Социально-психологические основы страха личности зрелого возраста

Социально-психологические основы страха личности зрелого возраста Формирование национально сознательной, духовно богатой личности гражданина и патриота обусловливают качественно новые требования к содержанию доминирующих чувств зрелой личности. На территории современного постсоветского пространства, в том числе и в Украине, почти век страх навязывался империей как доминирующее нравственное чувство личности при требовании обязательного внешнего демонстрации смелости советского человека. Смелость — это сильнейший страх, который не воспринимается как таковой потому, что подавляется личностью (по Лууле Виилма). Основатель гуманистического подхода в психологии А. Х.Маслоу утверждал, что любая существо стремится и может достичь своего расцвета, если действует в соответствии со своими возможностями, притязаний, опыта и глубинных чувств. Это объясняет, почему далеко не все достигают самоактуализации и реализации себя. Именно глубинные чувства, такие как страх быть успешным (названного А. Х.Маслоу «комплексом Ионы»), становятся причиной, препятствующей самореализации. Этот комплекс проявляется как у женщин так и у мужчин и блокирует их возможности в домогательстве успеха (чаще у женщин). Ведь для личностного роста нужна постоянная готовность рисковать, отказываться от привычных стереотипов, часто противоречит усвоенным качествам женщин быть тенью мужа, хорошей исполнительницей, консервативной и осмотрительной относительно новых идей и планов. Человеческая жизнь слишком важное и слишком ценно, чтобы отдавать его на откуп страха. По К. К. Платоновым «страх — наиболее биологически обусловлена эмоция, как отражение нужды избежать опасности, в основе которой лежит пассивно и активно оборонительный рефлекс».
http://flyinsky.ru/directions/UFA
Поэтому, если этому механизму страха давать более — менее постоянное социальное подпитки (что довольно часто используется в обществе), то эмоция страха перерастает в доминирующее глубинное чувство, способное убить в человеке все человеческое. Практический опыт современной и традиционной психологической помощи взрослым, страдающим от страха и наше пилотажное исследование наличия в опыте лиц разного зрелого возраста (16-18 лет, 18-30 лет, 30-40 лет и 40-50 лет) переживания страха позволили установить, что проблема страха у лиц активного трудоспособного возраста является актуальной. Границы зрелого возраста определены учеными по двум социально значимыми функциями: первая — это самая работоспособность для общества, и вторая — активная реализация репродуктивной функции (на основе социального ожидания принятого в данном обществе). Итак, исходя из этого, актуализируется изучение психологических аспектов зрелого возраста через социальный заказ именно потому, что период зрелости характеризуется наибольшей активностью в плане профессиональной деятельности и работоспособности, высокой реализацией репродуктивной функции и продолжением развития и формирования личностных (психических и социальных) качеств. Анализ психологических источников и глубинное изучение обширной социальной источниковой базы свидетельствует, что достаточно глубоко разработаны отдельные аспекты проблемы страха, однако не хватает фундаментальных работ, в которых было бы научно обосновано систему психологических основ страха как феномена человеческой психики дифференцированной и идентифицированной в соответствии с возрастными особенностями зрелого возраста. Актуальность, теоретико — практическое значение исследования социально — психологических основ страха личности зрелого возраста требуют эмпирического изучения этого явления на разных этапах взрослой жизни. С целью улучшения творческой самореализации зрелой личности ведем поиск путей выявления психологических основ страха и повышения эффективности преодоления его личностями на разных этапах онтогенеза. Это приводит к необходимости глубокого и систематического изучения проблемы страхов у лиц активного трудоспособного возраста: с одной стороны, страхи охраняют от возможных несчастий, но с другой — они ограничивают свободу, не дают личности достичь тех вершин в которых она способна, а отчасти даже попробовать сделать это. А. Х.Маслоу писал: "Я представляю себе самоактуализированного человека, не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека у которого ничего не отнято. НЕ самореализованных, то есть средний человек, это полностью человеческое существо, но с заглушенным и заблокированными способностями и одаренностью ". И в первую очередь они блокируются обществом через механизмы страха. Новый социально-исторический этап развития научной мысли изменил статус национальной науки, определив ее как „ Украинский психологию ", поэтому психологи имеют право и должны проанализировать психогенный наследство современного украинского общества по отношению страха, а с ним и влияние страха личности на разнообразие деятельности и форм социальной активности, сознание и подсознание в период зрелости и их зависимости от общественного сознания. В понятии социально-психологические основы также рассматриваем исторически — общественный опыт предыдущих поколений в переживании страха, что запечатлевается в подсознательном и на базе чего формируется сознание последующих поколений, и самосознание личности. Социальный опыт организован „ империей страха «(голодомор, репрессии, тень „ врага народа», доносы на кровного отца, публичное отречение от родных, авторитарная власть, авторитарное воспитание, культивирования властью страха, социальная эпидемия страха, миллионы запуганы призраком коммунизма — широко известный лозунг "призрак бродит по Европе, призрак коммунизма ») объясняет социально культурные корни психологии страха человек зрелого возраста, необходимо глубоко — научно проанализировать акмеопсихологиею. Психологические основы страха раскрывают закономерности (детерминанты появления, протекания, связи с другими, чувствами), особенности проявления и переживания, механизмы страха (внешние, внутренние, латентные, скрытые, пролонгированные). В психологической коррекции страхов у взрослого человека, ориентированная на личностное восприятие, отмечаем и выделяем познания себя как неповторимой личности и представителя украинской нации, выделяем также психокультурологичний подход, который обеспечивает диалоговое взаимодействие в поликультурном информационном обществе, способствует формированию направленности украинской ментальности и самобытности. В исследовании вопроса историко — общественных предпосылок причинной обусловленности появления страха в национальном менталитете личности зрелого возраста должно быть охарактеризованы и глубоко проанализированы генетические корни внушения страха в сознании украинском, многолетнее использование властью психологических механизмов страха для формирования ущербной самосознания людей, а именно: культивирование страха властью, социальная эпидемия страха, тысячи на службе „ империи страха «, 60000000 замученных репрессиями 1937 — 1953 лет результат войны против собственного народа, с 1927 года уничтожение украинской нации, голодомор 1933 года, создание в массах ненависти к интеллигенции, неотступное и всесуща тень „ врага народа», запрет определенных отраслей науки (в том числе и психологии), табу на изучение отдельных проблем запрет для психологии и изучать ужасно такую эмоцию, что не имеет места в сознании „ советского человека «охоты на диссидентов, авторитарная власть „ единогласно» — «решением трудового коллектива»; авторитарное воспитание на основе требования постоянной публичной самокритики, печально наказание самостоятельно мыслящих психушкой в лучшие времена советской власти, души и судьбы искалечены „ призраком коммунизма ". Все это вместе и в частности составляет непреодолимый социальный опыт поколений в схеме генома культурно — исторического развития человека, характеризует социально исторические и генетические корни страха, как психологического феномена на территории Украины. За последние 10 лет нами исследуется психология страха личности на разных этапах взрослой жизни, изучается генезис проявления страха в зрелом возрасте, психологические особенности каждой возрастной группы, в том числе социально — психологические основы страха (закономерности, особенности, механизмы), приобретают конкретики в соответствии с возрастными особенностями, научная интерпретация понятия страха приобретает прикладного содержания переживаний личности в разные фазы периода зрелости. Дальнейшие научные исследования проблемы видим в том, чтобы осуществить ретроспективный анализ зарубежного и национального опыта психологического исследования страхов, выделить и проанализировать психогенный наследство современного общества, подвергнуть аналитической интерпретации социальный опыт предыдущих поколений по страха; определить формы, факторы, психологические механизмы страхов у личности на разных этапах жизни, выяснить особенности современных зарубежных и отечественных технологий психологической профилактики и коррекции страхов у взрослых личностей; охарактеризовать социокультурные, этнические, психолого-педагогические, культурологические, социально-исторические и общественные факторы, влияющие на формирование социально-психологических основ страха личности зрелого возраста. Литература 1.Л. Виилма Без зла в себе. -Екатеринбург: У-Фактория. -2002. -280с. 2. И. Г.Малкина — Пых Возрастные кризисы взрослости . — (Справочник практического психолога) ... — М.: Изд-во Эксмо, 2005. -416с 3.К. К.Платонов Краткий словарь системы психологических понятий. М .: Высшая школа. -1984. -С.144. 4.А. Х.Маслоу. Дальние достижения человеческой природы / в кн...100 крупных психологов . — М .: Вече. — 2004-С.292-296. 5.Дж. У.Биик Что такое Социофобия / в кн. Тренинг преодоления социофобии . — М.: Издательство Института психотерапии . — 2003 . — 225С.