Социально-психологические аспекты деятельности политических партий и функционирования многопартийной системы

Социально-психологические аспекты деятельности политических партий и функционирования многопартийной системы Основные направления психологических исследований деятельности политических партий. Проблема тематического разграничения Многопартийность в Украине стала свершившимся фактом из 1991, с тех пор она утвердилась и как социальное явление, и как психологический феномен. Деятельность политических партий воспринимается массовым сознанием как характерный признак процесса демократизации общества. Наличие в каждой партии своего электората, независимо от количественных параметров, является свидетельством принятия украинским сообществом многопартийной системы. Можно уверенно говорить о необратимости развития многопартийности, и поэтому осмысление этого процесса, особенно его глубинных — социально-психологических — основ актуален и научной, и с практической точки зрения. Но сначала следует сделать два замечания методологического порядка. Первое касается самого подхода к исследованиям психологических аспектов деятельности политических партий, который вытекает из их главной социальной функции — быть орудием получения и удержания власти, влиять на массовые настроения и сознание. Итак, психологически деятельность политических партий охватывает все три возможные уровни — личностный, групповой и массовый, общеобщественный. Следовательно должны рассматривать три комплекса социально-психологических явлений: политичность как одну из основных сущностей личности и индивидуально-психологическую основу деятельности партий; психологические особенности самой этой деятельности; наконец социально-психологические факторы функционирования многопартийной системы в целом. Второе замечание касается тематической определенности проблемы. Потому что между основными отраслями современной обществоведческой мысли (политология, социология и политическая психология) еще не определился четкий тематический раздел в изучении проблем деятельности политических партий. Однако уже предприняты первые попытки провести тематическое разграничение между этими тремя научными дисциплинами.
объявления услуги психологов
Так, авторы учебного пособия «Психология и политика» рассмотрели проблему в самом общем виде: чем, например, предмет политологии отличается от предмета политической психологии или социологии политики. Есть необходимость углублять это направление, потому что он открывает возможность более четко очертить круг неисследованных проблем многопартийности, над которыми должны сосредоточиться политические психологи, дает им возможность увидеть свои тематические границы и тематические возможности. Методология проблемы побуждает обществоведов осмысливать сущность политической партии как социально-исторического феномена. Анализируя ее, политологи первоочередное внимание обращают на историческое предназначение политической партии, ее социально-политические функции, выясняют место партий в политической структуре общественных устройств различных типов, пытаются найти общие закономерности деятельности и развития партий. Социология политики исследует деятельность конкретных партий конкретной страны в конкретных ситуациях и времени, основное внимание уделяя тому, какова мера принятия и поддержки населением (региона или страны в целом) партий как явления вообще и каждой партии конкретно. Выясняют социологи также степень влияния партий на общественную жизнь, на общественные настроения и мнение (на фоне влияния экономических, социальных и политических факторов). У психологов политики свои направления исследований. Лаконично их круг можно очертить так: психологические факторы политической жизни; психологические механизмы политического единения; социально-психологические факторы возникновения, функционирования и отмирания политических партий; психологическая готовность обществ к принятию политических объединений; особенности и стереотипы восприятия программных целей политических партий. Такая отрасль науки, как психология истории, должен разбираться состояние массовых настроений и сознания в прошлые, но конкретные, особенно переломные, периоды. И стремится объяснить, почему участники исторических процессов действовали именно таким образом, а не иначе. Нас может интересовать здесь лишь один аспект: какой именно отпечаток на современную политическую сознание наложили общественные явления прошлого и в какой мере они могут определять массовую поведение в ближайшие годы. То есть социально-психологические аспекты прошлого следует принимать не в комплексе, а лишь как фактор (и вряд ли первостепенный, а один из многих) становления нынешней многопартийной системы. Обращение к нему является обязательным методологической требованием, потому что нельзя нарушать временную целостность объекта исследования в контексте неразрывной причинно-следственной взаимодействия недавнего прошлого, настоящего и ближайшего будущего. Главным же предметом внимания должны стать современные общественные процессы и круг их участников. Исследовать социально-психологические аспекты сущности партии как социально-исторического феномена принадлежит в контексте борьбы украинского общества за экономическую, политическую, государственную независимость Украины, в контексте столкновений и противоречий в массовом политическом сознании на этой почве. А это значит, что недостаточно рассматривать исключительно партию или многопартийную систему с их социально-психологическими проявлениями. Если мы хотим получить социально значимые выводы и рекомендации, то невозможно обойтись без широкого взгляда, анализа взаимовлияния, механизма взаимодействия объективных (экономических, социальных и других условий), субъективных (деятельность властных структур, общественных объединений, средств массовой информации ) факторов и массового сознания и поведения. Обществоведы значительное внимание уделяют идеологии политических партий. Говоря о ней, политологи подразумевают сущность и функции партийных идеологий и идейного плюрализма. При этом рассматривают их на фоне человеческих идеалов, культурно-нравственных ценностей народа, чтобы выяснить способность каждого конкретного идеологии к выражению духовных достижений общества. Соотносят также интеллектуальные достижения партийных идеологий с основными достижениями обществоведческой мысли. Конечной целью таких сопоставлений является определение места идеологии партии в идеологическом спектре общества и дальнейшая квалификация идейных течений и соответствующая типологизация партий. Свои сопоставления у социологов. Они стремятся выяснить степень общественных потребностей в идейных ценностях партии, степень зрелости идейных концепций и степень соответствия их палитре общественного мнения. Чтобы исследовать эффективность идеологической экспансии, социологи обнаруживают, какие категории населения и в какой степени восприимчивы к идейному воздействия, степень того влияния, которое мера распространенности партийных концепций. Все это выводит их на выяснение соотношения политических сил в обществе. Психологи политики рассматривают (точнее, должны рассматривать) проблему идеологии как минимум на трех уровнях: личностном, групповом и общегражданском. Притом должны учитывать размытость граней между этими уровнями, неразрывную их взаимосвязь, хотя отдельные аспекты идеологической проблематики однозначно касаются какого-то одного уровня. На личностном уровне, например, рассматриваются идейные убеждения как элементы сознания, взаимосвязь идеологической заангажированности, политической культуры, духовности, чувственной воспитанности личности. На групповом уровне психологические аспекты партийных идеологий проявляются в общности мировоззренческих позиций. Причем и научный, и практический интерес представляет проблема степени такой общности от сходства социальных представлений в их близости и, в конце концов, к единообразию. Хотя последняя категория чрезвычайно относительная: практика доказала эфемерность выражения «партия единомышленников». И нынешние политические объединения в своих уставах и программах скорее интуитивно начали его избегать, одновременно требуя во внутрипартийных отношениях почти абсолютного единства. Психологические функции идеологии реализуются как по личности, так и по группам и общества в целом. На разных уровнях целесообразно рассматривать факторы и критерии воздействия — восприятия, коммуникативные потенции идеологий, их способность к экспансии, реальное и иллюзорное, рациональное и чувственное в конкретных современных идеологиях, механизмы принятия-отчуждения определенных идеологических ценностей, усвоение различных концепций. Не только научное, но и практическое значение имеют соотносительность политических настроений общества и современных идеологий, определение наиболее благоприятного или менее благоприятного психологического состояния общества для принятия идеологических установок. Как известно, идеология политической партии конкретизируется в программе. Рассматривая ее, политологи основное внимание обращают на содержание, на сконцентрированы в нем политические лозунги, соотносят с политическими реалиями общества, с проблемами других партий. Между социологи исследуют уровень ориентации программы на интересы конкретных социальных групп общества, степень распространенности идей программы в социуме, соотносят их с основными тенденциями в общественном мнении, выясняют степень влияния как в общенациональном масштабе, так и в конкретных группах населения. Политические психологи могут говорить об эффективной деятельности партии, выясняя причины влияния программы, ее соответствие массовых настроений. Плодотворным может быть исследование психологических механизмов мимикрии программы от научного кредо в политических мифов, которые не раз приносили человечеству зло.