексивным процессом; 4) система внутреннего общественно-личностного контроля (отраженное «Я», состоящий из представлений о том, как видим нас другие люди, а также из наших реакций на эти оценки) соотносится с ролевой активности человека. Понятно, что указанные типы жизненной активности человека генетически и функционально тесно связаны друг с другом и пе-рехода из одного в другой, «обмениваясь бытием», когда, например, трудовая активность (как операционная способность) коренится в способности мыслить (способности оперировать абстрактными категориями) и реализуется в сфере коллективной совокупности социальных ролей, которые взаимодействуют с определенной целью в рамках определенного экзистенциального контекста. Результаты некоторых исследований утверждают, что главными методами воздействия на личность с целью развития типов ее жизненной активности являются: 1) виртуально-идеальная активность как способность мыслить (развивается и доводится до состояния ее диалектического преодоления как с помощью традиционных учебных мероприятий развития интеллекта, так и по помощью мето-дов интеграции сознания и подсознания, развития метафорически-го, парадоксального, многозначного мировосприятие); 2) преобразовательной-творческая трудовая активность (развивается и дово-дится к состоянию его диалектического преодоления благодаря развитию творческих способностей при использовании метода эвритмии как особого вида искусства, применяемого в системе вальдорфских школ, синтеза мысли и слова, цвета и музыки, движений тела и души; игровых методик: техник нейролингвистического программирования с «раскрепощения» вытесненных сенсорных модальностей человека, что дает ему возможность целостно включаться в трудовой деятельности, поскольку отчужденность одной из сенсорных модальностей в конструктивно-творческом взаимодействии с миром приводят к отчуждению его определенной стороны); 3) ролевая активность (развивается и доводится до состояния ее диалектического преодоления при помощи имаготерапия Дж. Волпер, ролевых игр, психодрамы Дж. Морено, что значительно расширяет ролевой репертуар человека); 4) Надситуативно активность как может наслаждаться ность рефлексировать будущее, то есть существовать в потенциально возможном измерении (развивается и доводится до состояния ее диалек ческого преодоления с помощью когнитивно-мировоззренческих терапий и методов корректировки, направленных на преодоление искажений в средствах восприятия, переработки и структурирования информации в когнитивной репрезентации мира и «Я», что приводит к формированию дезадаптивных когнитивных схем через Развитие рефлексии будущего); 5) экзистенциальная активность «здесь и сейчас» (развивается и доводится до состояния ее диалектического преодоления при помощи методик катарсиса, символдрамы, реагирования, холотропной терапии, методики самовыражения и коррекции с помощью искусства).С помощью этих методов можно развить, развернуть, Актуаль-вать тот или иной вектор жизненной активности студента, в дальнейшем можно детально представить на технологическом уровне.